Школа Оренбуржья в 1918—1922 гг. - Реальная обстановка в учебных заведениях губернии

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. изменили государственное и общественное устройство России. Преобразования коснулись всех сфер деятельности общества, в том числе и образования. Они затронули как содержание образования, так и систему его организации. Выдержки из некоторых документов; принятых в 1917—1918 гг. новой властью, позволяют оценить степень глубины этих преобразований.

Содержание материала

Реальная обстановка в учебных заведениях губернии в первой половине 1919 г. красочно изложена в докладе губернского отдела народного образования (так в 1919 г. начал называться прежний комиссариат) II-му Оренбургскому губернскому съезду Советов рабочих, крестьян и казаков (26 марта— 1 апреля 1920 г.):

«С января месяца, т.е. с момента изгнания белых, Комиссариат Народного Образования возобновил прерванную работу. От того, что было сделано в первый период существования Советской власти, не осталось ничего. Поэтому всю работу приходилось начинать снова, по тем директивам, которые были получены из центра. К сожалению, катастрофическое положение, создавшееся на Восточном фронте, не дало возможности развернуть работы отдела по широкому организационному плану, и только снятие блокады с Оренбурга и очищение от белогвардейских войск губернии дало возможность приступить к работе в губернском масштабе.

С самого начала единственному партийному товарищу, работавшему в отделе, пришлось столкнуться с несочувственным отношением оренбургского учительства к революции школы... Стоя в вопросе о реформе школы на точке зрения В.У.С., оренбургское учительство и, в частности, губернская коллегия не принимали никаких мер к проведению в жизнь принципов единой трудовой школы...» [110].

После окончательного утверждения Советской власти в Оренбурге во второй половине 1919 г. была полностью реформирована система управления образованием. Были упразднены старые и сформированы новые губернский, уездные и волостные (вскоре они были отменены) отделы народного образования. Первым заведующим губернским отделом народного образования был назначен Г. Н. Афанасьев. Заведующие уездными отделами народного образования были избраны на уездных съездах Советов. Новые органы управления образованием получили возможность начать практическую работу.

Положение в губернии в этот период было крайне сложным. Материальное положение учебных заведений после окончания гражданской войны на территории губернии было катастрофическим. Здания образовательных учреждений использовались для размещения воинских частей, беженцев, госпиталей. Мебель, книги, имущество учебных кабинетов во многих местах было расхищено, разграблено, приведено в негодность. Здания школ несколько лет не ремонтировались. Картина материально-технического состояния учебных заведений по всей губернии в 1919 г. была аналогична состоянию учебных заведений Орского уезда, изложенному в отчете «О деятельности отдела народного образования (сентябрь 1919 года — апрель 1920 года» [118]). Выдержки из отчета, направленного в губернский отдел образования, приведём ниже:

«...Обследование на местах выяснило поражающую картину неуважения к наиболее ценному народному достоянию — школе. Разрушалось, расхищалось и уничтожалось школьное имущество без всякого стеснения и, можно... без преувеличения сказать, что многие стремились как бы нарочно принести больше вреда школе и распоряжались школьным имуществом в угоду личного интереса.

Так, сильно пострадали Орское реальное училище и женская гимназия, где мебель, учебные принадлежности, кабинеты расхищены во время военного постоя. Расхищены библиотеки, книги, учебные пособия, разное мелкое имущество, растасканы, поломаны и уничтожены столы, парты, шкафы,... Не мешает также отметить факт, что, какая из борющихся сторон не занимала бы школы, каждая из них не давала ей пощады. Например, в Орском начальном училище большая половина физического кабинета, ученической библиотеки истреблена отрядом Каширина летом 1918 года; в январе, феврале 1919 года библиотека, естественноистори-ческий, географический, физический кабинеты расхищены казаками, а в августе 1919 года часть книг и приборов физического кабинета реквизированы южной армией генерала Белова.

В некоторых школах не осталось ни стола, ни ведра, ни одной книги. Подсчитать все убытки, причиненные за эти годы школьному делу, не представляется возможным...».

В Оренбурге прекратили работу кадетские корпуса, духовная семинария, женский институт и женское епархиальное училище. Имущество корпусов, семинарии, училищ, института было в основном разграблено. Здания этих и ряда других учебных заведений были использованы для размещения воинских частей, госпиталей, беженцев. Здание Не-шпоевского кадетского корпуса сгорело в январе 1918 г., в нем погибла ценная библиотека, физический кабинет, лаборатории [40].

В июле-ноябре 1919 г. все прежние начальные училища, высшие начальные училища, мужские и женские гимназии, реальные училища были официально переименованы, всем им были присвоены единые номерные названия советских трудовых школ первой или второй ступени.

Оренбургская первая мужская классическая гимназия стала первой образцовой советской трудовой школой второй ступени имени Т. Г. Шевченко. Духовное училище получило название советской трудовой школы второй ступени № 10. Вскоре, в связи с введением в школах второй ступени производственных уклонов, школа № 10 по просьбе педагогического совета получила сельскохозяйственный уклон и стала называться советской трудовой школой второй ступени № 10 с сельскохозяйственным уклоном.

Большинство школ, в первую очередь городские школы, кроме номера получили персональные названия в честь политических деятелей, знаменитых ученых, писателей, поэтов. В городе появились школы имени Ленина, имени Ильича, Крупской, Карла Либкнехта, Бухарина, Воровского, Карла Маркса, Плеханова, Калинина, Фрунзе, Тимирязева, Пирогова, Менделеева, Песталоцци, Шевченко и др.

Подпись в конце архивного документа в виде «Школьный работник IV группы 16-й советской трудовой школы первой ступени имени Воровского г. Оренбурга..,» является типичной для начала двадцатых годов. Слова «класс, учитель» в профессиональных документах в сфере образования перестали употребляться, видимо, из-за политических ассоциаций.

С начала 1919/20 учебного года во всех школах губернии было введено совместное обучение девочек и мальчиков, окончательно устранены любые формы религиозного обучения, из стен школ и библиотек были изъяты оставшиеся предметы религиозного культа и книги религиозного содержания.

Летом 1919 г. в Оренбурге были организованы многочисленные (около 400 человек) губернские курсы повышения квалификации учителей. Основным предметом на курсах было детальное изучение новых нормативных документов в образовании, разработанных в 1918 г. и утвержденных центром, в особенности принципов «единой трудовой школы». Идеи «Положения об единой трудовой школе», революционные для того времени, такие как обязательность и бесплатность обучения всех детей школьного возраста, непрерывность системы воспитания и обучения от детского сада до университета, получили положительную оценку работников образования губернии.