Древнерусское изобразительное искусство

Дрсвнсрусским искусстком принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ. В том тысячелетии, которое занимает вся история русского искусства, на древнерусский период приходится более семи веков.

Древнерусское искусство характеризует первую ступень в художественном развитии русского народа. Но древнерусское искусство нельзя считать всего лишь преддверием, предисторией русского искусства. В нем впервые обозначилась черты, которые позднее стали существенными признаками русского художественного творчества. Эти черты выступают достаточно ясно для того, чтобы можно было утверждать самобытность русского искусства уже в эту раннюю пору.

Древнерусское искусство развивалось в период сложения и расцвета феодализма в России. Феодальное государство неизменно опиралось на авторитет церкви, в религии оно видело одно из средств укрепления существующего общественного порядка. Соответственно этому и искусство, как и вся духовная культура того времени, призвано было служить церкви. Круг тем и сюжетов, допускавшихся в изобразительном искусстве был преимущественно церковным; главное назначение живописи было культовое, церковное; самый характер художественного выражения отмечен чертами средневековой религиозности.

Феодальная церковь ограничивала развитие древнерусской живописи. Однако в борьбе с узкофеодально-церковным направлением в искусстве, наперекор ему, в древней Руси развивалось искусство народное в качестве подпочвенного, но мощного течения, о котором можно догадываться по скудным сохранившимся до наших дней его остаткам и позднейшим отголоскам. В условиях феодального общества это чуждое церковности, порою державшееся дохристианской старины народное творчество не смогло стать большим монументальным искусством, его проявление ограничено было рамками декоративно-бытового применения. Но существенно то, что его воздействие давало себя знать и в искусстве социальных верхов. Нотки жизнеутверждающей праздничности, здоровой радостности, словно отзвуки народных песен и народной поэзии, проникали и в искусство церковное, вытесняя или ослабляя в нем свойственное ему суровое, аскетическое настроение.

В ранние периоды древнерусской истории, когда господствующие классы возглавляли общенациональную борьбу с внешними врагами, искусство при всей его классовой ограниченности выходило за пределы узкоцерковных, дог-матических задач и отражало всю историческую жизнь русского народа: в искусстве ставились и решались вопросы, занимавшие передовых русских людей той поры в их трудовой деятельности, в их усилиях отстоять независимость и единство русского государства. Все это помогало лучшим мастерам древней Руси сделать свое творчество понятным и близким народу.

Древнерусское изобразительное искусство до недавнего времени было почти недоступно научному изучению. Памятники древнерусской живописи хранились в храмах и монастырях и были предметом суеверного почитания. Лучшие иконы были покрыты драгоценными ризами, записями и копотью, многие стенные росписи — позднейшей побелкой.

Великая Октябрьская социалистическая революция сделала возможным восстановление памятников древней живописи в широком общегосударственном масштабе. После 1917 года советскими мастерами-реставраторами были «раскрыты» огромные богатства древнерусской живописи начиная с XII и вплоть до XVII века. Они составляют теперь украшение и гордость многих советских   музеев, и   в   первую   очередь Третьяковской галлереи   в Москве   и   Русского музея в Ленинграде.

Древнерусская   живопись   отделена   от   нас многими столетиями. Современного зрителя она поражает прежде всего   своей   необычайностью, несхожестью с живописью нового времени. Люди выглядят в ней бесплотными и бесстрастными, какими они не бывают в действительности; они двигаются медленно, неторопливо, едва ступая по земле, окруженные золотым сиянием, за ними не чувствуется пространственной глубины, здания такие низкие, что в них   трудно   войти человеку. Все это создает   впечатление   чего-то небывалого,   фантастического,   сказочного.   Во всем этом сказалась ограниченность средневекового мировоззрения. Впрочем, в сказочных, полуфантастических   образах   древнерусской   живописи заключен глубокий жизненный, философский, поэтический смысл. Русский народ на заре   своей   исторической   жизни   выразил   в   них свое понимание жизни. Задача научного изучения и истолкования древнерусской живописи — понять идейный смысл, выраженный в вымышленных и порою далеких   современному человеку живописных образах древней Руси.

М.В.АЛПАТОВ

Очерки по истории русского искусства. М.: Издательство академии художеств СССР, 1954.