Восстановление системы образования в 1923—1929 гг. - Архивные материалы школ конца 20-х годов

С 1923/24 учебного года начинается медленный процесс восстановления разрушенной, в период с 1918 по 1922 г. структуры образования в губернии. После организационного и экономического провала 1922 г. в 1923 г. несколько вырос объем финансовых средств, выделяемых на образование, что позволило увеличить число учебных заведений с содержанием за счет средств госбюджета и сократить число договорных школ.

Содержание материала

Архивные материалы школ конца 20-х годов воссоздают реальную атмосферу, в которой жили учащиеся и педагоги. Ниже приведена информация о состоянии в 1928 г. двух школ губернии. Одна из этих школ — рядовая глубинная сельская школа обычного района Оренбургского округа— Александровская школа первой ступени Ново-Покровского района. Вторая — одна из трех оставшихся школ в городе Оренбурге, продолжающих сохранять уровень среднего полного образования, — советская трудовая школа № 8 имени Профинтерна [123].

Материалы по Александровской школе подготовлены опытным квалифицированным педагогом С. А. Каракоц-ким, образованным человеком, обладающим опытом в сложившихся правилах взаимоотношений между учреждениями образования и органами власти на селе и районе. Читатель обратит внимание на ужасающую нищету школы, в которой не хватало всего самого необходимого для обучения детей, начиная от учебников и заканчивая простой табуреткой для учителя. В контрасте с материальным состоянием школы находится круг обязанностей, возлагаемых на учителя. Кроме обучения детей по школьной программе он обязан был заниматься агитацией в отношении кооперирования, очистки семян, древонасаждения, заниматься ликвидацией . неграмотности, бороться с самогоноварением, хулиганством и т.д.

В «Общем годовом производственном плане Александровской школы первой ступени Ново-Покровского района на 1928/29 учебный год (ноябрь 1928 года)» написано (приведены выдержки):

«...Школа, как и в прошлом году, будет помещаться в одномздании. Поэтому за недостаточностью оборудования школы занятия придется проводить в 2 смены. С 8 до 12 часов с первой и третьей группой заниматься будет И. П. Гордеева. С 12 до 4 часов заниматься со второй и четвертой группами должен учитель С. А. Каракоцкий.

Учащиеся распределены на четыре группы. В первой группе 27 человек, из них 12 девочек, вторая группа 29 человек, из них 9 девочек. Третья группа 8 человек, из них 4 девочки. В четвертой группе 12, при этом 8 мальчиков, 4 — девочки. Всего учащихся школы — 76 человек.

Топливом школа снабжена на весь год. Остро чувствуется недостаток учебников, учебных пособий и оборудования школы. На 76 учащихся имеется 12 парт, 1 классная доска. Не хватает 4 парт, одной классной доски, нет табуреток для сидения учителя.

Учебников для 1-й группы нет никаких, за исключением нескольких букварей, которые пришли в негодность из-за ветхости. Во второй группе не хватает 29 учебников по грамматике и. 19 задачников. В третьей группе также нет учебников по грамматике и не хватает книг для чтения. В четвертой группе отсутствуют все учебники. Нужно купить для школы учебники, а также лампу, два ведра и таз.

Общий уровень развития и степень подготовленности учащихся от прошлого года за исключением грамматики второй, третьей и четвертой групп средний. Все группы слабо подготовлены по грамматике.

В данном учебном году перед школой стоят следующие задачи:

  1. Озаботиться о своевременном снабжении школы учебниками и учебными пособиями, а также ученическими принадлежностями. Для этого, если РИК не отпустит средств в достаточном количестве, остальные принадлежности и учебники купить за средства населения.
  2. Добиться полного охвата школой детей школьного возраста через постановку на общем собрании докладов о необходимости обучения в школе всех детей школьного возраста.
  3. Всю имеющуюся бедноту обеспечить бесплатно учебными пособиями и ученическими принадлежностями, а также одеждою и обувью. Поставить этот вопрос перед общественными организациями и общим собранием граждан.
  4. Вести агитацию по кооперированию населения через постановку на эту тему докладов и бесед.
  5. Ликвидировать силами учителей и комсомола неграмотность среди взрослого населения.
  6. Повести работу в красном уголке путем проведения бесед, читки газет и т. д.
  7. Повести агитацию за повышение урожайности и распространение чистосортных семян. Для чего перед весенним посевом каждый гражданин должен очистить семенной материал на триер. Страхование посевов от стихийных бедствий и скота на случай повальных болезней. На эту тему проводить беседы с гражданами в красном уголке.
  8. Повести агитацию по борьбе с религиозными верованиями, суевериями, предрассудками и знахарством путем работы в союзе безбожников и через учеников. Организовать борьбу с самогоноварением и пьянством путем собирания сведений о том, сколько расходуется хлеба на самогонку, составление диаграмм, плакатов и корреспонденции в газету.
  9. Организовать борьбу с хулиганством.
  10. Организация детей для работы по древонасаждению. Для чего каждый ученик должен добиться, чтобы каждый двор посадил около дома деревья.
  11. Произвести ремонт школьному зданию за счет самообложения. Запастись топливом еще до начала занятий 1929/30 учебного года (в летний период) с таким расчетом, чтобы кизяков хватило для отопления на всю зиму. За счет самообложения приобрести необходимый для школы инвентарь и школьное имущество.
  12. Весной добиться — провести засев не менее трех десятин пшеницы и этим создать известные средства для нужд школы. Для чего поставить этот вопрос на общем собрании граждан об отводе под школьный посев земли. Семенной материал взять из запасного фонда сельсовета...».

В 20-е годы всем школам было рекомендовано вести постоянную краеведческую работу. Каракоцким написана краткая история работы Александровской школы в период 1917—1928 гг. На протяжении практически одной страницы изложены все беды малокомлектной сельской школы в 20-е годы, отношение к школе со стороны местных властных органов и населения. Стиль сохранен:

«В селе имеется школа 1-й ступени, основанная в 1900 году, которая до 1917 года носила название «Церковно-приходская». Занятия велись под наблюдением священника, преподавались «Закон Божий», церковнославянский язык. Занятия носили характер религиозного воспитания, через посредство чего выковывались борцы за «Веру, Царя, Отечество».

С наступлением революции школа приняла совершенно иной вид. В 1918 году «Закон Божий» и церковнославянский язык из школы были изгнаны. Все учебные пособия по этой отрасли уничтожены. С этого момента в стенах школы занятия велись почти исключительно на формальных навыках чтению, арифметике и письму.

  • В 1918/19, 1919/20 учебных годах в школе занятия проводили три учителя. В этот момент охвачены были школой все дети школьного возраста. В 1920/21 учебном году за отсутствием школьных работников занятия проводил один учитель. Занятия проводились с большими перерывами по случаю отрыва учителя на общественные работы...
  • В 1921/22 учебном году в школе работали два учителя с оплатой в месяц 20 ф. муки, 10 ф. мяса. В силу постигшей голодовки занятия с февраля месяца 1922 года прекращаются и школа закрывается,
  • В 1922/23 учебном году в школе работают два учителя с оплатой 80 пудов пшеницы каждому за весь учебный год. Занятия продолжались до конца учебного года, т.е. до апреля месяца.
  • В 1923/24 учебном году в школе занятия проводятся при одном учителе с оплатой учителю за счет госбюджета. В 1924/25 учебном году в школе занятия проводятся при одном учителе, который проработал до марта месяца и затем прекратил занятия по своей болезни.
  • В 1925/26 учебном году на должность учителя назначается учительница Асеева за счет госбюджета. С 15 декабря Ново-Покровский РИК передал оплату учителя школы за счет самообложения населения. Население взять оплату зарплаты учительницы на свои средства отказалось, и с 15 декабря занятия в школе прекращаются.
  • В 1926/27 учебном году в школе работает учительница Безно-сова, которая, проработав до 10 декабря, всего два месяца, получает по беременности отпуск на четыре месяца и уезжает на четыре месяца по месту своего жительства. После чего происходит перерыв в занятиях с 10 декабря по 20 апреля 1927 года. По приезде учительницы по месту её службы 20 апреля, собрать учеников ей не удалось, так как дети уже были заняты домашними весенними работами, и 1926/27 учебный год потерпел крах.
  • В 1927/28 учебном году в школе работает учитель Каракоц-кий. Начало занятий 18 сентября, конец 12 мая...» [123].