XV Генеральная Ассамблея Международного астрономического союза

Международный астрономический союз (MAC) является основной организацией, которая проводит координацию научных исследований в области астрономии, ведущихся в различных странах. Координационная работа в рамках MAC ведется его 50 проблемными комиссиями, деятельность которых охватывает все основные разделы современной астрономической науки.

Пленарные заседания проблемных комиссий происходят во время генеральных ассамблей MAC, которые проходят каждые три года в одной из стран — членов MAC. Ассамблеи позволяют астрономам многих стран не только обсуждать и согласовывать планы совместных исследований, но и знакомиться с последними наиболее интересными научными результатами в самых различных областях астрономии. Это делается на пленарных заседаниях проблемных комиссий, а также во время так называемых объединенных обсуждений. Кроме того, во время ассамблей заслушиваются на специальных пленарных заседаниях обзорные доклады по избранным разделам астрономической науки. Наконец, к Генеральной Ассамблее MAC, как правило, приурочено несколько симпозиумов по различным проблемам современной астрономии.

XV Генеральная Ассамблея MAC состоялась в Сиднее (Австралия) с 21 по 30 августа 1973 г. Там же в Австралии в разных городах до и после ассамблеи работали шесть симпозиумов. XV Генеральная Ассамблея MAC состоялась в знаменательный для астрономии год — в год 500-летия со дня рождения Николая Коперника.

После этой ассамблеи в Польше, на родине Коперника, были проведены Экстраординарная ассамблея MAC и сопутствовавшие ей шесть симпозиумов, один из которых был посвящен этому великому ученому.

Вся координационная работа в области астрономических проблем происходила в Сиднее на заседаниях проблемных комиссий, а также на заседаниях Исполнительного комитета MAC. Там же был утвержден и новый состав Исполнительного комитета.

На этих двух ассамблеях было представлено много новых научных весьма важных результатов, которые в значительной степени отразили очень быстрый прогресс в методах астрономических исследований. В первую очередь следует отметить те успехи, которые были достигнуты с помощью применения внеатмосферных методов исследования на искусственных спутниках Земли, обитаемых космических лабораториях и космических зондах, посылаемых к различным телам планетной системы. С точки зрения наземной астрономии важно, что за истекшие три года с 1970 г. различные страны ввели в строй несколько крупных наземных телескопов; некоторые из них отличаются своим исключительно высоким оптическим качеством. Все большую роль начинает играть весьма перспективная область астрономии, изучающая инфракрасное и субмиллиметровое излучения.

Много новых важных результатов было представлено в области радиоастрономии, особенно на симпозиуме «Галактическая астрономия», состоявшемся в Австралии. Бросается в глаза резкое увеличение возможностей радиоастрономии благодаря введению в строй новых радиоинтерферометров, больших радиотелескопов, применению новых методов. В частности, быстро развивается техника сверхдальней радиоинтерферометрии.

Естественно, что изложение всех научных результатов, представленных во время Генеральной Ассамблеи и в связи с ней на симпозиумах, заняло бы много места. Поэтому мы ограничимся лишь краткой характеристикой некоторых наиболее интересных результатов.

Снимки Солнца, полученные в ультрафиолетовой и рентгеновской областях спектра на американской внеатмосферной орбитальной станции «Скайлэб», показывают огромное количество быстро меняющихся деталей на самых различных уровнях солнечной оболочки. В частности, в солнечной короне обнаружены сравнительные пустоты («дыры») в местах выхода из Солнца солнечного ветра. Американский спутник «Вела» обнаружил мощные импульсы гамма-излучения неизвестного происхождения.

Зарегистрировано спорадическое радиоизлучение от нескольких десятков звезд. Очень много новых данных, полученных методами радиоастрономии, было представлено по строению нашей Галактики и других галактик. Обнаружены, например, большие массы газа вне видимых частей и т. д. Все эти данные представляют исключительный интерес для уяснения происхождения и многих еще непонятных свойств основных структурных единиц Вселенной — галактик.

Целый ряд новых научных результатов был представлен в Австралии советскими астрономами. Здесь можно назвать обнаружение поляризации излучения от ядра галактики, новые данные о химическом составе оболочек сверхновых и новых звезд и о самом строении оболочек, выброшенных сверхновыми звездами, исследования «пятнистости» в строении поверхности магнитных звезд и т. д.

Во время Генеральной Ассамблеи MAC при участии советских ученых удалось успешно решить и некоторые организационные вопросы. Так, достигнуто решение о том, что в новом большом международном каталоге положений звезд Южного неба большую роль будут играть советские данные, полученные в Чили в результате многолетней работы советских и чилийских астрономов.

Генеральная Ассамблея MAC в Сиднее позволила астрономам обменяться большой информацией по многим новым результатам в самых различных областях современной астрономии, а также вновь обсудить проблемы уже проводящихся совместных работ, наметить планы новых исследований.

Наука и человечество. 1975. Сборник – М., «Знание», 1974.