Комиссариату удалось достаточно быстро наладить деловые взаимоотношения с Учительским союзом. 1 апреля 1918 г. на заседании Совета комиссаров Оренбургского губисполкома был заслушан доклад Учительского союза г. Оренбурга «О проведении в жизнь единой школы». После обсуждения доклада было решено организовать особый губернский комитет по народному образованию в составе 1/3 представителей от Учительского союза, 1/3 от родительских комитетов, 1/3 от общественных организаций. Созданному комитету совместно с комиссариатом по образованию была поручена разработка программы «проведения в жизнь единой школы» [151]. В городе Оренбурге был организован городской комитет по народному образованию.
Через четыре недели проект программы был предоставлен на утверждение Совета комиссаров Оренбургского губисполкома и после обсуждения принят. Совет комиссаров разрешил распространить выработанное положение «О единой школе» на оренбургские военные гимназии (бывшие кадетские корпуса) и частную школу Маминой [152].
В разработанном проекте комитета предусматривались демократизация управления школами, выборность руководителей и преподавателей школ, обеспечение единых учебных требований во всех типах школ, в результате чего должна быть обеспечена преемственность разных учебных заведений, создана возможность перехода учеников из одного учебного заведения в другое. Решено было создать единую систему получения образования, состоящую из начальной школы, высших начальных училищ, средних учебных заведений: гимназий, реального училища (см. приложение 18).
Для конкретизации общих положений проекта были организованы профессиональные комиссии из специалистов-учителей по унификации учебных программ для различных учебных заведений: реальное училище, мужские и женские гимназии, высшие начальные училища, приходские училища. В частности, при разработке таких программ по математике за основу для уровня неполных средних учебных заведений были взяты программы высших начальных школ.
Во всех учебных заведениях в мае, июне были проведены выборы руководителей учреждений, начала внедряться в жизнь выборная система подбора преподавателей школ. Были отменены экзамены при приеме в приготовительные и первые классы средних учебных заведений. Младшие классы гимназий и реального училища было решено реформировать в новые высшие начальные училища.
В целом значительных изменений в работе школы в 1917—18 учебном году не произошло. Реально новые власти смогли только прекратить выплату «жалованья законоучителям, благодаря чему фактически были упразднены должности вероучителей» [110]. Финансовых средств не было, школа держалась на энтузиазме учительства.
В середине 1918 г. власть снова сменилась в Оренбурге. К власти пришли Комитет уполномоченных Учредительного собрания и Войсковое правительство А. И. Дутова. В августе 1918 г. состоялся делегатский губернский учительский съезд, при открытии которого председатель уездной земской управы призывал делегатов съезда к строительству единой, свободной демократической школы. Программа съезда была обширна (см. программу совещания в приложении 19).
Предложения по реформированию школ в губернии, принятые ранее, с повестки дня не были сняты. Изменился подход к проблеме преподавания Закона Божьего. Решение о преподавании Закона Божьего в школах Оренбурга после неоднократных обсуждений этого вопроса учительской и родительской общественностью было принято в тот период следующее. Как учебная дисциплина «Закон Божий» был оставлен в перечне обязательных дисциплин для школы и в то же время включен в перечень необязательных дисциплин для учеников. Решение изучать «Закон Божий» или нет для учеников, не достигших 16 лет, было передано на усмотрение родителей. После достижения 16-летнего возраста ученик получал право принять решение самостоятельно.
Новый 1918/19 учебный год оренбургская школа начала фактически без особых изменений в содержании программ и структуре организации работы школы. В январе 1919 г. в Оренбурге в середине учебного года вновь установилась Советская власть. Однако никаких революционных изменений в работе школы не произошло. Продолжающаяся гражданская война требовала постоянного внимания и напряжения сил.