Управление здравоохранением в начале XX в.

В 1904 г. в управлении здравоохранением России произошли серьезные изменения: в структуре Министерства внутренних дел вместо Медицинского департамента были созданы Управление главного врачебного инспектора и Управление местного хозяйства.

Как показало время, реформа имела много недостатков, главным из которых было разделение материальной базы здравоохранения и лечебной работы. В функции Управления главного врачебного инспектора вошло управление «втехническо-научном отношении врачебной и санитарной частями в Империи», что означало надзор за земской и городской медициной, а также за врачебной помощью в неземских губерниях и руководство деятельностью лечебных учреждений, непосредственно находящихся в ведении Министерства внутренних дел.

К компетенции управления было отнесено руководство мероприятиями по борьбе с эпидемиями, контроль за исполнением врачебно-санитарного законодательства, за деятельностью медицинских обществ, санитарных учреждений, аптек и лабораторий, постановкой обучения в медицинских учебных заведениях и пр. Обязанностью управления было обозначено решение многочисленных кадровых проблем, касающихся медицинского персонала.

Отделу народного здравия Управления по делам местного хозяйства было поручено руководство хозяйственной деятельностью земских и городских учреждений по оказанию медицинской помощи населению, работой лечебных учреждений и заведений общественного призрения, строительством больниц.

В начале XX в. Министерством внутренних дел была начата работа по подготовке нескольких западных губерний к введению земского самоуправления, и в 1906 г. земство было введено в шести западных губерниях, а в 1913 г. — еще в трех. Таким образом, земская медицина накануне Первой мировой войны существовала уже в 43 губерниях.

Сфера компетенции Медицинского совета Министерства внутренних дел за время его существования расширялась от преимущественно научной деятельности в сторону научно-административных полномочий [48]. С 1904 г. он получил право решающего совещательного голоса при обсуждении законопроектов в области здравоохранения. Значительное место в деятельности совета занимали дела, связанные с разработкой противоэпидемических мер. С этой целью Медицинским советом снаряжались научные экспедиции, издавалась популярная просветительная литература.

Немаловажное направление работы Медицинского совета — «цензура публичных объявлений», выливавшаяся, по существу, в борьбу с неоправданной рекламой медицинских препаратов и методов лечения. Эта деятельность тесно соприкасалась с курированием аптечного дела в Империи, фармацевтического рынка. Обязанностью Медицинского совета являлось составление заключений в наиболее сложных случаях судебной практики. Он также рассматривал дела по расторжению брака, о назначении пенсий до окончания срока службы, проблемы организации медицинских школ, курсов, утверждения и изменения их уставов. В начале XX в. Медицинский совет разработал таблицы определения степени утраты работоспособности для освидетельствования рабочих, пострадавших от несчастных случаев.

В связи с крупными эпидемиями холеры и тифов в 1908-1911 гг. Управление главного врачебного инспектора провело ряд областных медицинских съездов, организовало при Еленинском клиническом институте (названном так в честь меценатки — великой княгини Елены Павловны) подготовку санитарных врачей и эпидемиологов. В целях профилактики оспы в 1914 г. были приняты меры по упорядочению производства противооспенной вакцины и издан закон об обязательном оспопрививании (1914).

Значительная работа была проведена Министерством внутренних дел по подготовке законодательных актов о санитарном контроле за жилищным строительством и устройством промышленных заведений, санитарным состоянием городов. По вопросам санитарного благоустройства в различных регионах России (в том числе на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке) в 1908-1914 гг. Управлением главного врачебного инспектора было проведено свыше десяти съездов врачей.

После отмены крепостного права огромные массы крестьян стали переселяться на окраины России, главным образом за Урал. С 80-х годов XIX в. правительство принимало меры по упорядочению процесса переселения. Высокие заболеваемость и смертность переселенцев на пути следования к месту назначения, обусловленные в значительной степени антисанитарными условиями на транспорте, заставили правительство принимать меры по медицинскому и продовольственному обеспечению переселенцев.

В 1896 г. при Министерстве внутренних дел было создано Переселенческое управление, выделены специальные поезда для переселенцев, в составе которых должен был находиться санитарный вагон (1898), организована сеть врачебно-продовольственных пунктов на пути следования переселенцев. Наиболее крупный врачебно-продовольственный пункт, рассчитанный на 5 тыс. человек, был создан в Челябинске [1, с. 191].

В компетенцию Министерства внутренних дел входил также контроль частной медицины. Согласно «Уставу врачебному» 1905 г. частные лечебные учреждения открывались с разрешения губернаторов и градоначальников. На местах контроль за ними осуществляли врачебные отделения губернских управ. Перед Первой мировой войной в Санкт-Петербурге было 149 частных лечебниц (484 койки), в Москве — 88 (959 коек), в Харькове — 30 (476 коек), в Саратове — 12 (131 койка), в Ростове-на-Дону — 13 (126 коек) [14, с. 2, 26-27, 146, 190].

Подготовкой врачебных кадров с начала XIX столетия занимались медицинские факультеты университетов, находящиеся в ведении Министерства народного просвещения, и Медико-хирургическая академия, подчиненная военному ведомству. Не вмешиваясь в детали учебного процесса, Медицинский совет, однако, высказывал рекомендации по вопросам процедуры экзаменов, образовательному цензу поступающих на медицинские факультеты, назначению профессоров, организации клинического образования. За Медицинским советом сохранялась обязанность экзаменовать врачей, получивших образование за рубежом.

Обучение фельдшеров в XIX в. осуществлялось первоначально в школах приказов общественного призрения, военного и морского ведомств, а с 60-х годов и в школах при губернских земских больницах. Фельдшеров готовили и некоторые общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста. В 1897 г. Министерство внутренних дел разработало устав для фельдшерских школ, определивший программы вступительных экзаменов и обучения и положивший конец внешкольной подготовке фельдшеров в войсках (так называемых ротных фельдшеров). В начале XX столетия возникли немногочисленные частные фельдшерские школы и школы при медицинских обществах.

Подготовкой сестер милосердия занимались общины Российского общества Красного Креста. Участие представителей Министерства внутренних дел в работе Главного управления Красного Креста обеспечивало его влияние на подготовку медицинского персонала. С конца XIX в. появились частные зубоврачебные школы, их также курировали Медицинский департамент и губернские врачебные инспекторы.

С 1880-х годов земства стали предоставлять оплаченный отпуск врачам для занятий в университетских клиниках и крупных больницах, военные врачи периодически направлялись на двухгодичные курсы усовершенствования в Военно-медицинскую академию. В 1885 г. в Петербурге был создан Императорский клинический институт для усовершенствования врачей великой княгини Елены Павловны. Работу по усовершенствованию врачей проводили активно Московский и Казанский университеты.

Таким образом, в подготовке медицинских кадров существовала та же многоведомственность, что и в здравоохранении. Роль Министерства внутренних дел в этом вопросе была главным образом контролирующей и методической.

История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-
начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. - М., 2014.