Обеспечение образовательных учреждений Оренбургской губернии педагогическими кадрами, повышение их квалификации

Главную, решающую роль в системе образования всегда играли кадры педагогов, именно они определяют реальное содержание образования, выбор технологии обучения и воспитания. Земля Оренбургская всегда была талантлива на педагогов-подвижников. Среди педагогов XIX века и начала XX в., работавших в образовательных учреждениях Оренбургской губернии, были люди разных судеб, национальностей, попавшие в наш край по особым жизненным обстоятельствам.

Возглавил первое среднее учебное заведение в Оренбурге — Неплюевское военное училище — инженер, полковник, впоследствии генерал-майор, Григорий Федорович Гене. Он работал над учебными планами и программами обучения в училище, по его проекту строилось первое здание училища. Одновременно Г. Ф. Гене занимал должность председателя Оренбургской Пограничной Комиссии (практически отдела Министерства иностранных дел по работе с государственными образованиями Средней Азии). Григория Федоровича Генса, как ученого, высоко оценил известный немецкий ученый Александр фон Гумбольдт, который имел с ним встречу в Оренбурге в сентябре 1829 г.

Учебные планы, программы Неплюевского кадетского корпуса неоднократно менялись. Участие в одном из таких изменений "В 1836 т. принял известный ученый, писатель Владимир Иванович Даль, один из близких друзей А. С. Пушкина. В. И. Даль поддерживал постоянные дружеские связи с инспектором классов Неплюевского училища А. Н. Дьяконовым, большим знатоком и любителем древнерусской словесности. Достаточно достоверно предположение о том, что В, И. Даль вел преподавательскую деятельность в училище.

Известно, что В. И. Даль получил в 1838 г. звание члена-корреспондента Академии наук по отделению естественных наук, его перу принадлежит целый ряд естественно-исторических работ, в том числе учебник по зоологии и ботанике для закрытых военно-учебных заведений. В этих работах были использованы материалы музея «естественных произведений», открытого в Оренбурге в тридцатых годах XIX столетия.

Одним из создателей этого музея был друг знаменитого польского поэта Мицкевича — Фома Зан, выпускник физико-математического факультета Виленского университета, сосланный в Оренбург за участие в польских восстаниях. Фома Зан имел опыт работы в учебных заведениях, ранее (после окончания университета) он работал секретарем при инспекции школ Виленской, Витебской и Могилевской губерний, в Оренбурге давал частные уроки. На первоначальном этапе музей был размещен в одном из залов Неплюевского военного училища.

Активное участие в работе над расширением этого музея принимал другой поляк, также выпускник Виленского университета, префект Гродненской гимназии, иеромонах доминиканского ордена Михаил Фадеевич Зеленко, сосланный в Оренбург за участие в антироссийских выступлениях в Польше и бывший одно время капелланом при батальоне поляков, входившем в Оренбургский отдельный военный корпус.

Среди руководителей кадетского корпуса необходимо особо упомянуть о Феофане Матвеевиче Самоцвете, В 1867 г. он был назначен инспектором Неплюевского кадетского корпуса, проработал в Оренбурге около сорока лет, из которых почти тридцать — в должности директора корпуса. При нем было построено новое просторное здание корпуса. Феофан Матвеевич был сторонником использования в учебно-воспитательном процессе гуманных принципов, краеугольным камнем его воззрений были идеи знаменитых русских педагогов Пирогова и Ушинского.

Среди преподавателей кадетских корпусов, мужской гимназии, других учебных заведений города Оренбурга были известные писатели, поэты, ученые, люди, получившие образование в университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Варшавы, изучавшие опыт постановки образования в Европе, и в частности в Германии, и использовавшие его при постановке учебно-воспитательного процесса в Оренбургских учебных заведениях.

В 1861—62 учебном году в Неплюевском кадетском корпусе на должности учителя русского языка работал известный поэт и литературный критик Аполлон Григорьев. Его сменил Павел Николаевич Распопов, активный участник историко-географических исследований Оренбургской губернии, секретарь Оренбургской архивной комиссии, автор сборников по этнографии, географии и истории Оренбургской губернии. После Неплюевского корпуса Павел Николаевич работал членом совета и инспектором Оренбургского Николаевского института, в феврале 1876 г. он был назначен директором народных училищ Оренбургской губернии.

Через десять лет в том же Неплюевском кадетском корпусе в той же должности работал некоторое время Николай

Васильевич Успенский, известный в свое время писатель-демократ шестидесятых годов девятнадцатого века. Во втором Оренбургском кадетском корпусе должность преподавателя естествознания занимал видный зоолог и путешественник Николай Алексеевич Зарудный.

Медленное, но постоянное расширение числа новых учебных заведений в губернии приводило к большой потребности в учительских кадрах. Органы управления образованием губернии вынуждены были приступить к формированию собственной системы подготовки и переподготовки учительских кадров. Как уже отмечалось, в обязанности главного народного училища, уездных училищ входила подготовка учителей для училищ более низкого уровня. Однако с этой обязанностью они не справлялись.

К работе по подготовке учительских кадров для начальных школ губернии были привлечены Николаевский институт благородных девиц, женские гимназии и прогимназии. При них были открыты специальные педагогические классы, выпускники которых получали право на преподавание в начальных школах всех типов. Большая часть выпускниц, женского епархиального училища, особенно из малоимущих семей, а также часть выпускников духовной семинарии и духовного училища становились учителями начальных и воскресных школ при церковных приходах.

Дополнительно для лиц, обладающих необходимым образованием и желающих получить работу в учебных заведениях, была организована система сдачи специальных экзаменов на учительское звание.

Кроме Министерства народного просвещения работой по подготовке учителей занимались ведомства, в ведении которых. находились школы. Особо стоит отметить энергичную деятельность Оренбургского казачьего войска, руководство которого постоянно держало на контроле вопросы работы школ в казачьих станицах.

В 1838 г. в Оренбургском казачьем войске были выработаны особые инструкции для войсковых школ под наименованием: «Правила о порядке управления школами в войске Оренбургском учрежденными». Инструкция подробно описывала порядок обучения, способ обращения с учениками, указывала на необходимость обучения не только Закону Божию, арифметике, чтению и письму, но и обучению казачат гимнастике, фланкировке пикою и рубке шашкою.

Учителями в школах, как правило, были лица казачьего сословия, подобранные из числа грамотных казаков. Однако в целом уровень квалификации учителей был низок. Для его повышения был принят ряд мер, включающих повышение квалификации работающих учителей через систему курсов, съездов учителей и организацию профессиональной подготовки.

В 1876 г. для детей казачьего сословия в Благовещенской учительской семинарии (в Уфе) с целью подготовки опытных учителей для школ Оренбургского казачьего войска было открыто тридцать вакансий, отпущены финансовые средства для оплаты обучения.

С 1885 г., как отмечено в работе А. А. Абрамовского и А. П. Абрамовского, посвященной подготовке педагогических кадров для казачьих школ [1], «подготовка учительских кадров для начальной школы стала осуществляться непосредственно с открытием для этого «специально-педагогического класса» при мужской школе Верхнеуральской станицы. В течение трех лет будущие учителя занимались по программе высших начальных училищ, дополнительно им преподавались педагогика, методика, дидактика, проводилась месячная педагогическая практика в одной из начальных школ».

Учителей школ с преподаванием на татарском, башкирском, казахском языках готовили как в мусульманских учебных заведениях повышенного типа, например при медресе «Хусаиния», так и в специальных учительских школах, финансируемых правительством. Таковыми являлись Уфимско-Оренбургская татарская и Оренбургская русско-киргизская учительские школы, функционировавшие в конце XIX и в начале XX веков в городе Оренбурге.

Несмотря на относительную многочисленность учебных заведений, выпускники которых могли привлекаться к работе в качестве учителей, постоянно ощущалась потребность в наличии специального учебного заведения, основной задачей которого была бы подготовка учителей для различных типов школ, особенно для начальных школ повышенного уровня. В 1878 г. первое в Оренбуржье такое учебное заведение, названное учительским институтом, было открыто в Оренбурге. Для его размещения администрацией губернии было выделено одно из лучших зданий Оренбурга, расположенное в центре города, бывшее здание второго эскадрона Неплюевского кадетского корпуса.

Оренбургский учительский институт был средним специальным учебным заведением со сроком обучения три года. В него принимались юноши не моложе 16 лет по результатам вступительных экзаменов за курс неполной средней школы. Программа обучения была весьма насыщенной, в неё, кроме общеобразовательных дисциплин, входили курсы педагогики, психологии, методики преподавания различных учебных дисциплин. Во время обучения студенты проживали в помещениях института и находились под постоянным надзором наставников.

При учительском институте находилось двухклассное городское училище (с шестилетним сроком обучения), где студенты проходили обязательные пассивную и активную педагогические практики, давали пробные уроки. Параллельно при институте работали курсы уездных учителей, функционировала аттестационная комиссия, имевшая право присваивать квалификацию учителя городского училища. Всего в учительском институте за годы его существования было подготовлено 206 квалифицированных педагогов. В 1897 т. по трудно объяснимым причинам учительский институт.был закрыт, его материальная база была передана вновь открывшемуся реальному училищу. Безусловно, закрытие учительского института было большой ошибкой администрации города и губернии. Это стало ясно через непродолжительное время.

Активная общественная жизнь в России во время и после революции 1905—1907 гг., бурный промышленный подъем в последующие годы, расширение связей с другими государствами выдвинули в качестве актуальной государственной задачи реформу системы образования, и прежде всего введения в стране всеобщего начального образования. Необходимым условием решения этой проблемы было расширение подготовки учительских кадров, повышение качества их подготовки; Вопрос об открытии отдельного специализированного учебного заведения по подготовке учителей начальных школ был вновь поднят в губернии в начале XX столетия.

После довольно длительного обсуждения необходимости и целесообразности наличия такого учебного заведения, решения кадровых и материально-технических вопросов в 1909 г. в Оренбурге открылась специальная учительская семинария. Правопреемником этой семинарии являются сего-дняшние педагогические училища, колледжи и педагогический университет города Оренбурга и прежде всего педагогический колледж № 1 города Оренбурга.

В учебный план подготовки будущих учителей во вновь созданном учебном заведении входили дисциплины: русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естествознание, физика, педагогика, Закон Божий, вероучение, чистописание, рисование, черчение, гигиена и пение. Подготовка велась на базе повышенного начального или неполного среднего образования и была рассчитана на четыре года. При семинарии для обеспечения педагогической, психологической и методической подготовки выпускников было открыто специальное двухклассное начальное училище.

В 1912 г. аналогичная учительская семинария открылась в Бугуруслане.

В 1916 г. Орское земство возбудило вопрос об открытии подобной учительской семинарии в Орске.

Учительские семинарии могли решать и решали проблему педагогических кадров наиболее многочисленных начальных школ. Однако в этот период в России, и в частности в Оренбургской губернии, активно начала расширяться сеть высших начальных училищ, в связи с чем остро стало не хватать педагогов-предметников. В 1914 г. Министерство народного просвещения приняло постановление об открытии в России средних специальных учебных заведений— учительских институтов. По решению Министерства они должны были открыться в первую очередь во всех губернских центрах России, в которых не было университетов.

По ходатайству Оренбургской губернской администрации в 1915 г. такой учительский институт был открыт в Оренбурге. В соответствии с утвержденным Министерством положением в учительский институт принимались только юноши в возрасте от 16 до 22 лет, успешно выдержавшие вступительные экзамены. Выпускники средних учебных заведший (гимназий, реальных училищ, духовных учебных заведений) принимались без экзаменов. Срок обучения в институте был установлен в три года. Институт был призван готовить педагогов для старшего звена 4—6-летних высших начальных училищ.

Первыми руководителями учительского института были педагоги и организаторы оренбургского образования Н. Н. Беляев и В. Ф. Карпов. В числе ведущих педагогов института были люди, оставившие впоследствии заметный след в просвещении Оренбуржья: В. Я. Струминский, А. П. Райский, А. П. Токмаков и др. При институте для обеспечения педагогической, психологической и методической подготовки выпускников было создано образцовое 4-х классное высшее начальное училище. Первый выпуск учительского института произошел уже после Октябрьской революции 1917 г.

Качество педагогической деятельности работников образования функционально зависит от эффективности системы повышения их квалификации. Поэтому организация работы по повышению квалификации учительских кадров всегда была одной из основных постоянных управленческих проблем для руководящих органов образования губернии. Зарождение системы повышения квалификации учителей Оренбургского края, выработка первоначальных основ её работы относятся к XIX в.

В практику работы системы образования XIX столетия и особенно конца столетия начали входить ежегодные съезды, совещания и семинары учителей и руководителей образовательных учреждений. На них шел обмен накопленным методическим и организационным опытом, обсуждались новые методологические, методические и психолого-педагогические проблемы. Участники съездов знакомились с новыми нормативными требованиями Министерства народного просвещения, других органов управления образованием.

Особенно активны в этом отношении были учителя в казачьих станицах Оренбургского казачьего войска. Согласно имеющимся источникам, съезды казачьих учителей, как общевойсковые, так и по военным отделам, регулярно начали проводиться с 1871 г. [3].

В 1873 г. съезды учителей мужских и женских казачьих школ прошли во всех трех отделах Оренбургского казачьего войска. Они состоялись в Ново-Орске, Миассе, станице Ко-собродской. В материалах съездов приведены данные об образовательном уровне учителей и учительниц, уровне их жалованья. Как правило, жалованье назначалось на год и было различным в разных школах. Его уровень определялся или в рублях, в пределах от 60 до 100, или в рублях и бесплатной квартире (80 рублей и квартира), или в рублях и пудах пшеницы (50—75, 80 рублей и 30—50 пудов хлеба) [102].

В основной своей массе учителя Оренбургской губернии имели определенную специальную педагогическую и методическую подготовку. В своей практической работе они использовали труды великих педагогов мира Я. А. Ко-менского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, известных российских ученых-педагогов К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, Д. И. Тихомирова.

В истории развития образовательных учреждений, создании системы повышения квалификации учителей губернии заметный след в XIX в. оставили некоторые руководители Оренбургской системы образования. Одним из них был Владимир Игнатьевич Фармаковский — директор народных училищ Оренбургской губернии, входивший в число соратников и единомышленников известного педагога-организатора XIX в. Ильи Николаевича Ульянова. Кстати, в Оренбурге работал ряд учеников И. Н. Ульянова, среди которых Алексей Пахомович Рамоненский — инспектор народных училищ, Иван Степанович Хохлов — учитель-инспектор Оренбургского уездного училища.

Большую роль в распространении положительного учебно-методического и воспитательного опыта в работе с учащимися играли инспекторские проверки учебных заведений, особенно со стороны инспекторов Оренбургского учебного округа. Инспектора были квалифицированными педагогами, методистами и по роду своей работы были хорошо знакомы с постановкой учебно-воспитательного процесса в различных учебных заведениях губерний Оренбургского учебного округа. Их советы, пожелания отличались педагогической профессиональной направленностью, многие из них не потеряли своей методической ценности и сегодня.

Так, например, окружной инспектор Н. П. Великанов в 1880 г. после обстоятельной ревизии деятельности гимназии выразил два пожелания:

«1) чтобы в начале учебного года составление каждым преподавателем программы с изложением приемов и характера преподавания были рассматриваемы в комиссии, состоящей из компетентных сослуживцев, и

2) чтобы между преподающими в разных отделениях одного и того же класса непременно было соглашение относительно учебников, объема курса, дидактических приемов и степени требовательности» [63].

Преподаватели Оренбурга имели возможность в конце XIX в. принимать участие в педагогических беседах, устраиваемых попечителем учебного округа И. Я. Ростовцевым. В ходе бесед рассматривались методические вопросы преподавания различных дисциплин, обсуждались проблемы пробуждения интереса учащихся к изучению отдельных предметов, развития самодеятельности учащихся.

По инициативе попечителя И. Я. Ростовцева в Оренбургской первой мужской гимназии были устроены для учащихся чтения выдающихся произведений великих писателей всех времен.

«Чтения проводились еженедельно по субботам после всенощной; читались произведения Байрона, Шекспира, Шиллера, Гёте, Лопе де Вега и др. корифеев всемирной литературы. Чтению предшествовало сообщение краткой биографии писателя одним из учителей словесности, которые давали и необходимые объяснения к читаемому самими учениками тексту. Читались произведения и русских писателей: Гоголя, Островского, Л. Н. Толстого и др.» [63].

Было рекомендовано проводить мероприятия, аналогичные данному, и в других учебных заведениях.

К работе по повышению квалификации учителей губернии привлекались не только местные опытные педагоги, но и видные педагоги России. В 1874 г. в Оренбурге проводились курсы учителей под руководством одного из прогрессивных педагогов того времени Василия Ивановича Водовозова. Занятия велись по очень напряженному графику: с 9 часов утра до 2 часов дня шли образцовые уроки в школе, два часа отводилось на обсуждение этих уроков, затем читались общеобразовательные публичные лекции по русской истории, географии, естествознанию, физике, методике, истории и теории педагогики. На публичных лекциях присутствовало до 200 человек.

Количество поездок столичных педагогов в Оренбург для работы с педагогической общественностью значительно возросло в конце XIX и в начале XX века. В 1907 г. лекции по экспериментальной психологии читал в Оренбурге профессор А. П. Нечаев из Санкт-Петербурга. В 1908 г. в Оренбург приезжал проф. Гундобин, им был прочитан цикл лекций по гигиене детей дошкольного и школьного возраста по программе: воспитание ребенка в связи с его физическим и умственным развитием, воспитание ребенка дошкольного возраста, воспитание ребенка первых лет жизни, главные задачи школьной гигиены и т.д.

С 1914 г. в работу по повышению квалификации учителей школ и внешкольных работников образования активно включилось Оренбургское губернское земство, которое начало выделять финансовые средства на устройство краткосрочных летних педагогических курсов. В 1916 г. земством были организованы шестинедельные курсы в объеме 194 часов.

Программа курсов состояла из следующих циклов: гуманитарные науки — 52 часа, естественные науки — 64 часа, педагогика, психология и школьная гигиена — 20 часов, внешкольное образование — 50 часов, богословие — 8 часов. Дополнительно в программу входили практические занятия, чтение докладов участников, собеседования по некоторым темам. Для отдельных участников курсов предлагались углубленные курсы природоведения. К разработке программы курсов были привлечены оренбургские педагоги и ученые.

В 1917 г, в работе аналогичных летних педагогических курсов участвовало 352 человека. Были прослушаны циклы лекций по дошкольному воспитанию, внешкольному образованию, природоведению и родиноведению, общеобразовательным дисциплинам (история, литература, обществоведение, физика и химия, биология, общая гигиена и физиология).

В числе лекторов были преподаватели московских вузов, руководители отделов народного образования Оренбургского губернского земства, преподаватели учебных заведений и ученые Оренбурга.

  • «Обзор теории дошкольного воспитания» сделал доцент Московского университета П. П. Блонский, в дальнейшем известный советский педагог, автор учебников «Педагогика» и «Основы педагогики», изданных в 20-е годы XX столетия.
  • «Курс педагогики раннего детства» и «Курс педагогической психологии» прочитал приват-доцент Московского университета М. М. Рубинштейн.
  • С «Курсом русской истории» ознакомил слушателей В. П. Потемкин, преподаватель истории московского реального училища Бажанова и женской московской гимназии Деканской,
  • «Особенности работы по внешкольному образованию в народных домах» изложил Е. А. Звягинцев — лектор университета Шанявского.
  • Курс физики и химии прочитал С. Г. Крапивин, профессор высших женских курсов.

Финансовые средства на проведение летних педагогических курсов выделили совместно Оренбургское земство, Оренбургская городская дума, Оренбургское казачье войско, Министерство народного просвещения, департамент земледелия [83, 97].

Проблемы развития системы народного образования в России особенно стали актуальны перед первой мировой войной. Они неоднократно обсуждались на заседаниях Государственной Думы. Был рассмотрен ряд законопроектов по введению в России всеобщего начального образования, реформированию всей системы образования в целом. В повестке дня того времени перед работниками системы образования России стояло реальное осуществление в течение предстоящего десятилетия (1914—1924) перехода к всеобщему начальному образованию, повышение качества начального и среднего образования, улучшение нравственного, трудового и патриотического воспитания молодежи. Скорейшее достижение всеобщей грамотности населения рассматривалось всей общественностью как одно из главнейших условий движения России по пути экономического, социального и культурного прогресса.

Для обсуждения практических путей решения этих проблем в Оренбурге были проведены: съезд директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа (11—16 июня 1912 г.), а также съезд директоров гимназий, реальных училищ и инспекторов прогимназий (24— 29 сентября 1912г.).

В период с 1907 г. по 1914 г. в Москве, в Санкт-Петербурге, в других городах России прошли многочисленные всероссийские съезды ученых, преподавателей учительских семинарий, институтов, университетов, практических работников образования. На них обсуждались проблемы экспериментальной педагогики, экспериментальной психологии, вопросы методики преподавания физики, химии и космографии, преподавания математики. Успешно был организован и прошел первый в России съезд по проблемам семейного воспитания.

В конце 1913 — начале 1914 гг. в Санкт-Петербурге состоялся грандиозный Съезд по общим вопросам развития народного образования. В работе этого съезда приняли участие премьер-министр России, члены Государственной Думы, всего было около 6200 участников.

Активное участие в работе всех съездов приняли делегаты системы образования Оренбургской губернии. Участником XIII съезда русских естествоиспытателей и врачей (Тифлис, 16—24 июня 1913 г.) была делегация Оренбургской губернии, в состав которой вошли пять человек, в том числе Н. Д. Гнидин, учитель 2-ой женской гимназии города Оренбурга, К. А. Торопов, преподаватель реального училища города Оренбурга [62].

Проблемы состояния образования, роль образования в развитии общества, государства во все времена глубоко волновали мыслящих людей. В Вестнике Оренбургского учебного округа № 8 за 1914 г. читаем:

«Переживаемое нами время характеризуется глубоким брожением во всех областях жизни, везде идет ломка старых понятий, везде ставят новые цели, отыскивают новые пути к их осуществлению, вырабатываются новые принципы. Педагогика, как теоретическая, так и практическая, не избежала в этом отношении общей участи; в настоящее время и в педагогике идет усиленная работа в отыскании новых руководящих начал деятельности» [80].

Эти мысли были в центре внимания педагогов в начале двадцатого века, не они ли вновь волнуют их последователей в начале двадцать первого века?

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье