Земство - система местного самоуправления в России с 1864 года

В 1864 г. система местного самоуправления — земство — была введена более чем в 30 губерниях Европейской России (Бессарабской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Орловской, Пензенской, Пермской, Петроградской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской, Харьковской, Херсонской, Черниговской) из 89 губерний Российской империи.

В 1906 г. земское самоуправление было учреждено еще в 6 западных губерниях (Витебской, Волынской, Минской, Могилевской, Киевской, Подольской), а в 1913 г. — в Астраханской, Оренбургской и Ставропольской.

Земские органы самоуправления делились на распорядительные (собрания гласных) и исполнительные (земские управы).

Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые в свою очередь избирали губернскую управу.

В губернских и уездных земских собраниях председательствовали губернские и уездные предводители дворянства. Земские собрания контролировали работу управ, утверждали бюджет.

Земская администрация в подавляющем большинстве состояла из представителей интеллигенции и образованного дворянства, являвшегося социальной базой развития либерального движения в России.

В конце XIX в. в губернских земских собраниях состояло 87% потомственных дворян, 88% гласных окончили высшие и средние учебные заведения [53].

Согласно «Положению о губернских и земских учреждениях» (1864), земская деятельность включала так называемые обязательные и необязательные повинности.

В первую группу входили содержание тюрем, устройство дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников и полиции, распределение земских налогов и государственных податей.

К необязательным относились страхование от пожаров, продовольственная и медицинская помощь населению, организация народного образования. Несмотря на то что медицинская помощь была отнесена к числу необязательных повинностей, она с первых лет существования стала занимать важное место в деятельности земских организаций.

В земских губерниях учреждения приказов общественного призрения и их капиталы передавались земским организациям.

Источниками доходов земских организаций являлись сборы с недвижимых имуществ (сборы с крестьянских надельных земель, с казенных и удельных, с частновладельческих земель, фабрик и заводов, городских имуществ), а также сборы с документов на торговлю и промыслы, плата за лечение и медикаменты, пособия от казны на народное образование, агрономию и психиатрию.

Земцам разрешалось устанавливать дополнительные сборы на медицинские нужды и принимать частные пожертвования. Согласно закону от 12 июня 1900 г., земство могло увеличивать обложение не более чем на 3% в год.

Министерство внутренних дел из политических соображений не допускало земских межгубернских объединений и съездов. Исключением стал созванный в 1881 г. областной съезд земских представителей южных губерний по вопросу о мерах против эпидемии дифтерии в Европейской России.

История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-
начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. - М., 2014.