Дициплина и внутренний порядок
В юнкерских казачьих училищах в 70—90-х гг. XIX века особое внимание уделялось не только обучению, но и воспитанию юнкеров, причем оно производилось как в воинском духе, так и в духе традиций казаков.
Казачьи отделы, а особенно казачьи училища привали своим воспитанникам войсковое товарищество, исключая негативные явления, связанные со старшинством верхнего класса.
В обязательном порядке в училищах требовали от юнкеров знания славной истории своих казачьих войск, а также войсковых традиций. Необходимо было привить юнкерам любовь как к своему краю, так и к Отечеству в целом, учитывая специфику казачьих войск.
Юнкера воспитывались на высоконравственных началах, командование пыталось, чтобы слова «честь» и «достоинство» стояли на первом месте. Каждое казачье юнкерское училище и казачий отдел в своей жизнедеятельности стремились к развитию в юнкерах одновременно физических, умственных и нравственных сил, становлению характера, к укреплению воли и улучшению нравов. Одним словом командование пыталось усовершенствовать все стороны человеческой природы обучающихся юнкеров.
В каждой казачьей сотне училищ были назначены вахмистры из самых достойных юнкеров, которые выполняли управленческую и дисциплинарную функции, они по возможности помещались в отдельных покоях.
Кроме этого в училищах действовал институт младших командиров, которые также назначались из юнкеров и носили название «старших взводных» и «младших портупей-юнкеров», но они помещались только в своих взводах и, подобно вахмистрам, следили за порядком. Им не предоставлялось право непосредственно налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных, но они могли доложить о неповиновении юнкера, и его начальник офицерского звания наказывал провинившегося.
Все вышеобозначенные категории лиц в форме одежды имели знаки отличия от других юнкеров. Так, например, вахмистрам присваивались лычки из широкого галуна, у них была фуражка с козырьком и дополнительная тесьма по верхнему краю наружного обода кивера.
Необходимо иметь в виду, что звания были установлены не только с целью выделить юнкеров для несения унтер-офицерских обязанностей, но, вместе с тем, как весьма существенное средство для поощрения выдающихся нравственными качествами, серьезным отношением к служебному долгу и успехами в занятиях классных и строевых, к тому же это накладывало на других юнкеров дополнительный стимул стремиться к назначению на эту должность.
За порядком в подразделениях наблюдали должностные лица и дежурные. Состав наряда в различных казачьих подразделениях в зависимости от их штата и решаемых задач был неодинаков. Так, в Ставропольском казачьем юнкерском училище ежедневно назначались дежурными:
- по училищу – офицер,
- по сотне – юнкер старшего класса,
- по околотку – один из младших урядников,
- по кухне,
- по конюшне,
- по читальне – юнкера обоих классов, и наконец,
- дневальными по взводу или полусотне – только юнкера младшего класса.
Каждый офицер имел обстоятельные и подробные сведения о юнкерах своего взвода, которые были записаны в книжке «взводного командира», служившей основанием для составления периодической отчетности, представлявшейся начальнику училища. Эти периодические отчеты представлялись начальнику училища по особой форме и заключали в себе сведения о числе юнкеров с баллами за их поведение, перечень взысканий, наложенных за поступки, с перечислением их, а также юнкеров, не замеченных ни в каких проступках.
Таким образом, дисциплина, и внутренний порядок полностью отражали военную организацию данных военно-учебных заведений, где в меньшей мере были элементы гражданского характера, а в большей — военного.