Школа Оренбуржья в 1918—1922 гг. - Увеличение числа обучаемых детей

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. изменили государственное и общественное устройство России. Преобразования коснулись всех сфер деятельности общества, в том числе и образования. Они затронули как содержание образования, так и систему его организации. Выдержки из некоторых документов; принятых в 1917—1918 гг. новой властью, позволяют оценить степень глубины этих преобразований.

Содержание материала

В 1920 г. и первой половине 1921 г. энергично развернуло свою работу отделение профессионального образования при губоно. Оперативно были организованы различные рабочие курсы для профессионального обучения учащихся. В течение 1920/21 учебного года сделали выпуски мукомольные, почтово-телеграфные, горно-разведочные, автомобильные, деревообделочные, ткацкие, финансово-счетные, маслодельные рабочие курсы.

В этот период в городе Оренбурге функционировали на постоянной основе:

  • школа фабрично-заводского ученичества при деревообделочном заводе Орлес — 60 учащихся;
  • школа фабрично-заводского ученичества при железнодорожных мастерских — 60 учащихся;
  • сельскохозяйственная школа им. Середы — 300 учащихся;
  • землемерно-технические курсы — 50 учащихся;
  • ветеринарная школа — 30 учащихся;
  • профессионально-техническая школа— 150 учащихся;
  • промышленно-экономическая школа — 75 учащихся;
  • государственные художественные   мастерские — 76 учащихся;
  • русский педагогический техникум — 132 учащихся;
  • татарский педагогический техникум — 155 учащихся;
  • фельдшерская школа — 120 учащихся;
  • школа полиграфического производства — 120 учащихся;
  • музыкальная школа первой ступени —120 учащихся;
  • музыкальная школа второй ступени — 120 учащихся [115].

В архивах Губоно 1919—1920 гг. содержится ряд интересных проектов по открытию в губернии новых профессиональных учебных заведений и масса заявок от общеобразовательных школ на выделение инструментов для организации в школах уроков труда.

Активность органов управления образованием во второй половине 1919 г. в 1920 г. привела к увеличению числа обучаемых детей, открытию ряда новых внешкольных и просветительских заведений, особенно детских домов (см. таблицу ниже, раздел 1920 г., данные работы [18]).

Таблица 7

Количество школ и учеников, обучаемых в них

школа оренбуржья

Примечания:
* данные отсутствуют;
** не учтены учебные заведения военного и духовного ведомств.

Заметный рост числа учащихся в 1920 г. (своего рода аналог «великого скачка» в Китае) и, как следствие, рост числа класс-комлектов, рост численности учителей и других работников образования был основан на голом энтузиазме. Он не был предварительно продуман, просчитан и подкреплен экономическими и материальными ресурсами. Такой рост мог произойти только в условиях «военного коммунизма».

Объективно в 1920 г. в стране после первой мировой войны, разрушительной гражданской войны финансовых средств для образования было значительно меньше, чем в 1913г.

Дополнительные экономические проблемы в образовании возникли из-за поспешности в проведении реформ 1918 года. Финансирование школ Оренбургской губернии до октября 1917 г. велось разными ведомствами, такими как Министерство народного просвещения, религиозные организации, земство, казачество, частные лица. После октября 1917 г. все учебные заведения были переданы в подчинение органам управления наркомата просвещения. Однако должного финансового обеспечения эти органы не получили. Финансовых средств не хватало на поддержание существования имеющейся сети образовательных и просветительских организаций, и тем более их не было на расширение.

В докладе Оренбургского губоно III губернскому съезду Советов от 26 февраля 1921 г. говорится:

«Если в 1919 году подотдел единой школы питал надежды революционным темпом построить трудовую школу, то в 1920 году и в центре, и на местах осознали, прийти к заключению, что декрет о трудовой школе является идеалом, достижение которого возможно после многолетней опытной работы по изысканию методов, форм и приемов преподавания...,» [68].

Финансовое положение образования в 1921 году продолжало резко ухудшаться. Согласно отчету губоно в Кир-наркомпрос за время с 1 марта по 1 сентября 1921 г. учреждения образования были профинансированы на 1/14 часть сметы, при этом основные средства были направлены на содержание детских домов.

«Благодаря такому ничтожному отпуску денежных знаков выплата жалования работникам просвещения затягивалась на 5—б месяцев. Ремонт зданий произведен в очень ограниченном количестве и то почти только в городе. Топливо как в городе, так и в уезде не заготовлено» [116].