Сторонником и идеологом неограниченной монархии являлся Иван IV. Его политическим идеалом было патриархальное «православное истинное христьянское самодержство»28. Царю бог поручил «владеть» царством и его «строить», т. е. быть владыкой над подданными и направлять свою власть на государственное устройство29. Условием могущества страны является повиновение граждан возглавляющему ее правителю: «Аще убо царю не повинуются подовластныя, никогда же от междоусобный брани не престанут» 30.

Всякая попытка бояр и вельмож захватить политическое руководство («мимо царей царьствами владети») 31 ведет к усобицам и чревата опасностью для целости государства. Русские самодержцы сильны тем, что «изначяла сами владеют своими государьствами, а не боляре и не вельможи» 32. Российская земля «правитца... своими государи, а не судьями и воеводы, цеже ииаты и стратиги...» 33. Те же страны, где цари были «послушны епархом и сигклитом», в «погибель приидоша» 34 Царь является верховным владыкой для своих подданных и за свои действия не несет ответственности, не подлежит чьему-либо суду. «Доселе, — пишет Грозный Курбскому, — руские обладатели не истязуеми были ни от кого же, но вольны были подовластных жаловати и казнити, и не судилися с ними и ни перед кем» 35.

Свои мысли о самодержавии Грозный иллюстрирует примерами, как взятыми из истории, так и касающимися политического строя современных ему европейских государств. Он ссылается на судьбу Византийской империи, погибшей из-за междоусобных распрей местных правителей («епархом же и ипатом и всему синклиту не престающе о властех и о богатствах меж собя ратоватися и грады и власти и имения стяжевати; греческому же царьству от сих всех разтлевающе») 36. Это урок для России.

Иван Грозный неодобрительно относится к режиму Польского магнатско-шляхетского государства с избираемым королем. Он упрекает Курбского за то, что тот не захотел быть под властью божьей десницы, не захотел «послушным и повинным быти» владыкам, «от господа данным», а решил остаться «самовольством самовластным же» и изыскал себе государя хуже «худейших рабов», который «от всех повелеваем, а не сам повелевая» 37. Речь идет а. польском короле Сигизмунде II. Подчеркивая в обращении к Стефану Баторию, что русские государи получают престол по законному праву, а не по избранию, Грозный писал про себя: «царь и великий князь всеа Русии... по божью изволению, а не по многомятежному человечества хотению» 38. Наследственные права на престол и полнота власти монарха — вот, по мысли Грозного, идеальный политический строй.

В обращении к шведскому королю Иоганну III, отец которого Густав Ваза происходил не из королевского рода и вступил на шведский престол после свержения власти Дании над Швецией, Грозный писал: «ты мужичей род, а не государьской»39, «у вас королевство учинилось от Датцкаго королевства»40 и «первой король — отец твой» 41. Приводя некоторые формулировки шведских дипломатических грамот, Грозный видел в них указание на то, что Швеция не является неограниченной монархией и, следовательно, это не «совершенное королевство»: «советники и вся земля» у короля значились «в товарыщех», а он «у них в головах, кабы староста в волости»42.

Иван Грозный иронически относится к сословно-представительному строю Англии. В издевательском тоне обращаясь п 1570 г. к английской королеве Елизавете, он подчеркивал ее зависимость от сословий и особенно от «третьего сословия»: «И мы чаяли того, что ты иа своем государьстве государыня и сама владееш к своей государьской чести смотриш и своему государству прибытка... Ажио у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые...» 43.

Грозный с гордостью говорил, что сам он ни у кого не похитил престол, а получил его по наследству от отца: «Яз восхищеньел ли, или ратью, или кровью сел на государство? Народился есми божиим изволением на царство, и не мню того, как меня батюшка пожаловал, благословил государством, да и взрос семи па государстве» 44.

Сноски

  • 28 Послания Ивана Грозного. Подгот. текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье. М.—Л., 1951, с. 10, 71, 125.
  • 29 Там же, с. 27—28, 87—88.
  • 30 Там же, с. 43, 104, 128.
  • 31 Там же, с. 28, 88.
  • 32 Там же, с. 15, 76.
  • 33 Там же, с. 30, 90, 127. 34 Там же, с. 26, 87-88.
  • 35 Там же, с. 44, 104.
  • 36 Там же, с. 24, 85. 37 Там же, с. 62, 136.
  • 38 Там же, с. 213.
  • 39 Там же, с. 153.
  • 40 Там же, с. 157.
  • 41 Там же, с. 156.
  • 42 Послания Ивана Грозного, с. 155—156.
  • 43 Там же, с. 130, 155, 171, 225, 246.
  • 44 Там же, с. 210.

Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. - М.: 1967. С. 96-98.

Поиск