Древние животные четвертичного периода

В 1973 г. ученые узнали много нового о древний животных четвертичного периода, современниках людей ледниковой эпохи. В Геологическом музее Якутского филиала СО АН СССР открыт для обозрения смонтированный здесь скелет шерстистого носорога.

Уникальность находки очевидна, так как мировая наука располагает единичными редчайшими экземплярами таких полных скелетов этого вымершего животного, извлеченными, в частности, из отложений р. Темзы в Англии (демонстрируется в Британском музее) и у г. Старуни в Польше. Ископаемые шерстистые носороги в отличие от мамонтов вели уединенный, а не стадный образ жизни, поэтому их останки не встречаются такими скоплениями, как «кладбища» мамонтов. Эта находка целого скелета носорога сделана в поселке Чурапча, в 240 км к востоку от Якутска, на глубине 2,5 м. От прежних якутскую находку отличает не только прекрасная сохранность всего скелета, но и наличие на нем остатков мягких тканей и шерстного покрова: вечная мерзлота способствовала их сохранению, но и доставила много трудностей геологам, извлекавшим реликвию из толщи сартанского лёсса, — сотрудникам лаборатории четвертичной геологии и геоморфологии Института геологии ЯФ СО АН СССР во главе с профессором Б. С. Русановым. Высота животного до кончика рога 2 м, рог вдвое больше черепа и достигает 1,2 м. По расчетам, оно весило около 3 тонн.

Находка полного скелета мамонта — большое событие для палеонтологии и палеозоологии. На речке Шандрин у устья Индигирки якутские исследователи после полутора суток раскопок туши мамонта, выступавшей из талой земли, нашли большее: под целым скелетом, под его ребрами и позвонками — целые сердце, печень и другие органы грудной и брюшной полости животного в том виде, в каком они замерзли около 20 тыс. лет назад. Внутренностей мамонтов такой прекрасной сохранности не находил еще никто. Но совершенно уникальным это открытие стало после того, как руководитель экспедиции Б. С. Русанов установил пол трупа животного, — это была самка, мамонтиха. Она умерла естественной смертью в возрасте около 150 лет. Зубы ее совершенно стерты, а судя по созревшим семенам злаков, найденным в ее кишечнике, смерть наступила осенью. Видимо, ранние морозы Заполярья сковали труп на всю зиму, потом весенний паводок занес его илом и покрыл вместе с неоттаивающими слоями почвы. Такой «естественный холодильник» обеспечил редкую сохранность мягких тканей.

Это одиннадцатый скелет мамонта, найденный на территории нашей страны за 170 лет палеонтологической «охоты» за ископаемыми великанами, и вторая в мире находка его внутренностей (первый раз это произошло на р. Березовке, притоке Колымы, когда наука еще не располагала средствами, необходимыми для их изучения). Теперь же, например, радиометрическое изучение тканей ископаемого животного позволит точно установить дату его гибели. Выясняются особенности морфологии внутренних органов, гистологического строения тканей, состава гельминтов, паразитировавших в те ле мамонта, сходства и различия этих особенностей у мамонтов и современных слонов. По содержимому желудка ботаники могут выяснить не только рацион питания животного, но и, проанализировав сохранившуюся в желудке пыльцу других растений, реконструировать более точно ландшафты и климатические условия той эпохи и т. д.

В таких исследованиях впервые в мировой науке принимают участие биофизики, биохимики, вирусологи, гельминтологи, гистологи, иммунологи, микробиологи, паразитологи, цитологи наряду с обычным содружеством палеонтологов, геологов и археологов. Новейшие методы исследований и их комплексность позволят проникнуть в тончайшие и дотоле неизвестные детали жизненных процессов в условиях иной, минувшей геологической эпохи.

Специальным авиарейсом Чокурдах — Якутск ледяной монолит из внутренностей мамонтихи (400 кг) вначале был доставлен в Институт мерзлотоведения СО АН СССР для хранения в шахте на глубине 25 м при температуре —4° по Цельсию. Затем остан-

ки шандринской мамонтихи в конце 1973 г. доставлены в Новосибирск и включены в коллекцию зоологического музея Биологического института СО АН СССР в Новосибирске, который становится теперь всесоюзным центром по изучению мамонта и мамонтовой фауны.

На Кольском полуострове в долине р. Варзуги экспедиция Геологического института Кольского филиала АН СССР обнаружила самые северные в Европе останки мамонта. Экспедицию возглавлял доктор геолого-минералогических наук С. А. Стрелков, в ней участвовал также канадский геолог доктор Вестон Блейк, поскольку экспедиция ставила целью провести сравнительный анализ одновременных ледниковых отложений Кольского п-ва и севера Канады. Обнаруженные С. А. Стрелковым зубы и ребра мамонта в береговых обнажениях Варзуги — первая находка на Крайнем Севере Европы. Она проливает новый свет на динамику климатических изменений в этой части материка в четвертичный период. В эпоху оледенения мамонт мог проникнуть так далеко на север только в промежутке между двумя фазами наступления ледников, поэтому кости мамонта после определения их возраста позволят уточнить пространственные и временные границы этой фазы потепления.

Но едва ли не самая удивительная находка сезона сделана якутскими геологами во главе с Б. С. Русановым — туша кита, пролежавшая на побережье Ледовитого океана около 30 тыс. лет. 24-метровый кит доставлен в помещение Института мерзлотоведения СО АН СССР, чтобы затем стать экспонатом Якутского краеведческого музея.