Имея многочисленные контакты с другими очагами провинции, Приуральский очаг сохранял свою самобытность и уникальность на протяжении очень длительного периода времени. В определенный момент развития он стал лидирующим среди других очагов, переняв эстафету Кавказа. В эпоху поздней бронзы начинается процесс формирования Евразийской металлургической провинции (ЕАМП). Охватила территорию от левобережной Украины на западе до Саяно-Алтая и среднего Енисея на востоке, от Причерноморья и средней Азии на юге до глубинных таежных районов Сибири на севере.[127]

Евразийская металлургическая провинция складывалась под воздействием импульсов, исходящих из восточноевропейских очагов Циркумпонтийской металлургической провинции, которые могли выражаться в переселении групп населения вместе с горняками и металлургами принесшими в западно-азиатскую зону на территорию Западной Сибири и Казахстана традиции и навыки горно-металлургического производства.[128] Ведущее положение в данной системе занимала Уральская горно-металлургическая область (ГМО). Основные очаги, сложившиеся под влиянием ГМО – это абашевский, сейминско-турбинский, синташтинский, срубный. В Волго –Уральском регионе в конце II – начале I тысячелетия до н. э. начинается формирование андроновской культурно-исторической области, а также трансформация полтавкинской культуры в срубную, движение срубных племен на запад и вытеснение ими из степей катакомбной культуры. Все эти процессы явились причинами резких перемен в карте распространения металла отдельных горно-металлургических центров и отделений. На данном этапе заканчивается доминирование кавказских металлургических очагов на юге Восточной Европы.[129]

Наследницей ямной культуры явилась полтавкинская культура. Заселение племенами этой культуры обширных территорий Южного Урала и Зауралья, позволяет объединить полтавкинское производство вместе с ямным, и видеть в нем продолжение последнего. В период существования полтавкинской культуры ею были установлены многочисленные и устойчивые связи с соседними культурами, что обусловило передачу на другие территории основных достижений металлообработки ямного металлургического очага.

Прямые контакты полтавкинские племена установили с абашевским очагом. Абашевское население, также как и ямное население не производили мышьяковистых бронз. Знали отливку в односторонних и двусторонних формах, а также ковку и отжиг после проковки.[130]

Другим очагом, перенявшим отдельные элементы ямного металлопроизводства, стал турбинский очаг. По металлу устанавливается, что наибольшее взаимодействие у населения данной культуры наблюдается со срубными племенами. А так как полтавкинская культура в свое время трансформировалась в срубную, то соответственно в процессе трансформации были переданы и основные приемы и навыки металлообработки.

Кроме того огромной заслугой населения ямной культуры является то, что им был дан импульс для проникновения металлургии в другие районы, например в Зауралье и вплоть до Алтая. В момент зарождения металлопроизводства на Урале, в частности на Каргалах, за Уральскими горами обитали неолитические культуры, не знавшие металла, т.е. жившие в каменном веке. Исследователи предполагают, что было несколько импульсов миграций населения из восточной Европы на Алтай, а оттуда на Енисей, что помимо спонтанных переселений существовала более регулярно налаженная передача информации между этими территориями.[131]

Многочисленные металлические изделия за Уралом связывают с Афанасьевской культурой. В погребальных комплексах были обнаружены различные категории металлического инвентаря: украшения, предметы хозяйственного назначения, оружие, набор для починки деревянных изделий.[132]

Металл находит параллели в раннем бронзовом веке и средней бронзе: на Кавказе это Майкопская культура, а также ямная и катакомбная культуры в Приуралье и Поволжье. Эти обстоятельства могут указывать на исходный регион первоначального импульса развития афанасьевского очага металлургии.

В Афанасьевской культуре часто металл обнаруживают в крупных погребениях, что свидетельствует о высоком статусе погребенных. Такая же закономерность характерна и для ямных погребений. Кроме того, обнаруженные топоры афанасьевской культуры имеют некоторые сходные черты с ямными топорами. Погребальный обряд также свидетельствует о наличии некоторых элементов ямной культуры. Например, скорченность костяков, окраска охрой, правда, менее обильная, чем у ямников, а также наличие северо-восточной и восточной ориентировки погребенных. в афанасьевских памятниках южной Сибири как и в ямных, отмечены факты использования метеоритного железа для производства изделий.[133]

Таким образом, Приуральский металлургический очаг, базировавшийся на Каргалинском месторождении медной руды, сыграл огромную роль в освоении новых месторождений руды на прилегающих территориях, появлении новых очагов, что в свою очередь заложило основу для формирования новой металлургической провинции. Именно ямным населением был дан импульс для зарождения и развития металлопроизводства на обширных территориях Зауралья. Ямные племена стали своеобразными первопроходцами в освоении и распространении металла в восточном регионе.

Сноски

  • [127] Черных Е.Н., Кузьминых С.В. Древняя металлургия северной Евразии. М., 1989, с. 128.
  • [128] Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит...с. 154.
  • [129] Е.Н. Черных. Древнейшая металлургия Урала и Поволжья. М., 1970, с. 6.
  • [130] Там же, с. 109.
  • [131] Погожева А.П. Могильники афанасьевской культуры Урускин Лог-1 // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы горного Алтая. Барнаул, 2006, с.43.
  • [132] Грушин С.П., Тюрина Е.А., Хаврин С.В. Древнейший металл южной Сибири // Алтай в системе металлургических провинций бронзового века. Барнаул, 2006, с. 18.
  • [133] Кузьминых С.В. Железо в культурах бронзового века Северной Евразии // Чтения, посвященные 100-летию деятельности В.А. Городцова в государственном историческом музее. М., 2003, с. 156.

См. работу: Металлургическое производство ямной культуры Приуралья

istoriirossii.ru

Поиск