Совершенствование фабричного законодательства, реагировавшего на рост революционного настроения в обществе, активная деятельность фабричной инспекции, а также пристальное внимание со стороны медицинской общественности к вопросам охраны здоровья работающего населения России обусловили позитивные сдвиги в медицинском обслуживании рабочих в начале XX в. (табл. 4).

Таблица 4. Организация медицинской помощи рабочим России в 1907 г. по сравнению с 1897 г. [8, с. 46]

Число работающих на предприятии, чел.

Число предприятий, на которых была организована медицинская помощь, %

1897 г.

1907 г.

До 100

10

17

От 100 до 500

70,8

87,2

О т 500 до 1000

87,7

96,7

Более 1000

95,3

94,6

В то же время в 1908 г., по данным Министерства торговли и промышленности, из общего числа 5439 промышленных предприятий (с 1 528 600 рабочими) амбулатории и больницы были лишь на 364 заводах с 798 279 рабочими, т.е. на 17,7% предприятий, где работали 52,2% рабочих. Из предприятий, имеющих медицинские учреждения, 60% фабрик и заводов (38,2% рабочих) имели только амбулатории, оказывающие примитивную медицинскую помощь. На 541 фабрике с 101 911 рабочими (10% фабрик с 6,6% рабочих) медицинскую помощь оказывали земские, городские и другие учреждения и частнопрактикующие врачи по соглашению с фабрикантами. Показательно, что в 1912 г. не пользовалось никакой помощью предпринимателей 19% постоянных и 28% временных городских рабочих [8, с. 46J.

Под влиянием революционного рабочего движения врачебная общественность, в частности Пироговские съезды, стала уделять все большее внимание вопросам фабрично-заводской медицины (VII 1-Х Пироговские съезды). На VIII Пироговском съезде была создана самостоятельная секция фабричной медицины. На съездах определились два течения, отразившие противоположные политические направления в стране.

С одной стороны, деятели земской медицины и руководящее ядро Пироговских съездов считали наилучшим решением передачу медико-санитарного обслуживания предприятий земствам и городам, полагая, что тем самым медицинское дело на фабриках и заводах будет избавлено от произвола владельцев и управляющих и примет общественный характер. Эта точка зрения была отражена в Постановлении IX Пироговского съезда (1904) [27, с. 422|. Давая резко отрицательную характеристику состоянию фабричной медицины и указывая на отсутствие необходимой законодательной охраны и регламентации, выступавшие на Пироговских съездах неоднократно подчеркивали, что фабричный врач — вольнонаемник хозяина — не играет крупной роли в охране здоровья рабочих, его положение немногим лучше простого рабочего.

С другой стороны, рабочие организации требовали передачи медицинского дела на фабриках и заводах в руки самих рабочих. В некоторых местах рабочие профессиональные союзы сумели создать самоуправляющиеся добровольные страховые организации и привлечь к работе в них врачей, примкнувших к рабочему движению или сочувствовавших ему. Такая добровольная страховая касса была организована в 1905 г. при Петербургском союзе металлистов и существовала до 1909 г. Созданная тогда же страховая касса в Екатеринославе охватывала рабочих 59 промышленных предприятий и располагала крупной больницей и большим числом врачей. Стали возникать также объединения фабричных врачей (в Москве, Баку и других городах) [7, с. 376-383].

В 1904 г. было создано Московское общество фабричных врачей, которому принадлежит заслуга организации двух всероссийских съездов фабричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности в 1909 и 1911 гг. Ранее состоялись местные съезды: в Таганроге, Харькове, Екатеринославе. Подобные общества были созданы позднее в Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве, Екатеринославе и других промышленных городах [8, с. 48].

Рабочие делегаты в своих выступлениях на съездах связывали вопросы организации фабрично-заводской медицины с задачами политического и социального переворота. На I Всероссийском съезде фабричных врачей в январе 1909 г. (Москва) обсуждались актуальные вопросы фабричной медицины: об организации инспекции труда, страховании рабочих от несчастных случаев и на случай болезни, о задачах фабрично-заводской медицины, санитарном состоянии фабрик и заводов и их влиянии на окружающее население, состоянии здоровья и физическом развитии рабочих в различных отраслях промышленности и др. Земские деятели отстаивали прежнюю точку зрения о передаче фабрично-заводской медицины земству. Съезд после продолжительного обсуждения принял следующее постановление: «Отвергая одинаково как оставление врачебного дела в заведовании предпринимателей, так и передачу его органам местного самоуправления, съезд находит единственно целесообразным и соответствующим интересам рабочего класса передачу всего врачебного дела для всех отраслей наемного труда в руки самоуправляющихся рабочих больничных касс» [25].

В программу II съезда фабричных врачей (14-22 апреля 1911 г.), проходившего под контролем полиции, вошли такие актуальные вопросы,как страхование рабочих от болезней, увечий, старости, инвалидности; законодательные нормы страхования; борьба с алкоголизмом; меры по разрешению жилищного вопроса для рабочих; положение беременных работниц и кормящих матерей на предприятиях и создание женской фабричной инспекции; распространение инспекции на все виды наемного труда; задачи фабричного врача; вопрос о судьбах фабричной медицины.

На II съезде, как и на I, вспыхнула дискуссия о перспективах и нуждах фабричной медицины. Съезд внес свои предложения в обсуждавшийся в Государственной думе правительственный законопроект о страховании рабочих и подтвердил, что лечебное дело на предприятиях необходимо передать самоуправляющимся больничным кассам [26].

Вопрос о государственном страховании рабочих рассматривался еще с 80-х годов XIX в. Первые больничные кассы, ставшие основным звеном страховой медицины, стали создаваться в России почти одновременно с их возникновением в Англии, Бельгии, Голландии, Норвегии, Швейцарии, Швеции, чему во многом способствовал рост рабочего движения в стране. В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет законов о страховании рабочих [19], фактически создав две отрасли страхования: на случай болезни и от несчастных случаев [2].

На случай болезни рабочие страховались во вновь создаваемых учреждениях — больничных кассах; они должны были действовать при предприятиях, причем страховые взносы на их содержание вносили (и, соответственно, управляли их деятельностью) как предприниматели, так и рабочие. Для страхования несчастных случаев в губерниях (областях) и в крупных городах создавались страховые товарищества, содержание и управление ими осуществлялось только предпринимателями.

По Закону 1912 г., амбулаторное лечение и первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях должны были предоставляться участникам больничных касс за счет предпринимателя, а стационарная помощь и родовспоможение — на общем для населения основании. Закон разрешал предпринимателям содержать собственные лечебницы или заключать соглашения с городскими и земскими больницами, но не вменял это в обязанность.

По закону страхование на случай болезни не распространялось на железнодорожных, почтово-телеграфных, строительных, сельскохозяйственных рабочих. Не подлежали страхованию торговые служащие, ремесленники, прислуга. В результате из 13 млн рабочих и служащих было застраховано лишь около 2 млн человек (т. е. около 20% работающих по найму).

Органом проведения страхования на случай болезни по закону являлась больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом рабочих не менее 200. Мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Больничная касса управлялась общим собранием из представителей рабочих и предпринимателей и правлением, которое являлось исполнительным органом. Председателем общего собрания больничной кассы мог быть сам владелец предприятия или лицо, им уполномоченное. Правление больничной кассы, как и общее собрание, состояло из представителей от рабочих и представителей от владельца предприятия, причем последний имел в правлении на один голос меньше, чем рабочие.

Средства больничных касс состояли из взносов рабочих и приплат к этим взносам со стороны предпринимателей. Размер взносов для рабочих устанавливался, как правило, в пределах от 1 до 2% заработной платы. Приплата предпринимателей устанавливалась в размере 2/3 от взносов рабочих. Согласно закону источниками средств могли быть также доходы от имущества кассы, пособия и пожертвования, денежные взыскания, налагаемые правлением, пени и другие случайные поступления. Для обеспечения финансовой устойчивости и приращения капитала средства больничных касс, не предназначенные для неотложных текущих расходов, должны были помещаться в государственные процентные бумаги, закладные листы отечественных учреждений земельного кредита, в государственный и частные банки и т.д. [4, с. 43-44; 3, 16].

Первоначально функции больничных касс ограничивались только выдачей денежных пособий. Оплачиваемый период не мог превышать 26 недель подряд в течение года или 30 недель в течение года при повторных заболеваниях. Пособие для семейных рабочих составляло от 1/2 до 2/3 заработка, а для одиноких от 1/4 до 1/2, в случае увечья срок выдачи пособия был меньше на 13 недель. По истечении этого срока пособия выдавались страховыми товариществами, осуществлявшими страхование от несчастных случаев. Роженицам, которые проработали на предприятии не менее 3 месяцев, оплачивалось не более 2 недель до и 4 недель после родов в размере 1/2 полного заработка. Больничные кассы могли оказывать помощь и членам семей рабочих [11, с. 23].

Существенно, что закон, не обязывая больничные кассы заниматься организацией медицинской помощи, тем не менее предоставлял такую возможность. В дальнейшем, по мере укрепления финансового положения, больничные кассы действительно стали создавать свои амбулатории, больницы, санатории для туберкулезных больных. Перваякассовая лечебница была создана в России в 1914 г. при Тульских меднопрокатных и патронных заводах.

Со временем наметилась тенденция к созданию более крупных, так называемых общих больничных касс, построенных по территориальному или отраслевому принципу. Так, например, в Москве к концу 1913 г. были созданы общая Московская больничная касса для рабочих красильно-аппрстурных предприятий (22 предприятия — 5357 рабочих), Московская общая больничная касса типолитографов (51 предприятие — 9250 рабочих), четвертая Московская центральная больничная касса (50 предприятий — 5323 рабочих) и др. Всего же в 1913 г. в России функционировало 1670 отдельных касс с 1 392 533 участниками и 591 общая касса для 4032 предприятий с 361 751 участником. Однако создание общих касс встречало сопротивление со стороны предпринимателей [4, с. 56—58].

По Закону 1912 г. больничные кассы подчинялись губернским страховым присутствиям, которые возглавлялись губернатором или градоначальником. Страховые присутствия в свою очередь подчинялись Российскому страховому совету. Представительство рабочих в обоих органах хоть и было допущено законом, являлось крайне ограниченным.

Вокруг страховых законов 1912 г. шла постоянная борьба, в которой принимали участие различные политические партии. При Временном правительстве 25 июля 1917 г. был принят новый закон, регламентировавший медицинское страхование. Этим законом, в частности, был открыт путь к образованию крупных общегородских касс, обладавших большими средствами, которые могли поставить всех застрахованных в одинаковое положение в отношении обеспечения при заболеваниях. Кроме того, больничным кассам было предоставлено право образовывать союзы, что облегчало проведение всякого рода начинаний по обеспечению участников касс дорогостоящими медицинскими услугами. Были пересмотрены размеры и сроки выплаты денежных пособий участникам страховых касс и многое другое. Реформирование системы социального страхования и медицинского страхования как его части, продолжавшееся в течение всего периода деятельности Временного правительства, было, безусловно, прогрессивным, однако осталось нереализованным.

30 октября 1917 г. Народным комиссариатом труда была объявлена страховая программа Советского правительства. Вслед за этим был издан ряд декретов, в корне изменивших систему социального страхования: 14 ноября 1917 г. —декрет о передаче больничным кассам лечеб-

ных учреждений, 29 ноября — о страховых присутствиях и страховом совете, 11 декабря — о страховании на случай безработицы, 22 декабря — о страховании на случай болезни. В соответствии с декретами началось создание системы, получившей название «Рабочая страховая медицина». Однако ломка экономических отношений и переход к военному коммунизму не могли не сказаться на организации медицинской помощи и также потребовали перехода от страховой, кассовой модели к советской государственной медицине.

История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-
начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. - М., 2014. 

Похожие Материалы

Поиск