Индекс материала
Уструшана
Дворец в Бунджикате
Конструктивные особенности дворца в Бунджикате
Рельефные головки из тронного зала дворца
Детали с головками в композиции тахта
Резное панно, тимпан
Шах-наме Фирдоуси
Волчица, кормящая младенцев
Случайно ли изображение эмблемы Рима
Все страницы

Резное панно, тимпан

Хотя перечисленные находки представляют собой выдающиеся произведения искусства, однако их затмевает подлинный шедевр, условно названный тимпаном. Это крупное резное панно помещалось над входом тронного зала. Тимпан, составленный из трех массивных досок, имеет контуры арки с основанием 2,95 м и высотой до 1,5 м.

При пожаре дворца тимпан основательно обгорел и упал на пол зала. Несмотря на потери отдельных частей памятника, ныне мы имеем полную возможность восстановить общее композиционное построение, характер и содержание сюжетов, судить о неподражаемом искусстве резчика.

тимпан

Тимпан. Круг с изображением всадника, борющегося с драконом, и фигурка между кругами

Внутреннее гладкое с выступающими скульптурными изображениями поле панно обведено рамой.

Основная сюжетная композиция расположена в центре внутреннего поля, где вырезано изображение фантастического существа с человеческими чертами головы и корпуса. К этому существу скачут две группы всадников (по четыре с каждой стороны). Кони рас-. положены в один ряд и на одинаковом расстоянии друг от друга, вырезаны мастерски со всеми присущими им атрибутами (развевающиеся гривы, седла, попоны). Сохранились и остатки фигур всадников с тонкими талиями, в плотно облегающей складчатой одежде. Две ближние к центру лошади упираются копытами передних ног в пояс, а мордой — в плечи фантастического персонажа. Таким образом, фигура человекоподобного существа крепко зажата между нападающими на него всадниками.

голова-жен-бож

Голова женского божества из квадратного зала. Живопись

В верхнем ряду среднего поля изображения крупнее. Они состоят из двух скульптурных групп. В центре каждой группы человекоподобное существо, а по бокам — две смотрящие в противоположные стороны птицы. Волосы человекоподобных персонажей заплетены в длинные косы.

Рама панно выполнена более тонкой резьбой, тщательнее и богаче. Она делится на три полосы. Две крайние одинаковы по рисунку: каждая состоит из полосок гирлянды и пальметт. Среднюю, более широкую, полосу занимают смыкающиеся друг с другом круги. В каждом из них изображена сцена сражения, где участвуют, как правило, три персонажа — два всадника и один лежащий под ними раненый или убитый воин. Лишь в одном случае вместо лежащего воина вырезана крупная извивающаяся змея или дракон.

Основное композиционное положение фигур во всех кругах одинаково, но детали — движение и позы фигур, одежда, военное снаряжение — разные.

Свободные пространства между кругами занимают мужские фигуры, расположенные в самых различных позах и поддерживающие руками эти круги. Высота фигур всадников 9—10 см, высота фигурок вне кругов 6—7 см. Несмотря на миниатюрные размеры фигур, резчик детально изобразил людей и коней, разнообразную одежду, головные уборы, обувь, военное оружие, конскую сбрую, седла и попоны. Особо следует отметить превосходную трактовку человеческих лиц вплоть до зрачков глаз. Словом, перед нами памятник резьбы по дереву величайшего значения. Резчиком выполнена работа высокого мастерства — больше « выжать» из дерева и инструмента, думается, вне человеческих возможностей. Сотворено подлинное чудо искусства!

Как показывает анализ, сюжет изображений панно (борьбы сил добра и зла, конкретнее — легендарных Фаридуна и народного вожака кузнеца Кава, выступающих против поработителя Заххака) является традиционным в мифологии древнеиранских народов. Этот сюжет древнего эпоса был позднее канонизирован в бессмертной поэме Фирдоуси «Шахнаме» (X в.).

Но, несомненно, указанные образы древнее того круга иранской мифологии сасанидского времени, из которого брал материал Фирдоуси. Происхождение одного из них — образа Заххака — относят к древнейшим мифологическим представлениям Ирана, Средней Азии и Индии, считая, что его иконография как трехглавого чудовища восходит к образам индийского или центрально-азиатского пантеона (Н. В. Дьяконова, 1940).

В письменных памятниках Древнего Ирана Заххак — Ажи-Дахак — Биварасп встречается в традиционных мифологических сюжетах о Йиме — Джамшиде и золотом веке, олицетворяя темную силу, враждебную Йиме — богу Света и покровителю Земли, мудрому устроителю жизни на Земле, учителю всех ремесел и навыков, царю золотого века (А. О. Маковельский, 1960).

Заххак впервые упоминается в древнем письменном памятнике ираноязычных народов «Младшей Авесте». Образ его там аморфен: это чудовище «с тремя пастями, с тремя головами, с шестью глазами, с тысячью способностей» — символ злого начала, и только. В более поздних памятниках он изображается как бес, похищающий престол Йимы, и, наконец, в новоперсидской литературе становится вполне реальным — это уже человек, арабский князь-узурпатор на иранском престоле.

Версия о змеях, вырастающих из плеч, создана, видимо, в позднесасанидекое или послесасанидское время; Заххак, по ней, является не бесом, а человеком (Н. В. Дьяконова, 1940). Как раз таким он изображен на терракотовой статуэтке неизвестного происхождения, хранящейся в Эрмитаже, и на бунджикатском резном панно, хотя оба изображения не совсем идентичны между собой.

Терракотовая статуэтка

Статуэтка эта 61 см высоты представляет сидящую на полуцилиндрическом троне мужскую фигуру с опущенными на землю ногами, она имеет непропорционально большую голову с конической шапкой, покрытой шишечками, лицо с выдающимися скулами, косо поставленными миндалевидными глазами, сросшимися густыми бровями, крупным горбатым носом, большими торчащими ушами, непропорционально огромным открытым зубастым ртом, большой бородой и усами.

Фигурка одета в халат, кото|рый перехвачен в талии поясом с большой пряжкой, ноги обуты в мягкие сапоги типа ичигов. Из плеч фигурки вырастают две длинные змеи, которые обвиваются вокруг лица, затылка и, опускаясь через уши, тянутся ко рту. Правая рука, очевидно, подносила ко рту какой-то предмет (от него сохранилась лишь орнаментированная палочка), левая — прижата ладонью к груди. Вся фигурка изображена «в жесте боли».

Эту терракотовую статуэтку Н. В. Дьяконова предположительно относит к памятникам Восточного Согда или западных оазисов Восточного Туркестана и датирует VII— VIII вв. н.э., что подкрепляется общим сходством, некоторыми аналогиями в деталях со средне- и центральноазиатскими терракотами и наличием большого мифологического пласта верований и суеверий, связанных с образом Заххака.

воин-ветерин

Воин-ветеринар.  Квадратный зал. Живопись. Рисунок В. М. Соколовского

Теперь в связи с находкой точно локализованного и сравнительно хорошо датируемого бунджикатского резного панно в Уструшане, т. е. как раз в пределах вышеуказанного района (Восточный Согд), мы получаем серьезное подтверждение предложенному Н. В. Дьяконовой сюжетному истолкованию, локализации и датировки терракотовой статуэтки, а указанная терракота, в свою очередь, несомненно воспроизводящая образ Заххака, подкрепляет нашу интерпретацию сюжета резного панно.

Кроме того, сопоставление обоих памятников с учетом всей композиции резного панно, отражающей заключительный традиционный мифологический сюжет о Захха-ке, позволяет видеть на них два последовательных момента «жизни» этого образа: на терракоте изображен Заххак-царь на троне, на бунджикатском панно — торжество сил добра и конец Заххака.



Похожие Материалы

Поиск