Школа Оренбуржья в 1918—1922 гг. - Всероссийский учительский союз

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. изменили государственное и общественное устройство России. Преобразования коснулись всех сфер деятельности общества, в том числе и образования. Они затронули как содержание образования, так и систему его организации. Выдержки из некоторых документов; принятых в 1917—1918 гг. новой властью, позволяют оценить степень глубины этих преобразований.

Содержание материала

После Февральской революции 1917 г. впервые в России появилась общественная организация «Всероссийский учительский союз» (ВУС), объединившая всех работников образования, основной целью которой стала защита профессиональных интересов педагогов. Профсоюз «Всероссийский учительский союз» быстро получил поддержку педагогической общественности практически во всех регионах России.

В 1917 г. филиальные отделения ВУСа были созданы во многих уездах и волостях Оренбургской губернии. Осенью 1917 г. в Оренбурге было организовано губернское бюро отдела Всероссийского учительского союза. В этот период, как отмечено в работе [34], «...общественно-политическая платформа учительства принимает определенный уклон к демократии и становится в области народного образования на платформу Всероссийского учительского союза...».

Радикальные реформы системы образования после Октябрьской революции, принятые Государственной комиссией по просвещению, Наркоматом просвещения РСФСР без предварительного общественного обсуждения, без учета мнения учительского профсоюза, не получили поддержки со стороны   Всероссийского   учительского   союза.  

В   конце 1917 — начале 1918 гг. в разных городах России прошла серия учительских забастовок, организованных «Всероссийским учительским союзом», в знак протеста против намеченных реформ школы. В частности, подобные забастовки состоялись в городах Уфе, Екатеринбурге, входящих в Оренбургский учебный округ.

Октябрьская революция 1917 г., её цели и задачи, последующая начавшаяся гражданская война вызвали среди' оренбургского учительства неоднозначную оценку. Часть педагогов, особенно из числа преподавателей средних учебных заведений, встала на антибольшевистские позиции, некоторые из них поддержали антибольшевистский «Комитет Спасения Родины и Революции», созданный в декабре 1917 г. в Оренбурге.

Основная часть учительства, особенно из сельской местности, заняла позицию продолжения профессиональной деятельности и невмешательства в политическую деятельность. Эта позиция отчетливо видна в протоколе общего собрания Исянгуловского филиального отдела Всероссийского учительского союза от 19 марта 1918 г., где сказано, что «главное назначение учащих — не служение партиям, а просвещение сельской темноты...» [111].

Приход 18 (31) января 1918 г. советской власти в Оренбург оренбургский учительский союз на общем собрании 4 февраля 1918 г. встретил следующей неопределенной резолюцией:

«Считаясь с властью Народных Комиссаров, организованное учительство признает необходимость продолжать культурную работу в школах в интересах народных масс, а для плодотворности работы войти в сношение с Советской властью и наметить пути к продолжению этой работы на платформе ВУСа» [34].

В ответ Оренбургский революционный комитет принял постановление, в котором было сказано:

«... б) требовать от учительского союза безусловного признания Советской власти;

в) принять все меры к политической организации учащихся, стремясь выработать в них стойких революционеров и социалистов;г) бороться всеми средствами, вплоть до массового увольнения, с педагогами, саботирующими Советскую власть;

д) потребовать от местного профессионального учительского союза немедленной ликвидации организованного во время дутов-щины стачечного комитета для проведения забастовки протеста против Советской власти и выдачи революционному комитету всех денежных сумм стачечного комитета...» [66].

В соответствии с указаниями центральной власти Оренбургский губернский исполнительный комитет создал для управления народным образованием губернский комиссариат. Первым комиссаром по народному образованию был назначен С. Терехов. В марте 1918 г. комиссариат народного образования принял дела по управлению образованием от губернской и уездной земских управ и городской управы.

В целом ситуация в учебных заведениях губернии в тот период была сложной. Большинство учителей, руководителей учреждений образования, несмотря на политические изменения, продолжали честно выполнять свой профессиональный долг. Учебные занятия в школах продолжались. Однако материальное положение учебных заведений, учителей, сотрудников значительно ухудшилось. Заработная плата работникам образования за ноябрь, декабрь 1917 г. и первую половину января 1918 г. не была выплачена. Старой власти уже не было. Новая власть не принимала на себя ответственность за дела старой власти.