Восстановление системы образования в 1923—1929 гг.

С 1923/24 учебного года начинается медленный процесс восстановления разрушенной, в период с 1918 по 1922 г. структуры образования в губернии. После организационного и экономического провала 1922 г. в 1923 г. несколько вырос объем финансовых средств, выделяемых на образование, что позволило увеличить число учебных заведений с содержанием за счет средств госбюджета и сократить число договорных школ.

Содержание материала

В 1923/24 учебном году количество договорных школ уменьшается и составляет 119, в том числе в Оренбурге — 1, Оренбургском уезде — 32, в Каширинском уезде — 25, Ор-ском уезде — 61. По требованию профсоюза вводятся субвенции из государственных средств для доведения оплаты ставки договорных учителей до установленного Совнаркомом минимума [113].

Значительную помощь образовательным учреждениям в стабилизации финансового состояния в этот период оказало население и первую очередь родители учащихся. В городских школах первой и второй ступени декретом Совнаркома РСФСР от 22 марта 1923 г. была введена оплата за обучение. Это позволило в 1923/24 учебном году собрать с родителей учащихся в городе Оренбурге — 20000 черв, рублей, Орске — 3000 черв, рублей и Илецке — 1000 черв, рублей. Полученные средства расходовались на отопление, текущий ремонт, пополнение учебных пособий и содержание дополнительного   персонала   (учителя   пения,   рисования, учителя сверхштатных классов). В сельской местности для поддержки учреждений образования продолжало внедряться самообложение населения.

Контингент учащихся в губернии начал расти, но в целом продолжал оставаться низким. Численность населения губернии в 1923 г. составляла 556402 человека, среди них 66183 детей школьного возраста от 8 до 11 лет. Из этого количества детей в школах первой ступени обучалось всего 27770 человек. Крайне неудовлетворительно было положение в школах второй ступени, где с 5-го по 9-ый класс посещали занятия только 2000 детей.

Число желающих получить среднее образование среди населения было много больше. Однако для содержания школ повышенного типа губерния не имела финансовых средств. По решению Наркомпроса в первую очередь финансовые средства должны были направляться на развитие начального образования и ликвидацию неграмотности.

До введения всеобщего начального образования Нар-компрос в 1925 г. разрешил открывать школу-семилетку (3 комплекта повышенного типа) на 40 комплектов учащихся школ первой ступени [76]. В целом сеть школ повышенного типа ограничивалась нормой в 12,5% числа комплектов первой ступени. Но даже эта жесткая норма не выполнялась в пределах губернии. В 1923 г. число учащихся в школах повышенного типа составляло всего 2,6% от числа детей возраста 11 лет. В 1924 г. это число составило 3% [128].

На первое апреля 1924 г. в 8—9-х классах в городе Оренбурге, Оренбургском и Каширинском уездах обучалось 214 человек. Окончили в 1924 г. девятый (выпускной) класс школы второй ступени в Оренбурге — 18 человек, в Каширинском уезде — 6 человек, в Оренбургском уезде — 21 человек [113].

Значительно ухудшился квалификационный кадровый состав учителей. Среди педагогов, работавших в образовании в 1923/24 учебном году, всего 7% имели высшее образование, 16,3% — педагогическое, 24,8% — среднее общее, 24,25% — звание учителя и 27,65%о не имели специальной подготовки и образовательного ценза [128].

В соответствии с решениями Наркомпроса школы повышенного типа с 1922 г. реформируются в школы двух типов: основная семилетняя общеобразовательная школа и школа второй ступени с девятилетним сроком обучения.

Лица, закончившие школу-семилетку, могли продолжать свое образование в школах второй ступени или техникумах, получая одновременно общее и профессиональное образование. Для поступления в высшее учебное заведение необходимо было иметь либо полное среднее образование, либо среднее специальное образование.

В сельской местности основным типом школы повышенного типа становится школа крестьянской молодежи (ШКМ), в учебных планах которой особое внимание уделялось биологическим дисциплинам и их сельскохозяйственному приложению. Главной задачей ШКМ в начале 20-х годов являлась подготовка культурных земледельцев. В конце 20-х годов в штате школ крестьянской молодежи имелась ставка агронома, в обязанности которого входило проведение уроков сельского хозяйства, кооперации и коллективизации. Оплата труда агронома тарифицировалась заметно выше труда учителя [119].

Уровень образования, срок обучения в школах крестьянской молодежи были близки к уровню школ-семилеток. Школы крестьянской (колхозной) молодежи просуществовали до 1934 г,5 когда были реорганизованы в обычные школы-семилетки.