Восстановление системы образования в 1923—1929 гг. - Повышение уровня образования

С 1923/24 учебного года начинается медленный процесс восстановления разрушенной, в период с 1918 по 1922 г. структуры образования в губернии. После организационного и экономического провала 1922 г. в 1923 г. несколько вырос объем финансовых средств, выделяемых на образование, что позволило увеличить число учебных заведений с содержанием за счет средств госбюджета и сократить число договорных школ.

Содержание материала

Во второй половине двадцатых годов, как сказано в отчете губоно за 1926/27 г., «спрос у населения на школы повышенного типа громадный». В школах повышенного типа бюджетных мест было явно недостаточно. В связи с чем было предписано проводить строгий классовый отбор при приеме в пятые и восьмые группы. В соответствии с указаниями центра в первую очередь, исходя из классовых интересов, в эти группы должны были приниматься дети рабочих, батраков и колхозников. Для удовлетворения спроса остальных слоев населения в Оренбурге в этот период открываются 15 дополнительных групп в школах повышенного типа с полным содержанием этих групп за счет средств населения.

В середине 20-х годов начинают упорядочиваться сроки начала учебного года. До этого, особенно в сельских школах, они зависели от многих факторов, среди которых: сроки окончания сельскохозяйственных работ, готовность помещений школы, наличие педагогов, традиция начинать занятия в школе с 15 октября в дореволюционное время. Решением губоно в 1925 г. всем школам было предписано начать занятия не позднее 20 сентября. В 1926 г. сельским школам разрешено было начать занятия с 20 сентября, городским школам — с 1 сентября.

В последующие годы официальный срок начала занятий устанавливается для всех школ с 1 сентября. Постепенно увеличивается число обязательных учебных дней в году. В 1926/27 учебном году оно составляло в среднем 140 дней для сельских школ и 190 дней для городских школ первой ступени. В 1928/29 учебном году губоно довело число учебных дней для сельских школ до 175 дней.

В целом к 1925 г. положение с охватом детей школьного возраста начальным образованием в России не улучшилось по сравнению с 1913 г. Разрыв в уровнях образования в СССР и цивилизованных странах Запада, где всеобщее начальное образование уже давно было введено, увеличивался. Планы правящей партии, правительства по индустриализации страны, укреплению обороноспособности нельзя было осуществить без повышения грамотности населения и прежде всего введения в жизнь давно продекларированного всеобщего обязательного начального обучения.

Всеобщее начальное образование в очередной раз стало общегосударственной проблемой и предметом особой заботы центральных властей. Декретом ВЦИКа и СНК от 31.08.1925 г. предельным сроком введения всеобщего начального образования для детей от 8 до 11 лет по всей стране был определен 1933/34 учебный год.

В целях активизации местных органов власти по выполнению принятого декрета ВЦИКа были созданы губернские, уездные, волостные и городские комиссии по всеобщему обучению. В состав губернских комиссий были включены представители президиума губисполкома (председатель комиссии), губоно, губплана, губ. РКИ, губфинотдела и т.д. В круг задач губернских комиссий входила разработка планов развертывания школьной сети, обеспечения школ педагогами, а также подготовка плана финансирования мероприятий по введению всеобщего обучения.

Выполнение декрета было крайне трудным для Оренбургской губернии. Уровень развития образования в губернии, как в целом, так и особенно в сравнении с центральными районами страны, продолжал быть низким. В 1926/27 учебном году школы первой ступени губернии смогли охватить обучением всего 48% детей школьного возраста от 8 до 11 лет, в 1927/28 учебном году — 50%, что близко к показателям губернии в 1913г.

Средние показатели охвата начальным образованием детей школьного возраста по РСФСР были следующими: 1924/25 учебный год — 60,3%, 1925/26 г. — 60,5%. По Средне-Волжскому району в 1924/25 г. охват обучением детей школьного возраста составлял 49%, т.е. отставание Оренбургской губернии от своего района составляло примерно три года [98].

Материально-техническая база образования продолжала оставаться слабой, не хватало простейших вещей: тетрадей, канцелярских принадлежностей, школьных парт, классных досок. Наполняемость учеников в классе часто превышала пятьдесят человек, среди учеников было много переростков и второгодников. Занятия в большинстве школ велись в две смены.

За восемь лет губернии нужно было в два раза увеличить число учеников в начальной школе, значительно расширить учебные площади и финансирование учебных заведений, увеличить практически более чем в два раза число работников образования.

Вопрос о введении всеобщего обучения был рассмотрен на сессии Оренбургского губисполкома, на которой было принято решение о поэтапном введении всеобщего начального образования. В первую очередь всеобщее начальное образование планировалось ввести в городах и поселках городского типа, достаточно насыщенных школьной сетью, затем в колхозах, совхозах и в отдельных крупных населенных пунктах.

Возможность посещения школы всеми сельскими детьми, проживающими в отдаленных мелких населенных пунктах, предполагалось обеспечивать за счет организации подвоза, устройства общежитий, снабжения нуждающихся детей одеждой, обувью. Наиболее трудной проблемой был охват начальным образованием детей национальных меньшинств в небольших населенных пунктах. Для решения этой задачи необходимо было строительство интернатов, что требовало больших материальных затрат.

Сессия приняла подробно разработанный план развития материально-технической базы школьного образования, строительства новых школьных зданий, расширения подготовки учительских кадров [30].

Намеченные планы начали довольно успешно выполняться. В 1928/29 учебном году в начальной школе имелось 1248 школьных комплектов с охватом до 70% детей школьного возраста. Росту процента способствовала сложившаяся демографическая ситуация. В школу пришли дети, родившиеся в начале голодных двадцатых годов. Доступность начального образования была в основном обеспечена.

Свидетельством возрождения образования в губернии стало строительство новых школьных зданий, прежде всего в сельской местности. В 1927 г. велось строительство пяти деревянных двухкомплектных, одной трехкомплектной и одной четырехкомплектной школы. Четырехкомплектная школа была построена в Краснохолме, трехкомплектная школа — в Ново-Покровке [99]. Этого было крайне мало, но факт начала строительства был положительным симптомом.