Состояние образовательных учреждений в Оренбуржье в начале XX века

В 1900 г. в Париже состоялась грандиозная всемирная выставка. Россия на выставке была представлена весьма широко. В павильоне России имелся специальный отдел, посвященный достижениям XIX столетия в области просвещения. К участию в подготовке материалов для педагогического отдела выставки был приглашен Оренбургский учебный округ. В числе экспонатов выставки была диаграмма состояния развития начального образования Оренбургской губернии. Учебные заведения губернии представляло Сеиткульское одноклассное начальное училище.

Сопровождал и представлял экспонаты на всемирной выставке Алексей Яковлевич Семигановский. В декабре 1903 г. дирекция народных училищ Оренбургской губернии получила от департамента Министерства народного просвещения диплом на бронзовую медаль за участие в русском отделе всемирной выставки в Париже. Экспонаты, представленные на выставке, были пожертвованы во вновь учрежденный международный педагогический музей в Париже [101].

XX век принес тенденцию заметного увеличения числа образовательных учреждений в Оренбуржье. Наряду с начальными училищами в городах Оренбурге, Челябинске, Орске, Троицке, в других крупных населенных пунктах губернии ежегодно открывались новые мужские и женские гимназии, реальные училища, высшие начальные училища.

Наиболее престижными средними учебными заведениями в России до Октябрьской революции были мужские гимназии. В первую очередь они открывали дорогу к получению высшего образования. В Оренбурге перед первой мировой войной имелось четыре государственные гимназии, среди них были две мужские и две женские гимназии.

Наиболее авторитетной по преподавательскому составу, материальной базе, традициям в организации учебной и •воспитательной деятельности была первая мужская классическая гимназия. В приложениях приведен целый ряд документов, отражающих различные стороны деятельности гимназии, в том числе подробные выдержки из годового отчета гимназии за 1913 г. (приложения 3—11).

Гимназия имела два здания, в которых располагались учебные классы и пансионат, а также жилые помещения для руководителей гимназии и сторожей. В основном здании, как уже отмечалось, после его перестройки находится учебный корпус госпедуниверситета. Здание пансионата принадлежит сегодня Оренбургскому педагогическому колледжу №3.

На первое января 1914 г. в гимназии числилось 595 учеников. Имелось 17 классов: 8 основных, 8 параллельных и приготовительный. Обеспечивали учебную работу гимназии 46 лиц, в том числе: почетный попечитель, директор, инспектор, 4 законоучителя (из них двое православного исповедания, один римско-католического и один магометанского), 25 преподавателей наук и языков, два воспитателя пансиона, два помощника классных наставников, учитель приготовительного класса, учитель пения, учитель музыки, два учителя гимнастики, два врача, письмоводитель, эконом пансиона и фельдшер.

С точки зрения современного менеджмента образовательных учреждений интересно распределение управленческих функций между руководителями гимназии.

«Директор ... преподавал алгебру в основных отделениях третьего, четвертого и пятого классов... заботился о правильном ходе учебных занятий, принимая в нужных случаях меры в отношении замещения уроков соответствующими по образованию преподавателями, в отношении аккуратного посещения уроков учащимися и учащими... директор посещал уроки преподавателей и делал им в нужных случаях различные указания методического и дидактического характера... Под непосредственным наблюдением директора находился также существующий при гимназии пансион.

Инспектор гимназии преподавал в течение отчетного периода латинский язык в параллельном отделении 3-го класса. На обязанности инспектора лежало ближайшее и постоянное наблюдение за поведением учащихся как в стенах учебного заведения, так и вне его, а также наблюдение за воспитанниками пансиона в нравственном и в учебном отношениях...

Классные наставники имели попечение о состоянии вверенных им классов в учебном и дисциплинарно-нравственном отношении. С этой целью классные наставники являлись в учебное заведение в 8,5 часов утра и проводили в нем все время до конца уроков в их классах... Классные наставники следили за равномерным распределением учебного материала по дням недели, за распределением классных и домашних письменных работ, за равномерным опросом учеников, за посещением ими общей молитвы и уроков и за их поведением,... поддерживали сношение с родителями учащихся, приглашая их для беседы по поводу тех или других ненормальных проявлений в учебном и нравственном отношении среди учащихся,... во внеклассное время посещали учеников своего класса, живущих у родителей или родственников, с целью ознакомления с условиями их жизни и учебных занятий,., по окончании каждой четверти делали педагогическому совету сообщения относительно успехов и поведения учеников вверенных им классов» [104].

Гимназия имела физический (254 прибора), естествен-ноисторический (822 предмета) кабинеты, фундаментальную (9129 томов) и ученические библиотеки. Основная ученическая библиотека состояла из трех отделов соответственно возрасту учащихся: старший (2281 том), средний (804 тома) и младший (588 томов). Кроме того, в гимназии имелись учебные пособия по истории, географии, Закону Божьему, новым языкам, чистописанию и рисованию. Атласов, глобусов, географических и исторических карт числилось 267 предметов. Отдельная библиотека, состоящая из книг для чтения, учебников и учебных пособий, находилась при гимназическом пансионе.

Ежегодно в гимназии для библиотеки выписывалось значительное количество периодической литературы. Список периодической литературы, утвержденный к выписке на 1915 г., и сегодня украсил бы любое среднее учебное заведение (ем. приложение 10). Он состоит из двух официальных журналов, 19 научных, научно-методических журналов для фундаментальной библиотеки по различным отраслям знания: богословие, история, физика, математика, словесность и т.д., 10 журналов для ученической библиотеки и 5 журналов для библиотеки пансионата научно-популярного характера.

В гимназии велась систематическая воспитательная и просветительская внеклассная деятельность. В течение всего учебного года педагогическим персоналом устраивались литературно-музыкальные вечера, акты и чтения, которые проходили регулярно через 5—10 дней. В приложениях приведены программы некоторых литературно-музыкальных вечеров в гимназии, которые проводились силами учеников гимназии. Уровень этих программ говорит о разносторонности и глубине образования, получаемого в стенах гимназии.

В систему управления гимназии входило несколько общественных объединений: попечительский совет, педагогический совет, хозяйственный комитет. Педагогический совет гимназии имел в 1913 г. 29 заседаний, на которых обсуждались различные вопросы учебного и воспитательного характера непосредственно самой гимназии. Кроме того, педагогический совет гимназии имел особые права по проведению экзаменов на присвоение званий и установление квалификации. В отчете гимназии за 1913 г. сказано:

«В Педагогическом совете в течение отчетного года подвергалось испытаниям на различные права и звания... лица, а именно:

  • на звание домашнего учителя по немецкому языку;
  • на начального учителя и учительницу;
  • на аптекарского ученика;
  • на право производства в первый классный чин...» [104].

Хозяйственный комитет гимназии имел в 1913 г. 27 заседаний. Занятия его заключались, главным образом, в. проверке денежных сумм по приходно-расходным, книгам, в назначении и производстве торгов на поставку для гимназии и пансиона разных припасов и материалов и на исполнение разного рода работ, в составлении сметы на содержание пансиона и в рассмотрении разных других хозяйственных вопросов.

Социальный и религиозный состав учеников гимназии был достаточно разнороден. Данные на 1913 г. приведены в упомянутом отчете (см. приложение 9). Заметим, что абсолютное большинство гимназистов имело православное вероисповедание и происходило из семей, обладающих материальным достатком.

С точки зрения современной школы успеваемость в гимназии была весьма невысокой. Оставление на второй год, неудовлетворительные оценки на экзаменах, в том числе и на выпускных, были обычным, рядовым событием. Читаем в отчете:

«Всех учеников к концу 1912—13 учебного года было 592. Из них: переведено в следующие классы и окончило курс 423, или 72,3%.

По малоуспешности в течение отчетного года выбыло 30 учеников, из них 13 человек из четырех младших классов и 17 учеников из четырех старших классов...

Средние баллы испытательных комиссий за письменные работы абитуриентов и экстернов были следующие:

  • по словесности — 3,4,
  • по алгебре — 3.3,
  • по тригонометрии — 3,4.

Выдержали испытания и удостоены аттестата зрелости 31 абитуриент и 1 экстерн. Из окончивших курс абитуриентов награждены медалями6 человек, из них 2 золотыми и 4 серебряными...» [104].

Обучение в гимназии было платным. Плата во всех классах гимназии в 1913 г. взималась в размере 60 рублей с каждого ученика. В гимназии имелась система мер по оказанию помощи ученикам, испытывающим материальные затруднения. Педагогический совет гимназии имел право на освобождение отдельных учеников от полной или частичной платы за обучение. В частности, от платы за обучение по так называемым «правам родителей» освобождались дети служащих или прослуживших более 10 лет по Министерству народного просвещения. Существовали специальные пособия для учеников. Пособия, выдаваемые ученикам от гимназии, заключались в освобождении их от платы за учение и в назначении им стипендий с процентов, получаемых от пожертвованных разными лицами капиталов.

При гимназии существовало общество вспомоществования нуждающимся ученикам, насчитывающее к 1 января 1914 г. 24 почетных члена и 74 действительных члена.

Финансирование работы мужской гимназии, содержания при ней пансионата осуществлялось по трем направлениям: средства государственного казначейства, средства от платы учеников за обучение, пожертвования от частных лиц. Гимназия имела свой счет в коммерческом банке.

Среди лиц, закончивших Оренбургскую мужскую классическую гимназию в XX в., особый интерес вызывает будущий член Политбюро ЦК КПСС, председатель Совета Министров Советского Союза в 1953—1955 гг. Георгий Максимилианович Маленков (1902—1988). После долгих поисков в архиве среди документов гимназии удалось обнаружить единственный документ с результатами учебной деятельности будущего руководителя страны.

Очевидно, остальные документы, характеризующие поведение, прилежание воспитанника гимназии Г. Маленкова, среди которых кондуитный журнал, копия аттестата зрелости, обязательства родителей, экзаменационные ведомости и т.д., были в свое время изъяты органами НКВД. Читатель может ознакомиться с успехами гимназиста Г. Маленкова во второй четверти 4-а класса, рассмотрев выдержки из протокола классной комиссии 4-го класса от 20 декабря 1914 г., приведенные в таблице 3. Отметим отличную оценку по закону Божьему, хорошую отметку по русскому языку и удовлетворительные оценки по иностранным языкам (латинскому, немецкому и французскому).

Первая женская гимназия в Оренбурге, как уже отмечалось, была открыта в 1871 г. В XX в. это было учебное заведение со сложившимися традициями, самым многочисленным ученическим и преподавательским составом. В 1911 г. в гимназии обучалось 824 ученицы из самых разных слоев населения. Стоимость обучения в гимназии (1911 г.) колебалась от 40 рублей в приготовительных классах, 55 рублей в собственно гимназических классах, до 80 рублей в восьмом педагогическом классе. В стенах гимназии были подготовлены тысячи высокообразованных людей. Она пользовалась большим авторитетом в городе и во всей губернии. Одним из свидетельств этого является участие в торжествах гимназии по случаю 50-летия в декабре 1918 г. (организовано в 1868 г. как женское училище 1-го разряда) представителей различных городских и губернских учреждений, содержание полученных приветственных адресов (см. приложения 12, 13). Достойно сожаления, что в 1919 г. на 51-ом году существования она фактически прекратила свое существование.

Таблица 3

Приложение к протоколу классной комиссии. 20 декабря 1914 г. 2 четверть

 женская гимназия

Примечание: всего учеников в классе 44. Успевают по всем предметам 33 ученика. ГАОО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 221, Л. 125

Вторая женская гимназия в 1913 г. была одним из развивающихся молодых учебных заведений города. Она была преобразована из прогимназии 16 августа 1907 г. В 1910 г. при гимназии был открыт дополнительный 8-й класс. Размещалась гимназия в нескольких зданиях. Основное здание— одноэтажное, деревянное, за исключением средней части —- каменной. В нем, кроме учительской комнаты, помещалось 10 классов. Пять классов помещались в новом здании, построенном городом в 1909 г. В этом же здании располагалась комната для физического кабинета, учительская и канцелярия. В 1913 г. во второй женской гимназии было 7 основных классов, 8-й дополнительный и 8 параллельных отделений.

В 1913 г. в гимназии было 562 ученицы. Наполняемость классов была высокой, около сорока учениц. В основном ученицы были православного вероисповедания и выходцы из семей мещан.

К 1 января 1914 г. преподавательский и воспитательный коллектив 2-й женской гимназии состоял из 41 человека, среди которых было лиц мужского пола — 8, лиц женского пола— 33. Уровень образования среди сотрудников гимназии был следующий: высшее образование имели 8 человек, среднее — 28.

Гимназия имела физический кабинет (227 приборов), естественноисторический кабинет (238 предметов). В фундаментальной библиотеке имелось 1651 название, 3616 томов, в ученической библиотеке — 254 названия, 2483 тома. Прочих учебных пособий (по Закону Божьему, рукоделию, географии, истории, рисованию...) состояло 1849 предметов.

Распределение управленческих функций в гимназии происходило следующим образом:

«Ближайшее заведование гимназией принадлежит г. начальнице. Находясь неотлучно в урочное время в заведении, начальница гимназии имела полную возможность следить за внутренней жизнью учебного заведения и поддерживать в нем нормальный порядок при содействии классных и внеклассной надзирательниц.

В воспитательном отношении главными помощницами начальницы были классные надзирательницы, как лица, ближе стоящие к ученицам отдельных классов, имеющие возможность наблюдать учениц во время уроков и перемен и влиять на них в желательном направлении.

Поддержанию и развитию религиозных чувств содействовали уроки Закона Божьего, ежедневное чтение Евангелия с соответствующими пояснениями законоучителем о. Андреем, а также аккуратное посещение ученицами гимназического храма в воскресные и праздничные дни» [103].

При гимназии функционировали педагогический и попечительский советы, различные специально учрежденные комиссии. В педагогическом совете обсуждались успехи и поведение учениц по четвертям учебного года, успехи за год для решения вопроса о переводе учениц в следующие классы. Педагогический совет обращал большое внимание на поведение учащихся. На заседаниях педагогического совета рассматривались: таблицы распределения уроков между преподавателями, расписание уроков по часам и дням недели, списки книг и периодических изданий для выписки в библиотеку. Всех заседаний педагогического совета в 1913 г. было 28.

Финансировалась гимназия на городские средства. Именно поэтому попечительский совет гимназии состоял из лиц, выбранных городской Думой. В 1913 г. состоялось 7 заседаний совета.

«Деятельность попечительского совета выражалась в заведовании хозяйственной частью, в наблюдении за правильным расходованием сумм, отпускаемых городом на содержание гимназии, в изыскании средств для удовлетворения существующих нужд в случаях, когда они не предусмотрены сметными назначениями, и вообще в разрешении вопросов, вызываемых текущей жизнью гимназии» [19].

Успеваемость учениц 2-ой гимназии в 1913 г. характеризуется следующими данными:

«Из 53 учениц VII класса приступили к экзаменам 52. Одна ученица экзамена не держала. Из приступивших к экзамену окончили VII класс 41 ученица, что составляет 79%. Из них трое окончили гимназию с золотой и пятеро с серебряной медалью. В VIII классе приступили к экзамену все 29 учениц. Окончили VIII класс 27 учениц, что составляет 93,1%» [103].

В начале XX века в Оренбурге появились частные прогимназии и гимназии. В 1917 г. среди них были женские частные гимназии М. Д. Комаровой-Колмаковой, Н. В. Ев-стафьевой и Маминой, мужское частное среднее учебное заведение А. В. Бардина.

Учебным заведением с серьезным качественным обучением и, как следствие, популярностью была женская частная гимназия М. Д. Комаровой-Колмаковой. Она была открыта как частное женское училище 2-го разряда в 1903 г. В 1905 г. её преобразовали в прогимназию, в 1906 г. — в женскую гимназию. До 1908 г. гимназия была собственностью и в заведовании Н. В. Карповой, а с 1908 г. перешла в собственность и заведование Марии Давидовны Комаровой-Колмаковой.

Гимназия располагалась в трехэтажном здании на углу Безаковской (ныне Бурзянцева) улицы и Хлебной площади (на этом месте построен стадион «Динамо»), где были учебные, административные и вспомогательные помещения (сегодня основную часть этого здания занимает оренбургское педагогическое училище № 2). Недалеко находился второй корпус в двухэтажном здании. Гимназия имела большую библиотеку с тремя отделами: ученическим, фундаментальным и педагогическим; естественноисторический и физический кабинеты, различные учебно-вспомогательные приборы и пособия.

Преподавательский коллектив был хорошо подготовлен и не уступал по квалификации коллективам преподавателей государственных гимназий. Численность учениц в гимназии из года в год непрерывно возрастала. На 1-е января 1918 г. в гимназии состояло 846 учениц. С 1916 г. в гимназии появился 8-й педагогический класс?}

В гимназии обучались ученицы из семей разных сословий. Так, в 1917 г. ученицы распределялись по сословиям следующим образом: духовного сословия — 11, потомственных дворян — 14, личных дворян и чиновников — 161, купцов — 56, мещан — 264, крестьян — 189, казачьего сословия—52 [Ж].

Средняя «успешность» всех учащихся гимназии в 1916 г. была 91,66%. Из 39 учениц VII класса в 1916 г. было удостоено аттестатов 32 ученицы весной и 5 учениц после осенних экзаменов, т.е. 94,87%. Золотая медаль была присуждена 3 ученицам. По возрасту окончившие курс распределились следующим образом: 16 лет — 5, 17 лет — 10, 18 лет — 13, 19 лет — 2, 20 лет — 6, 21 год—1.

Заметим, что и в других гимназиях успеваемость учащихся была в пределах от 85% до 95%. В этих же пределах была успешность на выпускных экзаменах, за исключением восьмого педагогического класса, где успеваемость была близка к 100%| Возраст учеников и учениц, оканчивающих гимназии, колебался от 16 лет до 21 года. Сказывались два фактора: поступление некоторых детей в гимназию после 10 лет и повторное обучение в некоторых классах по причине слабой успешности усвоения учебных программ.

Обучение в гимназии велось в соответствии с государственным учебным планом женских гимназий (см. приложение 15). Руководители Оренбургского учебного округа постоянно контролировали учебную и воспитательную деятельность гимназии. Под контролем и согласованием находились вопросы приема на работу сотрудников гимназии, распределение учебных поручений среди преподавателей.

Особенностью гимназии Комаровой-Колмаковой являлось наличие освобожденных классных надзирательниц. Классные надзирательницы занимались наблюдением за ученицами в перемены, вели контроль за дневниками учениц, составляли отчетные, четвертные и другие ведомости об успехах и поведении учениц, присутствовали на уроках.

Руководителями гимназии были председатель педагогического совета и начальница гимназии. Председатель педагогического совета руководил учебной деятельностью гимназии, посещал уроки, подбирал преподавателей на вакантные должности, вел заседания педагогического совета, на которых решались все вопросы текущей школьной жизни, «поддерживал отношения с учебно-окружным управлением и начальствующими лицами и учреждениями разных ведомств» , состоял членом попечительского совета гимназии. Председатель педагогического совета частного учебного заведения назначался руководителем государственного органа управления образованием, попечителем учебного округа В 1915 г. по приказу попечителя Оренбургского учебного округа председателем педагогического совета гимназии был назначен А. В. Бардин, бывший до этого инспектором Оренбургской русско-киргизской учительской школы.

Начальнице гимназии в соответствии с уставом женских гимназий принадлежало непосредственное управление гимназией.

«Она вела ближайшие сношения с родителями учениц как по вопросу о приеме их в гимназию, так и по вопросу об их поведении и успехах. Присутствовала на практических и пробных уроках учениц VIII класса и в комиссиях по разбору этих уроков, на приемных экзаменах. Она посещала уроки преподающих и председательствовала на заседаниях воспитательной комиссии. На ней также лежало наблюдение за общим распорядком хозяйственной жизни гимназии» [106].

Начальницей женской частной гимназии М. Д. Кома-ровой-Колмаковой была сама госпожа М. Д. Комарова-Колмакова.

Стоимость обучения в гимназии Комаровой-Колмако-вой была разной для учеников разных классов. В 1909 г. она составляла около 90 рублей в год, что было достаточно значительной суммой в то время. Плата в гимназии бралась за изучение дисциплин учебного плана. Для желающих получить знания по дополнительным дисциплинам: латинскому языку, дополнительному иностранному языку, пению, танцам и т.д., существовала система дополнительной оплаты. С 1915 г. гимназия Комаровой-Колмаковой начала получать вспомогательные субсидии от городской управы Оренбурга,

В 1912 г. правительством было принято решение об открытии в России нового типа учебных заведений — высших начальных училищ. Выпускники высших начальных училищ получали неполное среднее образование.

С этого года в городах и районах губернии начинают открываться высшие начальные училища с четырехгодичным обучением. Как правило, они открывались на базе бывших начальных училищ. В 1914 г. в городе Оренбурге работали три таких высших начальных училища, два из них были мужскими, третье училище было смешанным по своему составу.

Училища пользовались большой популярностью у населения. Число детей, желающих обучаться в училищах, превосходило возможности действующих училищ. Жалобы от родителей на отказ в приеме детей на обучение постоянно поступали в Городскую Думу Оренбурга. Этот вопрос был рассмотрен Городской Думой на заседании от 13 октября 1915 г. После обсуждения вопроса об увеличении сети высших начальных училищ Дума приняла решение ходатайствовать перед Министерством народного просвещения о преобразовании Х-го мужского и IV-гo женского двуклассных начальных училищ в высшие начальные училища [100]. В 1915 г. дополнительное четвертое высшее начальное училище было открыто при вновь созданном в Оренбурге учительском институте.

Особенности нового типа учебных заведений — высших начальных училищ достаточно полно отражены в их годовых отчетах. Выдержки из отчетов второго и третьего училищ за 1914 г. приведены в приложениях 16, 17. Общим для училищ является незначительный срок существования в качестве высших начальных училищ, отсутствие собственных традиций, невысокий уровень материально-технической базы, относительно небольшой контингент учащихся. Так, например, по данным на 1 января 1915 г. во втором училище обучалось 170 учеников, в третьем 179 человек, из них 111 девочек.

Наполняемость классов была высокой. Так, во втором училище было: «в 1-ом классе — 56, 2-ом классе — 51, 3-ем классе — 36, 4-ом классе — 27 учеников» [103]. В третьем училище «по классам учащиеся распределены так: в 1-м классе — 11 мальчиков и 37 девочек, во 2-м — 22 мальчика и 35 девочек, в 3-м классе — 21 мальчик и 22 девочки, в 4-м классе — 14 мальчиков и 17 девочек» [103].

Третье училище фактически было единственным учебным заведением повышенного типа, где лица мужского и женского пола обучались совместно. В отчете третьего училища сказано: «При приеме в училище создается громадный конкурс и принимается в него от 1/2 до 1/3 из общего числа желающих поступить» [103].

Основная масса учеников и учениц высших начальных училищ была выходцами из слабо обеспеченных семей. В отчете второго училища читаем: «Большая часть учеников принадлежит к мещанскому и крестьянскому сословиям, почти все ученики православные (два католика)», Аналогично в отчете третьего училища: «Большинство учащихся — дети бедных родителей, населяющих беднейшую часть города, северную слободу и новые места, нуждаются не только в учебных пособиях, но и в обуви и одежде» [103].

В 1914 г. личный состав преподающих во втором высшем начальном училище состоял (с учетом замен в течение года) из десяти человек, в третьем училище — из девяти учителей. Особенностью преподавателей училищ являлось отсутствие у педагогов узкой специализации. Каждый учитель вел несколько смежных учебных дисциплин. Каждое училище в обязательном порядке имело в качестве почетного попечителя училища одного из уважаемых граждан города.

Училища имели фундаментальные и учебные библиотеки, необходимое оборудование для изучения естественных и историко-географических дисциплин. «Учебными пособиями училище (третье — В. Б.) обставлено удовлетворительно, по всем отделам самые необходимые имеются. Библиотека как фундаментальная, так и ученическая ежегодно пополняется небольшими частями» [103].

Успеваемость в училищах была близка к успеваемости в гимназиях и реальном училище. Успешность учеников к концу учебного года выражается 82,3%, или баллом 3,4 (отчет второго училища [103]).

При каждом училище работал педагогический совет, который решал различные педагогические и хозяйственные вопросы. В отчетах училищ читаем: «В течение отчетного года педагогический совет училища имел 50 заседаний, которые записаны в книгу протоколов, из них 14 заседаний по учебно-воспитательной части и 36 по хозяйственным и другим вопросам» (второе училище,). «Всех заседаний педагогический совет училища имел в отчетном году — 33. О каждом из них составлялся особый протокол и вносился в установленную для того книгу» (третье училище) [103].

Финансовое состояние училищ определялось несколькими источниками: средствами города, пособиями от казны, платой за обучение, пожертвованиями граждан. «2-е высшее начальное училище содержится на средства города с пособием от казны. В специальные средства училища входят средства от платы за ученье, пожертвования от частных лиц, проценты от капитала в банке» [103].

С 1913 г. в работу по развитию образования активно включилось земство, созданное в Оренбургской губернии. Прежде всего была значительно улучшена система управления народным образованием. При уездных земских управах были организованы отделы народного образования, которые взяли на себя развитие сети начальных и высших начальных училищ на территории уездов, открытие и обеспечение работы библиотек, школ для взрослых, народных домов.

В декабре 1915 г. по предложению земства отдел народного образования был создан при Городской Управе Оренбурга. Сеть школ и внешкольных учреждений начала достаточно быстро расширяться (см. таблицу 4). Была поставлена задача открыть в ближайшие годы в каждой волости высшее начальное училище.

Во всех отделах народного образования были созданы мусульманские подотделы, которые занимались развитием образования среди татар, башкир и казахов. Наиболее успешно шли дела в развитии образования в селах с татарским населением.

Таблица 4

Данные о сети начальных и двуклассных училищ

училище

Особое значение в повышении культурного уровня населения земство придавало внешкольной деятельности, центром которой, по мнению земства, должна была быть библиотека [83, 97].

Составление полной статистики сети образовательных учреждений в Оренбургской губернии на конец 1917 г. достаточно затруднительно. Связано это с тем, что территория губернии после Октябрьской революции 1917 г. неоднократно менялась. В 1919 г. из состава Оренбургской губернии была выделена Челябинская область, а ряд районов передан в состав Башкирии. В июле 1920 г. образовалась Оренбургско-Тургайская губерния, которая по 1925 г. входила в состав Казахстана. Столицей Казахстана в этот период был Оренбург.

С апреля 1925 г. Оренбургская губерния в составе трех уездов стала самостоятельным членом РСФСР. В мае 1928 г. её преобразовали в Оренбургский округ Средне-Волжского края. С 7 декабря 1934 г. была вновь образована Оренбургская область, в её состав были дополнительно включены города Бузулук, Бугуруслан и прилегающие к ним районы, ранее входившие в состав Средне-Волжского края с центром в Самаре.

В специальной литературе приводятся примерные данные о сети начальных и двуклассных училищ с преподаванием на русском языке, подсчитанные для территории Оренбургской губернии по состоянию только на 1927 год [18].

В целом в губернии к 1917 г. сформировалась относительно широкая сеть учреждений образования, состоящая из школ Министерства народного просвещения, школ духовного ведомства, земских школ, школ железнодорожного ведомства, казачьих школ, частных школ.

Дополнительно в 1913 г. в городе Оренбурге работали 22 мусульманских учебных заведения (мектебе и медресе) с 1336 учащимися и около 30 аналогичных учебных заведений в сельских районах с 1940 учащимися. Большинство этих учебных заведений носило религиозный характер. В некоторых мектебе изучался русский язык и различные светские предметы. Среди последних особо выделялось медресе «Ху-саиния», основанное в 1889 г.

В селах с преимущественно немецким населением работали 24 школы с преподаванием на немецком языке с общей численностью в 822 учащихся [18, 97].

Приведенные цифры достаточно внушительны, однако большая часть детей, проживающих в Оренбургской губернии, продолжала оставаться неохваченной элементарным начальным образованием, что видно из таблицы 5.

Таблица 5

Уровень охвата детей школьного возраста начальным образованием

образовательные учреждения

Фактический охват детей школьного возраста (8—11 лет) сетью учреждений начального обучения был ещё ниже, так как в число учащихся входили переростки. Губерния в вопросах обеспечения детей начальным образованием отставала от центральных районов России.

Школы повышенного типа, дающие среднее образование и открывающие дорогу к получению высшего профессионального образования, по-прежнему находились в губернии перед Октябрьской революцией в основном в крупных городах и населенных пунктах и обслуживали в большей степени детей привилегированных в экономическом отношении слоев общества.

По данным губернского статистического обозрения за 1913 г., в городах Оренбурге и Орске имелись следующие государственные (не учтены частные) учебные заведения повышенного типа (таблица 6).

Таблица 6

Численность учебных заведений повышенного типа в городах Оренбурге и Орске в 1913 г.

учебные заведения

Дополнительно отметим, что в 1913 г. в Оренбурге функционировали учительская семинария с 120 учащимися и русско-киргизская учительская школа с 80 учащимися, ряд частных учебных заведений.

В 1915 г. в Оренбурге был открыт учительский институт. В Бугуруслане (города Бугуруслан и Бузулук в это время не входили в состав Оренбургской губернии) работали реальное училище, две женские гимназии, учительская семинария; в Бузулуке — реальное училище, женская гимназия.

В начале XX века количество высших учебных заведений в России начало быстро увеличиваться: наряду с университетами стали открываться специализированные вузы педагогического, медицинского и технического направлений, появились первые частные вузы. Во многих крупных административных   или   промышленных   городах   началисоздаваться инициативные группы по разработке проектов новых высших учебных заведений. Успешно решались вопросы по открытию вузов в Самаре, Перми.

Инициативу по созданию первого вуза в Оренбурге взяло на себя Оренбургское земство. В конце января 1917 г. IV сессия Оренбургского губернского земского собрания приняла проект открытия в Оренбурге с осени 1918 г. первого высшего учебного заведения — Оренбургского земского политехнического института. В первоначальном варианте институт предполагалось открыть в составе 10 отделений, распределенных на три факультета: биологический, сельскохозяйственный и железнодорожно-строительный. Биологический факультет должен был содержать ветеринарное и зоотехническое отделения, сельскохозяйственный факультет — мукомольное, холодильное, машиностроительное и мелиоративное отделения, железнодорожно-строительный факультет — механическое, путей сообщения, земско-го-родское и архитектурное отделения.

Разработку плана будущего вуза проводила группа приглашенных специалистов во главе с профессором Томского технологического института В. Л. Малеевым, Предварительно был изучен опыт открытия вузов в других городах, продуман набор специальностей, необходимых для промышленности и сельского хозяйства Оренбургской губернии и ближайших соседей, составлена примерная смета на открытие вуза. Оренбургская городская дума выделила земельный участок под строительство зданий института. Идея создания вуза была одобрена Оренбургским войсковым казачьим управлением, администрацией Тургайской области, уездными земствами Челябинска и Орска, которые дали согласие на участие в финансировании вуза.

После консультаций в Министерстве народного просвещения, Министерстве торговли и промышленности, Министерстве земледелия было принято постановление об открытии вуза по ведомству Министерства земледелия. Решено было несколько изменить набор специальностей и дать институту новое название: Оренбургский сельскохозяйственно-политехнический институт. В новом составе вуза предполагалось, как и прежде, иметь три факультета: биологический, механический, инженерно-строительный. В состав биологического факультета включались агрономическое, ветеринарное и зоотехническое отделения, в состав механического факультета — мукомольное, холодильное отделения, а также отделение сельскохозяйственного и общего машиностроения, в состав инженерно-строительного факультета — земско-городское, архитектурное и инженерно-мелиоративное отделения.

В проекте устава будущего института было записано:

«1. Оренбургский сельскохозяйственно-политехнический институт есть высшее учебное заведение, имеющее целью сообщать учащимся в нем лицам обоего пола высшее научно-специальное образование.

2. Институт учреждается в городе Оренбурге иждивением Оренбургского губернского земства при содействии земских единиц Оренбургской губернии, города Оренбурга, Тургайской области. Оренбургского казачьего войска и других учреждений и частных лиц...» [112].

Руководить вузом должен был попечительский совет. Учебно-научные вопросы отдавались в ведение ученого совета. Планировалось для ускорения решения вопроса на первом этапе открыть институт как частное учебное заведение с последующим преобразованием его в правительственное учебное заведение. Комплектовать вуз предполагалось выпускниками различных средних учебных заведений мужского и женского пола на равной основе без различия национальностей.

Был начат сбор средств со стороны уездных земских собраний, городских дум, пожертвований частных лиц. В апреле 1917 г. была сформирована делегация для поездки в Петроград и подготовлено ходатайство перед правительством об учреждении института. События конца 1917 г. изменили возможности практического претворения этой идеи в жизнь [97, 112].

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье