К началу XVII века положение Русского государства было критическим, оно находилось на краю гибели. Но освободительная война против польско-литовских захватчиков закончилось победой. Романовы были избраны на царство.

Внутреннее и внешнее положение правительства было крайне затруднительным. Административный аппарат был разрушен. Сельское хозяйство упало, посевные площади сократились, дворянские поместья и вотчины «стали в великом разорении и запустели». Не только в окраинах, но и в центральных областях было неспокойно. В центре, на севере и на юге орудовали шайки непокорных казаков, ногайские татары подходили к самой Москве. Шведы осаждали Псков, Поляки сидели в Смоленске и вновь сделали в 1618 г. последнюю попытку навязать Москве своего царя.

Первыми мероприятиями правительства было восстановить хозяйство, правительственный аппарат и организовать вооруженные силы. С этой целью пришлось наделять служилых людей новыми поместьями. Для крестьян было облегчено податное обложение введением так называемой «живущей четверти», т.е. обложение земли с учетом имеющихся наличных дворов.

Особенно плохо обстояло дело с государственными финансами. Весь XVII век проходил для русского государства под знаком финансового расстройства. Основной капитал феодального государства – государственный земельный фонд – был в значительной степени растрачен. Из-за финансовой нужды государство прибегало даже к такой мере, как распродажа государственных и дворцовых земель.

Правительство принуждено было обращаться к займам у частных лиц, у именитого купечества (Строгановых, Свешниковых, Никитниковых и др).

Тяжесть обложения сельского, посадского, городского и промышленного люда вызывала частые волнения и прямые восстания населения. Попытка перехода к косвенному обложению, например, соли в финансовом отношении ничего не дала, но вызвала (1648 г.) бунты в Москве и других городах.

Внутренняя политика первых Романовых носила характер не всегда удачных компромиссных попыток вывести государство из состояния экономической разрухи путем хотя бы некоторого облегчения экономических тягот наиболее обремененных и разоренных экономических классов – крестьянства и мелкого посадского люда.

Эти мероприятия часто шли вразрез с интересами дворянства и высшего купечества, на которых опиралось правительство. Поэтому они практически не осуществлялись или даже вскоре формально отменялись.

В классовой структуре и классовых отношениях страны во второй половине XVII века произошли изменения по сравнению с его первой половиной. С завершением образования централизованного государства и с формированием единого национального рынка государственная власть, опираясь на феодально-крепостническое дворянство, вынуждена была считаться и с возрастающей силой зарождающейся буржуазии, крупного капитала, крупного купечества.

Интересы этого последнего не всегда совпадали с интересами феодально-поместного класса. Поэтому в политике государства и проявляется тот двойственный ее характер, который был обусловлен его классовой структурой как государства помещиков и торговцев.

Все это придавало экономике XVII века переходный характер.

Литература

  1. История народного хозяйства СССР. Т.1. – М.: Политиздат, 1956.
  2. История России с древних времен до второй половины XIX века. Курс лекций / Под ред. Проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 1994.
  3. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б. А. Рыбакова. – М.: 1975.
  4. Ключевский В. О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990.
  5. Костомаров Н. И. Бунт Стеньки Разина. Исторические монографии и исследования. М.: Чарли, 1994.
  6. Платонов С. Ф. Учебник русской истории.– М.: Прогресс. 1992.

istoriirossii.ru

Поиск