Школа Оренбуржья в 1918—1922 гг. - Голод 1921—22 гг.

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. изменили государственное и общественное устройство России. Преобразования коснулись всех сфер деятельности общества, в том числе и образования. Они затронули как содержание образования, так и систему его организации. Выдержки из некоторых документов; принятых в 1917—1918 гг. новой властью, позволяют оценить степень глубины этих преобразований.

Содержание материала

Голод 1921—22 гг. принес дополнительное, огромное и страшное испытание всей жизни Оренбургской губернии, в том числе системе образования. Как сказано в работе [18], «...созданной революционный   энтузиазмом   широкой сети просветительных учреждений голод 1921/22 г, нанес сокрушительный удар: закрылись в деревнях все школы 2-ой ступени, все детские сады, школы по ликвидации неграмотности, очень немного осталось школ I ступени и те превратились в сущности в питательные пункты. Перед органами народного образования встала задача спасения погибающих от голода детей. Развертываются столовые, приемники, детдома, организуется эвакуация детей в урожайные губернии, много погибло, но десятки тысяч детей спасены,..., сеть детдомов и приемников в этот период крушения сети культурно-просветительских учреждений превышала школьную сеть...».

В 1922 г. показатели развития образования в губернии— самые низкие в двадцатом столетии. Голод 1921 года, невыплата заработной платы в течение нескольких месяцев вследствие хронических финансовых затруднений губоно, отсутствие продовольственных пайков и предметов первой необходимости для просвещенцев вынудили власти губернии принять в 1921—1922 гг. меры по резкому сокращению сети культурно-просветительских учреждений губо-но и их штатов. Почти в десять раз сократилось число учеников в. школах.

В документах Шарлыкского районо 1921—22 г. приведен список из 69 имеющихся школ (68 школ первой ступени и одна Шарлыкская школа второй 'ступени). Большинство из них (53 школы) во второй половине 1921 г. не функционировали из-за отсутствия топлива и шкрабов (школьных работников).

В начале февраля 1922 г. заведующий районо представил в губоно доклад, в котором говорилось: «...Как может быть поставлено дело народного образования в районе на должную высоту, когда население целыми тысячами вымирает от голода, когда в каждом селе, в деревне имеются склады трупов и живые не имеют физической сипы выкопать им могилы» [Ml].

Оставшиеся школы в районе были закрыты в марте 1922 г. по сокращению штатов, либо из-за отсутствия топлива и шкрабов [124]. Решением коллегии губоно от 8 марта 1922 г. для Шарлыкского района оставлена следующая сеть просветительских учреждений:

«1. Все существующие детские дома и приемники с отнесением расходов по ним целиком на местные средства.

2. 5-ть школ с 20 учителями с содержанием за счет государственных средств.

3. Библиотека со штатом из заведующего и сотрудника с содержанием за счет государственных средств.

4. Школа взрослых с 2-мя учителями с содержанием за счет государственных средств.

5. 2 группы по ликвидации неграмотности с содержанием за счет государственных средств.

Хозяйственное содержание всех просветительских учреждений, а также содержание технических работников отнесено на местные средства и средства, изыскиваемые путем самообложения населения» [125].

Реальная жизнь в стране с разрушенной экономикой заставила отказаться от большинства принципов «единой трудовой школы» и в первую очередь от принципов бесплатности и обязательности обучения детей школьного возраста. В циркуляре Губоно от 29.06.1922 г. всем отделам народного образования рекомендовано требовать от местных властей выделения на нужды образования не менее 50% местного бюджета (земство выделяло 60%), использовать все способы для «выкачивания» средств на нужды просвещения и в первую очередь самообложение населения.

В городах и местечках городского типа при наличии более двух школ рекомендовалось проводить обложение населения с помощью специальных школьно-хозяйственных советов (комсодов). В селах и деревнях самообложение должны были организовывать сельские советы. Особое внимание обращалось на привлечение населения к ремонту зданий школ, заготовке топлива [126].

Большинство школ в сельской местности было переведено в разряд договорных. Содержание помещений этих школ и оплата труда учителей были сняты с государства и возложены на сельские общества.

«....Сельское учительство, в полном смысле разделив голодную участь крестьянина в 21—22 году, осенью последнего, не надеясь на помощь школе от государства и не дожидаясь вмешательства в регулирование его труда со стороны профорганизаций, предложило свой труд крестьянству за кусок хлеба...» [21].

«...20—50 пудов зерна были в тот год обычной ценой труда деревенского учителя за учебный сезон...» [21].

В 1922/23 учебном году из 355 сельских школ Оренбургской губернии 204 школы работали на договорных условиях.

Не лучше было положение образования в городе. В Оренбурге осталось всего две школы повышенного типа, в то время когда в 1917 г. одних государственных гимназий было четыре. Здания школ, занятые в годы гражданской войны под госпитали или казармы, не освобождались, несмотря на все просьбы органов образования и распоряжения властей. Материальное положение учителей школ, «состоящих на госбюджете», было крайне низким в условиях безумной инфляции бумажных рублей.

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье