Удостоенная Государственной премии СССР 1978 года трехтомная монография В. О, Перцова «Маяковский. Жизнь и творчество», (М., «Наука», 1969—1972) является наиболее обстоятельным исследованием жизненного и творческого пути великого пролетарского художника слова. Оно написано современником Владимира Маяковского, автор лично знал поэта, сотрудничал с ним в журнале «Новый Леф».

Отличительная черта работы В. О, Перцова — органическое переплетение повествования о личности В. Маяковского, его поэтическом созревании и восхождении к вершинам мастерства с широким воссозданием исторических событий, обстоятельств формировавшей поэта эпохи,

Первый том монографии посвящен дооктябрьскому периоду жизни и творчества В» Маяковского. В центре внимания автора — этапы гражданского и творческого становления поэта. Собственно поэтическую линию биографии Маяковского ученый прослеживает в единстве с рано пробудившимся интересом к общественно-политической борьбе, участием в демонстрациях и гимназических забастовках, что в конечном счете привело юношу в ряды РСДРП, к подпольной работе, а с другой стороны, обусловливало антибуржуазную направленность его первых стихотворений и поэм, восторженное принятие Великой Октябрьской социалистической революции, о которой Маяковский имел все основания сказать: «Моя революция».

Послеоктябрьские годы (1918—1924) творчества Маяковского раскрыты В. О. Перцовым во втором томе монографии. Исследователь показывает поэта в кипучем водовороте событий: гражданская война, восстановление разрушенной экономики, нэп... Образ Маяковского этих лет — создателя «Мистерии-буфф», «Окон РОСТа», сатирических стихов, агитлубков для деревни и «хозяйственной агитки» (рекламы) — это образ поэта-агитатора, активного участника строительства новой жизни, новой культуры. Как убедительно доказывает автор, ощущение Маяковским слитности своей судьбы с судьбой всей страны способствовало восхождению к одной из вершин его творчества — поэме «Владимир Ильич Ленин», творческой истории и идейно-художественному своеобразию которой как выдающемуся произведению социалистического реализма справедливо отведено центральное место в книге.

В заключающем работу томе речь идет о последних пяти годах жизни В. Маяковского, когда еще шире развернулась его общественная и поэтическая деятельность. Автор рассказывает о выступлениях поэта перед массовой аудиторией многих городов Советского Союза, активном участии в литературных спорах и дискуссиях, о путях развития и актуальных задачах социалистического искусства, поездках, как полпреда советской литературы, в страны Америки и Европы. Главное вниманрш исследователь обращает на анализ новых достижений разностороннего дарования Маяковского в жанрах сатиры, лирики, драмы. Подводя итоги, автор показывает движение поэтики Маяковского в направлении большей ясности, классической простоты и отходе от той вычурной образности, которая в свое время связывала поэта с футуризмом. Поэма «Хорошо» вступление к поэме «Во весь голос»» лирика Маяковского конца 20-годов — это новые достижения его как поэта народного, глубоко преданного идеалам социализма.

Аргументированным, во многом исчерпывающим предстает в последних главах рассказ о полных глубокого драматизма последних месяцах жизни В. Маяковского.

Работа В, О. Перцова в определенной степени является, благодаря своему широкому историко-литературному фону, также книгой об истории становления и развития советской поэзии, одним из родоначальников которой и одновременно ее выдающимся представителем, творцом ее вершинных достижений был Владимир Маяковский.

Наука и человечество. 1975. Сборник - М.: Знание, 1974.

Поиск