pushkin-rebyonok-raboty-ksavye-de-mestrПортрет — великое искусство. Художнику-мастеру дано передать не только внешний облик человека, но и черты его характера и глубину души. Особенно дороги нам портреты ушедших великих людей.

Портретов А.С. Пушкина, созданных его современниками, немного, и мы ими дорожим, мы видим живого Пушкина! Гениальная личность поэта, его творчество увлекали русских художников всегда — они писали портреты Александра Сергеевича и при его жизни, и после смерти, и сейчас пишут. Каждый по-своему искал и ищет тайну гения. Огромна изобразительная пушкиниана.

Мы поведаем о портретах маленького Пушкина, они расскажут нам что-то очень важное о детстве гения. Современному ребенку тем более. Думаю, воспитателю найдется о чем с ним поговорить.

Какие стихи поэта малыш узнает самыми первыми? Не эти ли?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...

Вдохновенные строки! Тут тебе и морской простор, и ветер свободный - он «гуляет», и вольный кораблик - «он бежит себе», и ты дышишь полной грудью, и подпрыгиваешь в ритм веселых стихотворных строчек, и чувствуешь себя таким счастливым... Особенное волшебство притаилось в этих стихах из «Сказки о царе Салтане...».

А может быть, малыш еще до школы запомнил строчки, таинственные и немного страшные, из «Лукоморья»: «Там чудеса: там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит...» Или про Бабу Ягу: «Там ступа с Бабою Ягой / Идет, бредет сама собой...». Поэт с удовольствием вспоминал страшные сказки своего детства, их рассказывала ему на ночь бабушка Мария Алексеевна.

— От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Эти сказки своими «обманами» обвораживали сон впечатлительного мальчика. «И в вымыслах носился юный ум...», — вспоминал Пушкин-лицеист.

А я любила стихотворение «Зимнее утро», читала наизусть:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена...

Сколько в этих стихах тепла, золотистого света! Они звучат как музыка. Читаешь стихи, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем написал поэт.

На наше счастье, сохранился портрет совсем маленького Пушкина.

В одно радостное московское утро я подошла к старинной дубовой двери. С трудом открыла, миновала несколько комнат, поднялась по небольшой лестнице и очутилась на антресолях Государственного музея А.С. Пушкина, что на Пречистенке.

В узкой проходной комнате с внутренним окном, слева на столике, стоял небольшой овальный портрет, заключенный в красивую рамку из карельской березы. С него задумчиво смотрел светловолосый глазастый малыш лет двух-трех. Это и был Пушкин.* Он изображен так, что легко разглядеть и округлую щеку, и легкие кудряшки у уха, и левое полуоткрытое плечо.

пушкин ребенок

Пушкин-ребенок. Худ. Ксавье де Местр.

Может быть, он недавно проснулся. Белая с кружевцами ночная рубашонка небрежно сползла с плеча, но волосы тщательно причесаны, золотистые кудряшки заметно приглажены, видимо для портрета. Он по-детски полненький, с пухлыми губами, верхняя — заметно потолще, она как бы нависает над нижней. У малыша высокий лоб, достаточно твердый подбородок и чуть приподнятые, красивого разлета брови, а серо-голубые глаза большие, выпуклые.

Художник не умилился младенческому возрасту, не изобразил малыша милым пупсиком и торжественно-парадным, ложно-значительным портрет тоже не сделал. Был внимателен к чертам лица и правдив. Кончик носа особенный, не традиционно детски курносый, он немного прижат книзу, что не делает ребенка красавчиком-милягой. Круглые глазенки серьезны и вдумчивы... Невольно замечаешь сходство со взрослым Пушкиным.

Под портретом значилось: «Пушкин-ребенок». Имя художника стояло под вопросом: Ксавье де Местр (?). Указаны два года: 1801-1802. Это потому, что портрет не подписан. Одно время и «Пушкин-ребенок» был под вопросом. Но ученые провели тщательное исследование и самого портрета, и предполагаемого автора и доказали, что этот малыш — Пушкин, а художник, все-таки, — Ксавье де Местр.

Жил в то время в Москве французский граф Франсуа Ксавье де Местр. Сложными путями попал он из революционной Франции в Россию. Был военным. Служил в армии самого Суворова, воевал против Наполеона. Обосновался в Москве, даже женился на русской знатной даме. Писал романы, увлекался живописью, стал в Москве известным портретистом. Посещал дом Пушкиных. Надежда Осиповна заказала ему свой портрет. Он был исполнен де Местром на слоновой кости. По портрету Ксавье де Местра мы знаем: мама Пушкина была чернокудрой смуглой и гордой красавицей — в ней, внучке Ибрагима Ганнибала, текла кровь туземных африканских князей.

Ксавье де Местр

Ксавье де Местр

Старшей сестренке Пушкина, Ольге, любезный де Местр — таким мы его видим на автопортрете — одно время давал уроки рисования. Так кому же еще, как не ему, написать миниатюрный портрет Александра на металлической доске масляными красками?! Портрет у де Местра получился живой, естественный и правдивый. Кстати, в России его звали «Ксаверий Ксаверьевич».

Каким же был маленький Пушкин? Портрет, естественно, не дает полного ответа на этот вопрос. Но представьте, ответ есть. Оказывается, поэт помнил себя с младенчества. Это доказал Валентин Дмитриевич Берестов. Недаром он был детским поэтом, а многие стихи обожаемого Пушкина знал наизусть. Он-то и объяснил, что «сам Пушкин в своих сочинениях ненароком рассказал нам о своем детстве. И назвал свое детство златой весной!».

Великий поэт «помнил свои ночные и дневные видения в классическом возрасте от двух до пяти», — напишет Берестов и назовет это чудом самопознания. «И детства милые виденья / В усталом, томном вдохновенье, / Волнуясь легкою толпой, / Несутся над моей главой!..».

Пушкинские строчки навели Берестова на мысль: гений Пушкина-поэта пробудился еще в младенчестве. Да разве только эти стихи? У Александра Сергеевича оказалось много признаний в том, каким он был ребенком.

В стихотворении «Мечтатель» он описал, как «на слабом утре дней златых», в младенческой колыбели, он почувствовал явление музы, богини песнопений. Она склонилась над его колыбелью, чуть дыша! Она осенила его венком! Какое потрясающее признание! Послушайте еще: «... лирных звуков наслажденья / В младенчестве моем я чувствовать умел».

Эти строки Берестов разыскал в черновиках поэта. Стихи были посвящены любимому лицейскому другу Антону Дельвигу. «Две-три весны, младенцем, может быть, / Я счастлив был, не понимая счастья...» — это из другого стихотворения.

«Уже младенцем Пушкин испытал счастье, и было оно связано с поэзией, которая в нем пробуждалась», — пишет Берестов.

Милый скромный портрет маленького Пушкина... Не будь его признаний, мы бы и не подозревали, какие великие поэтические силы созревали в нем в те годы, как рано он начал испытывать вдохновение.

«Свобода, радость, восхищенье — вот с чего началось его детство», — пишет потрясенный Берестов. Вот почему лира стала его уделом и пробуждала в людях, как он сам скажет, «чувства добрые». Валентин Дмитриевич Берестов постарался раскрыть тайну гения Пушкина.

А это словесный портрет маленького Пушкина: «...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались». Такое впечатление пятисемилетний Александр производил на гостей их дома.

Он любил сидеть со взрослыми, слушал стихи и хохотал над остротами. Его воспитывали в строгости; мама, Надежда Осиповна, хотела видеть сына благовоспитанным мальчиком. Представьте, чтобы избавить от скверной, как она считала, привычки — тереть ладонь о ладонь, — завязывала ему назад руки, и он целый день ничего не ел. Маленький проголодавшийся Пушкин... Но это так, к слову.

Слушать по вечерам в гостиной взрослые разговоры и чтение стихов Саше разрешалось. А разговоры замечательные, умные, высокие, иногда шутливые — о поэзии, о литературе. Самых знаменитых литераторов принимали в их открытом гостеприимном доме.

Пушкин, когда подрос, изменился, стал шаловлив, «резов, но мил», говоря его словами об Онегине. Но больше всего на свете он любил читать. Родители — отец Сергей Львович и мама Надежда Осиповна — не запрещали копаться в домашней библиотеке хоть до утра. Он читал книги лучших европейских писателей, античных в том числе. Иногда засыпал при теплом мерцании свечи, насладившись Гомером, Данте, Вергилием, Лафонтеном, Мольером...

Что-нибудь говорят эти имена нынешним детям в пушкинском возрасте? А он многое знал наизусть, у него уже была потрясающая память и редкостный развивался ум. Он и сам сочинял. Но зазнайкой никогда не был, никогда не хвастал. Да кто бы ему это позволил?! И в стихах над собой подшучивал, и в рисунках.

---

* Долго никто не знал, что есть портрет маленького Пушкина. Целых сто пятьдесят лет! В 1961 г. он появился в экспозиции музея. Его подарил новому московскому музею Пушкина артист Всеволод Якут. Он замечательно играл великого поэта в театре, я видела этот спектакль: казалось, что на сцене живой Александр Сергеевич, слезы наворачивались на глаза от волнения. Одна зрительница и преподнесла Якуту после спектакля портрет малыша. Она объяснила: когда-то его подарила Надежда Осиповна одной даме - ее отец, известный врач Мудров, лечил семью Пушкиных. Зрительница — праправнучка Мудрова, портрет хранился у нее как бесценная реликвия.

Некоторые пушкинисты сомневались, что на портрете - Пушкин.

— Как же не Пушкин?! — негодовала замдиректора музея по научной работе Наталья Владимировна Баранская. — Смотрите, на знаменитых пушкинских портретах Тропинина и Кипренского — у поэта пухлая верхняя губа, как на миниатюре. Эту пушкинскую губу отмечали еще в детстве, говорили не «губы надул», а «губу надул». Так же поднята левая бровь, широкий и выпуклый круглый лоб тоже очень похож, форма ушной раковины одинакова. А волосы? У малыша они для портрета расчесаны и приглажены, но видны вьющиеся отдельные волоски...

— Неубедительно, — упрямо твердили несогласные.

Баранская не успокаивалась, она была убеждена в своей правоте. И обратилась к специалистам по определению сходства изображенного лица с оригиналом - криминалистам. После двух лет тщательных проверок криминалисты дали заключение, что результаты проведенного ими научного исследования миниатюры подтвердили доказательства Баранской.

Кудрявцева Л. «И в вымыслах носился юный ум…». А.С. Пушкин и его детские портреты
// Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 52-59.

Поиск