16 век. Русское государство

Политическим противником и оппонентом Ивана IV был князь Андрей Михайлович Курбский. Его идеалом государственного строя является монархия, при которой царь правит вместе с думой («советом»). Этот орган Курбский называет «избранный совет нарочитых синклитов», или «избранная рада» 45. Курбский много внимания уделяет царским «советникам», противопоставляя добрых злым. С одной стороны, это — «избранные и преподобные мужи, правду... глаголющие не стыдяся», «мужи разумные и совершенные... благочестием и страхом божиим украшенные...   в   военных   н   в   земских   вещах   по   всему   искусные», «советницы... мудрые и мужественные...», «добрые и правду советующие».

Сторонником и идеологом неограниченной монархии являлся Иван IV. Его политическим идеалом было патриархальное «православное истинное христьянское самодержство»28. Царю бог поручил «владеть» царством и его «строить», т. е. быть владыкой над подданными и направлять свою власть на государственное устройство29. Условием могущества страны является повиновение граждан возглавляющему ее правителю: «Аще убо царю не повинуются подовластныя, никогда же от междоусобный брани не престанут» 30.

Чувствуется известная идейная близость между «Беседой Валаамских чудотворцев» и сочинениями Ивана Пересветова. У последнего еще сильнее, чем в «Беседе», заострена тема «грозы» как метода царской политики. Встречаются такие афоризмы: «Без таковыя грозы не мочно в царство правды ввести»; «А не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы», «Не мочно без грозы царство царю держати» 21. Но Иван Пересветов ставит знак равенства между тремя понятиями: «гроза», «правда», «мудрость» 22 , подчеркивая тем самым, что «гроза» — не деспотизм, а проявление государственного разума и справедливости.

Как известно, в некоторых списках «Беседы Валаамских чудотворцев» к ней приписан другой памятник под заглавием «Ино сказание тое ж Беседы». Автор «Иного сказания», как видно, знал текст «Беседы» и касался некоторых вопросов, в ней поднятых, однако решал их в ряде случаев иначе. В «Ином сказании» упоминается «вселенский совет», орган, близкий по назначению к «царскому совету», который фигурирует в «беседе». Но имеются существенные различия. «Царский совет» является светским по характеру, «вселенский совет» создается по «благословению» высшего духовенства.

Становление сословно-представительной монархии нашло отражение в области идеологии. В середине и второй половине XVI в. из среды господствующего класса вышел ряд произведений политической мысли, в которых поднимаются вопросы государственного строя. В них затрагиваются и темы, касающиеся представительных учреждений. Особенно близко к этим темам подходит очень интересный и яркий памятник письменности «Беседа Валаамских чудотворцев», автор которого является сторонником сословно-представительной монархии 1.

Похожие Материалы

Поиск