Юнкерские казачьи училища второй половины XIX века - Правила поступления

Значимой составляющей военной реформы 60-х гг. XIX в., во главе которой стоял Д. А. Милютин, было преобразование военно-учебных заведений. В эти годы Александром II было утверждено положение Военного совета о юнкерских училищах. Их учреждение являлось самым фундаментальным изменением, касающемся военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров.

Содержание материала

Правила поступления

В 1876 году вышли новые правила для производства в офицеры казаков, согласно которым вводился принцип разделения на разряды, по правам на образование. Казаки, пользующиеся правами по образованию 1-го, 2-го и 3-го разрядов, допускались без ограничений каких-либо сроков в строю к поступлению в юнкерские или военные училища, а также сдачи в них офицерского экзамена, но только по представлению своего начальства.

Те казаки, которые пользовались правами по образованию 4-го разряда, могли получить право поступления в юнкерские училища, либо сдачи в них офицерского экзамена только по выслуге на действительной службе не менее 3-х лет, из которых год в урядничьем звании. После чего, удостоенные к поступлению, отправлялись в училища по распоряжению своих командиров.

Поступить можно было сразу в старший или специальный класс, для чего необходимо сдать установленный экзамен. Чтобы поступить в младший класс с удовлетворительными успехами, необходимо было получить на экзамене не менее семи баллов.

Однако даже получение таких баллов в теории не могло гарантировать поступление казака, так как зачисление производилось в соответствии с полученными на приемном экзамене баллами и по старшинству их. А при их равном количестве, например, у двух человек, предпочтение отдавалось тем, у которых были награды, боевые заслуги, ранения, участие в войне или просто до выслуги срока на производство в офицеры оставался меньший срок. Но первые приемные экзамены показали, что далеко не все могут показать даже умеренные знания, поэтому принимали всех, кто просто на экзамене получал положительную оценку.

Программа приемного экзамена для поступления в старший класс была гораздо сложней, чем для поступления в младший класс, что предопределило очень малое количество поступающих в старший класс.

В первые годы существования училищ к поступающим относились снисходительно, и очень большой процент казаков смог поступить в училище. Но в дальнейшем приемные комиссии стали более объективно принимать экзамены, и число непоступивших в училища возросло.

Особенно плохо дело обстояло в тех областях, где было недостаточно развито начальное образование. Так, в 1873/74 учебном году в Ставропольское казачье юнкерское училище прибыло для поступления: вольноопределяющихся   кавказской   кавалерийской   дивизии   21   человек, урядников кубанского и терского казачьих войск — 53, кроме того, от кубанского казачьего войска не явилось 6 урядников.

Из этого числа было принято по экзамену в старший класс 3 драгуна, в младший класс 15 драгунов и 43 казака. Из числа поступивших лучшими по подготовке в науках оказались урядники Терского казачьего войска. Драгуны показали знания в меньшем объеме, а самые худшие знания продемонстрировали урядники Кубанского казачьего войска. А вот по строевому образованию казачьи урядники показали гораздо лучшую подготовку, чем драгуны, причем терцы опять были лучше всех, но на общее неудовлетворительное положение это мало повлияло.