Опричный террор - Кульминация опричного террора — конец 1569 — лето 1570 г.

Безудержное стремление, которое испытывал Иван Грозный к усилению личной власти и его методы борьбы с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет отпечаток деспотизма. При этом роль, которую играла опричнина, определял тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Тем самым усиливались и само самодержавие, и его деспотичные черты, пример которому - опричный террор. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жестокостью [1].

Содержание материала

Кульминация опричного террора — конец 1569 — лето 1570 г.

Летом 1569 г. царь получил донос: Новгород Великий, город, который всегда был под подозрением, задумал изменить: царя извести, на его место посадить старицкого князя Владимира Андреевича и передаться под власть короля польского (в 1569 г. королевство Польша и Великое княжество Литовское превратили личную унию в государственную, создав объединенное государство — Речь Посполитую) [13]. Доносчиков не смущала несуразность взаимоисключающих обвинений: какое дело новгородцам, кто будет сидеть на русском престоле, если они станут подданными польского короля; зачем им переходить под иноземную власть, если русским царем станет любезный им Владимир Андреевич? Царь выступил в поход против русского города. Перед этим он в сентябре 1569 г. вызвал к себе Владимира Андреевича с женой и младшей дочерью и заставил их принять яд. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке. Погибло множество жителей, были уничтожены содержавшиеся там ливонские и литовские пленные. В январе 1570 г. начался погром в Новгороде, продолжавшийся больше месяца. Погибло от трех-четырех тыс. (по подсчетам Р. Г. Скрынникова) до 10—15 тыс. человек (как полагает В. Б. Кобрин). Были ограблены новгородские церкви. В селах и деревнях Новгородской земли свирепствовали разбойничьи шайки опричников, опустошавшие и помещичьи усадьбы, и крестьянские дворы, убивавшие жителей, вывозившие насильно крестьян в свои поместья и вотчины. Несколько десятков человек погибло и в Пскове.

В феврале 1570 г. Иван Грозный с своим опричным карательным отрядом прибыл в Москву. Следствие по делам об измене кончилось лишь к началу июля, захватив не только «земских», но и некоторых из опричных людей. Среди последних оказались такие близкие Грозному люди, как князь А. И. Вяземский и Басмановы [14]. Их подвергли пыткам, «торговой казни» (публичному наказанию кнутом), затем сослали. В том же году они умерли. Их место заняли Малюта Скуратов и Василий Грязной. Казни продолжались весь 1570 г. [15]

15 июля 1570 г. состоялась публичная казнь более ста человек на Красной площади в Москве. Перед смертью людей подвергали нечеловеческим мучениям: резали живьем на куски, варили в котлах. В качестве палачей орудовали и сам царь, и его двадцатишестилетний сын царевич Иван, и опричные бояре и воеводы. Кое-кому из них через год-два пришлось тоже сложить головы на плахе [16].

25 июля 1570 г. были казнены глава Посольского приказа И. М. Висковатый, дьяки ряда важнейших земских приказов — Посольского, Поместного, Большого прихода и других, а также привезенные из Новгорода «опальные» [17].

События июля 1570 г. показали, что после выполнения основных задач по борьбе с пережитками политической раздробленности опричнина явно изжила себя [18].

Решительный перелом в истории опричнины относится к лету 1571 г. Сразу же после похода Девлет-Гирея был казнен главнокомандующий опричным войском князь Михаил Черкасский. Погибли и другие опричники, мнимые и действительные виновники военных неудач. Были казнены князь В. И. Темкин-Ростовский, неудачно оборонявший Москву от крымцев, В. П. Яковлев, отличившийся при осаде Ревеля грабежами и убийствами. Более ста видных опричников были отравлены царским лекарем Елисеем Бомелием. Опричнина была обезглавлена.

-----

  1. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. – М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 81.
  2. Очерки истории СССР. Конец XV в. – начало XVII в. / Под ред. А. Н. Насонова, Л. В. Черепнина, А. А. Зимина. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 307.
  3. Зарезин М. И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. – М.: Вече, 2004. С. 363.
  4. Кобрин В. Б. Иван Грозный. – М.: Моск. рабочий, 1989. С. 73–75.
  5. Нестяжатели (заволжские старцы) – церковно-политическое течение в русском государстве конца XV – середины XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от «стяжания» земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифиляне. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531 гг. (Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 1042.)
  6. Осифиляне (иосифиляне) – церковно-политическое течение в русском государстве конца XV – середины XVI вв. Идеолог – Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Первоначально были сторонниками теории господства церкви над светской властью, затем признали теократический характер самодержавия (Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 588.)
  7. Очерки истории СССР. Конец XV в. – начало XVII в. / Под ред. А. Н. Насонова, Л. В. Черепнина, А. А. Зимина. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 318.
  8. Скрынников Р. Г. Святители и власти. – Л., 1990. С. 211.
  9. Полное собрание русских летописей. Т. ХХХIV. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. – М., 1978. С. 190.
  10. Скрынников Р. Г. Иван Грозный и его время. – М.: Знание, 1991. С. 21.
  11. Очерки истории СССР. Конец XV в. – начало XVII в. / Под ред. А. Н. Насонова, Л. В. Черепнина, А. А. Зимина. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 309.
  12. Очерки истории СССР. Конец XV в. – начало XVII в. / Под ред. А. Н. Насонова, Л. В. Черепнина, А. А. Зимина. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 310.
  13. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки о России IX – начала XX в. – М.: Политиздат, 1991.С. 137.
  14. Веселовский С. Б. Синодик опальных царя Ивана, стр. 270-271, 303-304. Цит. по: Очерки истории СССР. Конец XV в. – начало XVII в. / Под ред. А. Н. Насонова, Л. В. Черепнина, А. А. Зимина. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 311.
  15. Древняя Русь и Московское государство / Отв. ред. А. В. Лубский. – Ростов н/Д: Логос, 1999. С. 208.
  16. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки о России IX – начала XX в. – М.: Политиздат, 1991.С. 137-138.
  17. Веселовский С. Б. Синодик опальных царя Ивана, стр. 270-271, 303-304. Цит. по: Очерки истории СССР. Конец XV в. – начало XVII в. / Под ред. А. Н. Насонова, Л. В. Черепнина, А. А. Зимина. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 311.
  18. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. – М.: Наука, 1982. С. 126.

См. Внутренняя политика Ивана IV Грозного в 1572-1584 гг.

istoriirossii.ru