Земский собор и опричнина - Особенность земского собора 1565 г.

Был ли указ об опричнине утвержден на земском соборе? Вопрос дискуссионный. Некоторые авторы отвечают на него утвердительно [Н. И. Костомаров (54), А. А. Зимин (55), С. О. Шмидт (56), Р. Г. Скрынников (57)]. Решает его отрицательно Н. И. Павленко (58). Думается, полемика в значительной мере основана на неясности исходных позиций: что такое собор? Имеются сложности и в датировке собора. Есть предположение, что он открылся еще до 3 декабря 1564 г. — дня отъезда Ивана Грозного в Александрову слободу (59). Но об этом в нашем распоряжении нет данных.

Содержание материала

Особенность земского собора 1565 г.

Особенность земского собора 1565 г., по-моему, заключается в том, что он собрался не по инициативе царя, а по инициативе сословий, в отсутствие царя. Демонстративное заявление Грозного «духовным и светским чинам» о «передаче им своего правления», церковное молебствие и публичное «благословение народа» (если все так и было) — это акты, еще не связанные с деятельностью земского собора, но подготовившие для него почву.

Несмотря на недостаточность и неясность источниковедческой базы, имеются все основания утверждать, что отъезд Грозного из столицы вызвал активизацию действий сословных групп, причем отнюдь не стихийного характера, а в организованных формах собора. Этот собор, рожденный к жизни необходимостью решить основной государственный вопрос — о главе государства, нельзя назвать иначе как «земским» (он рассматривал «великое земское дело»).

С отъездом из Москвы царя, части господствующего класса, государственного аппарата, военных сил административная система в городе расшаталась, военно-политическая власть ослабла: «...все приказные люди приказы государьские отставиша и град отставиша, никим же брегом...» (72). В этих условиях представители сословий, бывших в Москве, взйли на себя инициативу восстановления подорванного порядка и сконструировались в зем-ский собор. Это не значит, что между ними было единство. Напротив, социально-политические противоречия вскрылись сразу. Представители господствующего класса феодалов в ответ на послание Ивана IV заявили себя приверженцами монархии: «Како могут быть овцы без пастыря? егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца, кто изметца от них? Такоже и нам как быти без государя?» Что касается гостей, купцов и «всех гра-жан града Москвы», то они, помимо заявлений монархического порядка, проявили антибоярские настроения. Они били челом, чтобы царь «их на разхищение волком не давал, наипаче же от рук силных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят» (73).

Отсутствие единства в среде земского собора сказалось и в том, что не было организовано общее посольство в Слободу. Представители отдельных сословных групп отправились «сами о собе».

––

72 ПСРЛ, т. 13, ч. 2, с. 393.

73 Там же.