Во время работы летних губернских курсов ряд участников курсов развернули активную профсоюзную деятельность и создали отделение нового профсоюза учителей-интернационалистов. (В 1918 г. в Москве в противовес Всероссийскому учительскому союзу был создан новый профессиональный союз «Союз учителей-интернационалистов», полностью поддерживающий советскую власть и её реформы в образовании.) В сентябре 1919 г. в губернии на основе союза учителей-интернационалистов был создан новый профессиональный «Союз работников просвещения и социалистической культуры», стоящий «на платформе борьбы за социализм через диктатуру пролетариата» [34].
Политическая борьба между прежним профсоюзом «Всероссийский учительский союз» и новым профсоюзом «Союз работников просвещения и социалистической культуры» продолжалась в губернии до июня 1920 г. и закончилась реорганизацией отделений «Всероссийского учительского союза» в отделения «Союза работников просвещения и социалистической культуры». Новый профсоюз развернул в 1920/21. учебном году активную работу. За один год им было организовано 5 губернских съездов и 35 уездных конференций, на которых рассматривались различные организационные, информационные, педагогические профессиональные и,материальные вопросы [109].
На первое июня 1921 г. в профессиональный «Союз работников просвещения и социалистической культуры» входило 9653 работника образования и культуры. Столь высокая популярность профсоюза среди работников просвещения объясняется просто. В соответствии с действовавшими; тогда правилами приема на работу членам профсоюза отдавалось предпочтение.
Внедрение «Положения о единой трудовой школе» в жизнь в губернии было крайне сложной задачей, в особенности разделов, касающихся бесплатности и всеобщности начального образования. В школах было недостаточно места для размещения класс-комплектов, не хватало учебных пособий, парт, канцелярских принадлежностей, школьные помещения требовали ремонта, не было достаточного количества подготовленных учителей. В упомянутом выше отчете Орского уездного отдела народного образования сказано:
«...Уже одно то обстоятельство, что с сентября по апрель было сделано более 200 новых назначений, перемещений, временных командировок в уездные школы, говорит о том, какая нужда ис-пытывалась в учащем персонале и сколько труда прилагалось отделом, чтобы обеспечить школы им. Сильно влияла здесь эпидемия тифа, охватившая край и не щадившая никого. Посланные в села и станицы учащие заболевали там, болели по два, по три месяца простым тифом, сыпным и возвратным, и болезнь протекала по два и три месяца...».
При дефиците продовольствия, хозяйственной разрухе не было возможности обеспечить детей в школе в соответствии с «Положением о единой трудовой школе» горячим питанием, одеждой, обувью.
В этих условиях основное внимание власти уделили количественным показателям, прежде всего увеличению числа детей, охваченных начальным образованием. В 1918—1920 гг. приемы побуждения граждан России к исполнению принятых декретов центральной власти диктовались в основном революционной необходимостью, не отличались большим разнообразием и были крайне «эффективны».
В материалах о работе образования Олонецкой губернии в 1918 г. приведена разработанная в губернии система штрафных санкций к родителям и опекунам детей школьного возраста для обеспечения принципа обязательности обучения детей согласно «Положению о единой трудовой школе»:
«...Всеобщее обязательное обучение вводится по всем волостям, причем в качестве меры против уклонения от посылки детей школьного возраста в школы является оштрафование родителей или опекунов, в первый раз в размере 100 рублей, во второй — 500 рублей и в третий — 1000 рублей» [84].
Аналогичные суровые меры были разработаны и приняты в Оренбургской губернии. В 1920 г. приказом № 9 Оренбургского губисполкома от 15 июня 1920 г. для обеспечения обязательного посещения всеми взрослыми неграмотными гражданами курсов ликвидации безграмотности в соответствии с декретом центра (о ликвидации неграмотности) было определено:
«...2. Все школьные и внешкольные работники, лица с учительской подготовкой и с образованием не ниже четырех классов гимназии, занятые в советских учреждениях, считаются мобилизованными и привлекаются в качестве школьных работников по ликвидации неграмотности. <...>
5. Граждане от 14 до 50 лет должны обязательно записаться в школы грамоты, ближайшие по месту своего квартирования, не позднее 1 -го июля.
6. За неаккуратное посещение школы без уважительных причин учащиеся подлежат наказанию, как то: лишению продовольственного пайка, штрафу в размере дневного заработка за каждый случай непосещения школы, а за ряд последовательных уклонений от занятий — отправке на принудительные работы сроком на две недели.
Примечания. <...>
2. Граждане, уклонившиеся от регистрации, будут подвергаться штрафу до 5 тысяч рублей» [67]. .
Внедрение в жизнь «Положения о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», «Основных принципов единой трудовой школы» прошло в 1919 и 1920 гг., в соответствии с терминологией того времени, на основе «огромного революционного энтузиазма масс». Число детей, охваченных школьным обучением в 1920 г., заметно увеличилось. В связи с этим занятия в школах были организованы в две-три смены.
Нужно отметить, что, несмотря на крайне тяжелую экономическую обстановку, профессиональная деятельность во многих педагогических коллективах продолжалась. В ряде оренбургских школ педагогами были предприняты попытки разработки нового содержания обучения и воспитания школьников, в школах разрабатывались проекты по созданию условий для трудового обучения (см., напр., в приложениях план учебных занятий на март-май 1921 г. 10-й школы второй ступени с сельскохозяйственным уклоном, разработанный коллективом преподавателей школы, приложение 21) в сельских районах организовывались курсы подготовки и переподготовки учителей (см. приложение 20).