Земский собор 1566 г. о продолжении войны с Польско-Литовским государством - с.108

Учреждение опричнины было для Ивана Грозного шагом к укреплению самодержавия. Узаконив начала сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия расчищала путь к абсолютизму. Но и в дальнейшем Иван Грозный не смог обойтись без помощи сословных учреждений. В 60-х годах XVI в. в условиях сложной внешней политики, проводимой Русским государством, и напряженной Ливонской войны правительство обращается к земскому собору по вопросам, касающимся международных отношений.

Содержание материала

с.108

Терминология документа очень последовательная: духовенство предлагает царю «совет», служилые, приказные люди, купцы изъявляют свою «мысль».

Характерен и формуляр грамоты. В конце ее — обобщающая статья о рукоприкладстве представителей ряда сословных групп к «своим речам», о печатях, привешенных к грамоте высшими духовными иерархами, о крестоцеловании царю светских участников собора. Грозному не только было нужно знать мнение членов собора, но и требовалась их поддержка. Поэтому и соборная грамота выступала не столько как приговор или протокол, сколько как акт присяги. Так и расценил ее составитель описи Царского архива XVI в.: грамота, «на чем государю дали правду» (81).

В летописи есть указание на дату собора — 28 июня 1566 г. В официальном документе не говорится, когда происходил собор, но сказано, что грамота «писана во государстве, государя нашего дворе града Москвы лета 7074 июля 2» (82). Сопоставляя эти данные, можно сделать вывод, что на работу земского собора и оформление его документации ушло пять дней (28 июня — 2 июля).

Присутствовал ли на соборе сам царь Иван Васильевич? В литературе высказывалось предположение, что его не было (83). Источники не дают ясного ответа на этот вопрос. Судя по летописи, Иван IV «говорил» с участниками собора. Формулу «государь нам говорил» грамота употребляет, лишь воспроизводя речь членов «освященного собора». В речах представителей других сословных групп фигурирует иная формула: «по государя своего цареву и великого князя приказу», «по государскому наказу» (84). Во всяком случае, несомненно если не повседневное личное присутствие на соборе Грозного, то его непрерывное активное участие. Направляющая рука главы государства чувствуется на протяжении всего хода обсуждения.

Неясно, был ли на соборе князь Владимир Андреевич Старицкий? Летопись называет его первым среди тех, кто участвовал в соборных заседаниях. В грамоте он вообще не упоминается.

---

81 Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года, с. 43.
82 Акты, относящиеся к истории земских соборов, с. 10.
83 Беляев И. Д. Земские соборы на Руси, изд. 2. М., 1902, с. 24.
84 Акты, относящиеся к истории земских соборов, с. 2, 3, 6, 7, 8, 9.