Юнкерские училища 60-х гг. XIX в.

Учреждение юнкерских училищ являлось самым основным преобразованием в реформе военно-учебных заведений. Согласно утвержденному Александром II положению Военного совета о юнкерских училищах, целью их существования объявлялось «доставление служащим в регулярных войсках юнкерам и вольноопределяющимся, а также урядникам из дворян и обер-офицерских детей иррегулярных войск, научного и строевого образования, необходимого для офицера».

В 1864 году были открыты два пехотных юнкерских училища: Московское и Виленское, а 1 января 1865 года переустроены на основании проектируемого положения Варшавское и Гельсингфорское.

В 1865 году были открыты Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское пехотные училища, Тверское и Елисаветградское кавалерийские, а в 1866 г. — Казанское и Тифлисское.

В 1868 г. было открыто новое Петербургское пехотное училище на 200 юнкеров. Таким образом, число выпускаемых офицеров из военно-учебных заведений значительно возросло.

После образования юнкерских училищ производство в офицеры за выслугу лет было прекращено окончательно. Для получения звания офицера стало требоваться либо окончание военно-учебного заведения, либо сдача установленного экзамена при нем.

Но все же имелось много попыток производства по прежним правилам, хотя все они в большинстве своем решительно пресекались. Так, например, один из станичных атаманов Кубанского казачьего войска в 1871 году отослал список казаков на производство в хорунжие наказному атаману кубанского казачьего войска Михаилу Аргирьевичу Цакни. Ответ наказного атамана не заставил себя ждать:

«Производство урядников за выслугу лет в первый офицерский чин по прежним правилам на основании приказа военного министра № 176 от 1870 года - прекращено, а производятся они в настоящее время по окончании курса в юнкерских училищах или по выдержании установленного экзамена по программам для тех училищ. Только исполнившие данное условие могут быть представлены в хорунжие».

Из всех представленных только урядник Роман Селютин, который сдал экзамен в городе Екатеринодаре, находясь в юнкерской команде, был утвержден в звании хорунжего, остальные остались урядниками  и  далее.

Проблема комплектования офицерского состава в казачьих войсках

Практически за каждым из казачьих войск  были закреплены юнкерские училища, в которых они могли сдать офицерский экзамен, или даже имели там свои вакансии. Так, например, уроженцам войска Донского, окончившим курс гимназии, предоставлялось право впредь до учреждения на Дону урядничьего училища поступать в Елисаветградское юнкерское училище на один год, без экзамена прямо в старший класс.

Причем данной категории лиц можно было даже не служить, как ранее 3 месяца в строю, чтобы не терять один год, ведь экзамены в гимназии заканчивались в 20-х числах июня, а курс в юнкерском училище начинался 1 сентября. Поступающие в училище казаки, были подчинены всем правилам установленным для юнкеров училища.

Таким образом, после издания нового положения о производстве в офицеры казачьи войска стали испытывать определенные проблемы с комплектованием офицерского состава, так как, с одной стороны, производство офицеров за выслугу лет прекращено, а с другой — количество вакансий в военно-учебных заведениях так мало, что не может удовлетворить даже минимальным потребностям войск в офицерах.

Сдача же офицерского экзамена в юнкерских училищах не являлась целесообразной, так как казакам в большинстве случаев не хватало знаний чтобы  его  сдать. Необходимы были меры,  чтобы  исправить  возникшее положение дел, к числу которых должно быть обязательно отнесено открытие новых военно-учебных заведений, желательно специально для казачества.

Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.