Земский собор и опричнина - Обсуждение царских грамот

Был ли указ об опричнине утвержден на земском соборе? Вопрос дискуссионный. Некоторые авторы отвечают на него утвердительно [Н. И. Костомаров (54), А. А. Зимин (55), С. О. Шмидт (56), Р. Г. Скрынников (57)]. Решает его отрицательно Н. И. Павленко (58). Думается, полемика в значительной мере основана на неясности исходных позиций: что такое собор? Имеются сложности и в датировке собора. Есть предположение, что он открылся еще до 3 декабря 1564 г. — дня отъезда Ивана Грозного в Александрову слободу (59). Но об этом в нашем распоряжении нет данных.

Содержание материала

Обсуждение царских грамот

Царские грамоты обсуждались, видимо, на митрополичьем дворе. Порядок их обсуждения летопись излагает не очень отчетливо. Она называет три группы лиц, собравшихся у митрополита и вблизи его двора:

1) высшие церковные иерархи;

2) бояре, окольничие, дети боярские, приказные люди, «священнический и иноческий чин»;

3) «гости и купцы и все граждане града Москвы» (65).

Нет оснований считать, что вторая группа присутствовала «неофициально» (66). Но, очевидно, собрались и просто любопытствующие. Их летопись обозначает словами «множество народа». Собрание сословий могло перейти в вечевую сходку. Грамоты рассматривались не просто «адресатами» (67), а теми социальными группировками, которых они затрагивали. Члены «освященного собора» «в велице недоумении быша», остальные группы подавали челобитные, «молиша» митрополита и «освященный собор» склонить «царя на милость», чтобы тот «государьства своего не оставлял, и своими государьствы владел и правил». Митрополит (судя по летописи) отправил делегацию к Грозному (новгородского архиепископа Пимена и чудовского архимандрита Левкия) ходатайствовать о снятии опалы. Кроме того, в Александрову слободу самостоятельно поехали представители всех трех сословных групп (68).

––

65 ПСРЛ, т. 13, ч. 2, с. 392-393.

66 Павленко Н. И. Указ. соч., с. 94—95.

67 Там же.

68 ПСРЛ, т. 13, ч. 2, с. 393.