Уровень грамотности среди взрослого населения губернии в первые десятилетия двадцатого века был весьма низок, особенно среди женщин и представителей национальных меньшинств. Средний процент неграмотных в Оренбургском уезде в1916 г. среди взрослого населения (старше 17 лет) выражался цифрой 71,2%, достигая в отношении женщин — 90%, мужчин — 52,6% [79]. В области грамотности губерниязначительно отставала от центральных областей России.

Перепись1920 г. зафиксировала среди взрослого населения всего 26,9% грамотных, при этом в городе — 49%, в сельской местности — 21%. Неграмотность населения препятствовала внедрению современных технологий в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, ослабляла обороноспособность страны.

Работа по ликвидации неграмотности среди населения Оренбургской губернии велась еще в начале столетия. Именно тогда появились первые школы для взрослых. После1913 г. в работу по ликвидации неграмотности включилось земство, используя для этой цели школы, библиотеки, народные дома. Особая активность в организации работы по ликвидации неграмотности была проявлена в1919 г.

26 декабря1919 г. был издан декрет СНК РСФСР «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», в котором всё взрослое население в возрасте 8 до 50 лет обязывалось ликвидировать неграмотность на русском или родном языках. Наркомпросу и его органам на местах разрешалось привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население. Уклоняющихся от установленных декретом повинностей было разрешено привлекать к уголовной ответственности [73].

В соответствии с духом двадцатых годов в системе Наркомпроса была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез) во главе с Н. К. Крупской. Отделения комиссии были сформированы в губерниях (губграмчека) и уездах. Ликвидации неграмотности был придан размах большой политической общественной кампании. К ней были привлечены профсоюзы, кооперативы, комсомол, студенчество, учащиеся старших классов школ. Было создано специальное общество «Долой неграмотность» (ОДН) и поставлена задача добиться ликвидации неграмотности среди взрослого населения к десятилетию Октября, т.е. к1927 г.

Однако первый опыт работы показал, что проблема ликвидации неграмотности значительно более трудна, чем предварительно думалось. Оказалось, что её невозможно решить в ходе одной кратковременной кампании, опираясь на общественность. Необходимы значительные финансовые средства от государства и длительные организационные усилия специалистов. Реальная, серьезная работа по ликвидации неграмотности в пределах губернии была развернута только после1925 г.

Проблема ликвидации неграмотности неразрывно связана с проблемой всеобщего начального образования для детей школьного возраста, и первая проблема может быть решена только после второй. Фактически число неграмотных в начале 20-х годов ежегодно увеличивалось. Процент грамотности населения к1923 г. снизился до 21%. В 1923— 24 учебном году в губернии работали всего 20 школ по ликвидации неграмотности с 345 учащимися, из них 12 школ с 225 учащимися находились в Оренбурге [128].

В 1926/27 учебном году школы первой ступени губернии смогли охватить обучением всего 48% детей школьного возраста от 8 до 11 лет. Дети школьного возраста, не получившие начального образования, по мере выхода из этого возраста пополняли ряды неграмотных.

Объем работы по ликвидации неграмотности и малограмотности был огромен. Практика работы по ликвидации неграмотности показала возможность рецидива неграмотности. Для его предупреждения необходимо было каждого обученного неграмотного пропускать на следующий год через школу малограмотных, что фактически удваивало организационные и экономические затраты.

Во второй половине 20-х годов в губернии начали выделяться деньги на организацию работы по ликвидации неграмотности. В основном это были средства областного бюджета, часть средств дотировалась из республиканского центра. Для привлечения дополнительных средств  были

103введены отчисления (спец. налог) на ликвидацию неграмотности со стороны кооперативов, торговых организаций. Начали практиковаться ежегодные добровольно-принудительные отчисления на ликвидацию неграмотности однодневного заработка с каждого работающего. Хозяйственным организациям стали планироваться ежегодные задания по ликвидации неграмотности сотрудников за счет собственных средств.

В крупных населенных пунктах, на производственных объединениях с многочисленными коллективами были открыты опорные пункты ликвидации неграмотности, школы и курсы для взрослых рабочих и крестьян, работающие на постоянной или сезонной основе. Для ликвидации неграмотности активно использовались избы-читальни, библиотеки, клубы. Были выдвинуты лозунги: «Грамотный, обучи неграмотного», «В стране Советов нет неграмотных».

В профессиональном плане задача организации ликвидации неграмотности была возложена на органы управления народным образованием и политическим просвещением. Для этой цели в районах были введены штатные работники (инструкторы-методисты) по ликвидации неграмотности. Работе по ликвидации неграмотности был придан плановый порядок. Были разработаны система ежегодных заданий и отчетность о результатах работы по ликвидации неграмотности, при этом требовались сведения с современной точки зрения порой анекдотичные.

Так, например, в итоговой сводке по ликвидации неграмотности в районе на конец1929 г. необходимо было указать: число обучающихся (в ликпунктах или по системе индивидуально группового обучения), количество ликвидаторов (мужчин и женщин отдельно), социальный состав обучаемых (батраков, колхозников, бедняков, середняков), национальный состав (русских, татар, казахов (киргизов), башкир, мордвы, украинцев, немцев, прочих), число допризывников и лиц переменного состава, партийность (членов и кандидатов ВКП(б), членов и кандидатов ВЛКСМ, беспартийных), членов кооперативов (потребителей, сельскохозяйственных, кустарных промыслов), возраст (до 16 лет, от 16 до 20 лет, от 20 до 30 лет, 30 лет и выше), обучено за счет (бюдж., потребит, коопер., с.х. коопер., кустпром., раб-землес, О.Д.Н., учителями соцпроса, учащимися и другими гражданами, комсомолом) [92].

В ходе работы по ликвидации неграмотности появились профессиональные термины: «ликпункты», «ликвидатор», «грамчека», «индивидуал»... Определилась цена труда по ликвидации неграмотности у одного человека. Во второй половине 20-х годов она колебалась от 4 до 8 рублей в городе и от 2,5 до 6 рублей в селе. Ликвидацию неграмотности допускалось проводить как на групповой, так и индивидуально-групповой основе. Вторая форма-ликвидации неграмотности была признана более гибкой и эффективной.

Ниже приведен образец типового договора индивидуально-группового обучения взрослых, рекомендованного к заключению с учителем [64].

Примерная форма договора

Сентября 1925 года, мы нижеподписавшиеся тов. Успенская от Губграмчека, с одной стороны, и тов. Евсеев, преподаватель-индивидуал, с другой стороны, заключили настоящий договор в следующем:

Я, тов. Успенская, с получением средств, обязана оплатить учителю-индивидуалу тов. Евсееву по 4 рубля за каждого неграмотного, ликвидировавшего свою неграмотность при руководстве тов.Евсеева.

Срок уплаты за ликвидацию неграмотности тов. Евсееву назначается после выпуска из группы неграмотного и по числу окончивших группу.                                .

Я, ликвидатор-индивидуал тов. Евсеев, обязуюсь обучать по 4 рубля с неграмотного человека и плату за ликвидацию неграмотности имею получить по количеству окончивших группу, считая по 4 рубля за каждого окончившего группу.

Занятия с неграмотным буду вести по методу целых слов [47].

При нарушении одним из подписавших хотя бы одного пункта настоящего договора последний считается недействительным и подлежит рассмотрению Р.К.К.

Учитель-индивидуал

По результатам переписи1926 г. 120000 человек в губернии в возрасте от 14 до 30 лет продолжали оставаться неграмотными. В то же время продуманная организация работы по ликвидации неграмотности начала давать результаты.

В 1926/27 учебном году в губернии ликвидировало неграмотность 5415 человек [129]. В 1928/29 учебном году впределах Оренбургского округа было обучено 18 тыс. неграмотных и малограмотных [88].

Первым пятилетним планом развития Оренбургского округа 1928/29 — 1932/33 предусматривалось охватить обучением 130000 неграмотных и 135000 малограмотных. Так как физически и экономически не было возможностей организовать одновременно обучение всех неграмотных, то в первую очередь ликвидацию неграмотности было решено проводить среди организованных групп населения:

- в 1929/30 учебном году — в городах, совхозах, колхозах, среди членов профсоюзов, переменников, допризывников, советского и женского актива;

-в 1930/31 учебном году — среди членов профессиональных союзов сельскохозяйственных рабочих, народного питания и строителей [89].

Для активизации работы по ликвидации неграмотности в 1929/30 учебном году в Оренбургском округе был организован культпоход, в течение которого решалась задача обучения 46600 человек неграмотных и 25450 человек малограмотных. К участию в культпоходе были привлечены работники просвещения, члены ОДН, студенты, учащиеся школ второй ступени, члены профсоюза, комсомола и т.д. Каждой из привлеченных организаций было установлено конкретное задание по ликвидации неграмотности и малограмотности. Обучение проводилось как на групповой основе в годовых опорных инструктивных школах (20 на все районы) и сезонных опорных школах (300 по ликвидации неграмотности и 300 по ликвидации малограмотности), так и на основе индивидуально-группового обучения [88].

Работа по ликвидации неграмотности и малограмотности была продолжена в течение всех тридцатых годов. Достигнутое в 1930—32 гг. практически всеобщее начальное обучение детей школьного возраста уменьшило приток новых неграмотных. В связи с этим успехи в деле ликвидации неграмотности среди населения в новом десятилетии стали более заметны, однако проблема оставалась. Документы того периода говорят как о реальных положительных результатах, так и о продолжающемся желании властей быстрее решить «старую» проблему. Приведем выдержки из трех документов:

1. Из доклада Оренбургского облисполкома от 8 января 1935 г.:

106«Работа по сплошной ликвидации неграмотности развернута слабо. Из задания на 1934/35 год из 35 тысяч неграмотных охвачено обучением 12339, или 35,7%. Из задания по обучению малограмотных в 70740 охвачено обучением 19713, или 28,1%. Явное игнорирование. С этим надо бороться» [71].

2.  Из решения СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе по обучению   неграмотных   и   малограмотных»,   27   февраля 1936 г.:

«...СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) признали необходимым в течение 1936 и 1937 гг. полностью обеспечить ликвидацию неграмотности среди трудящихся в возрасте до 50 лет и обязали наркомпросы республик обучить в1936 г. 4 млн. неграмотных и 3 млн. малограмотных...» [74].

3. Из постановления III пленума Оренбургского обкома ВКП(б) «О культурно-просветительской работе в деревне», 16 сентября 1936 г.:

«...Считая обучение неграмотных и малограмотных одной из важнейших задач, пленум обкома ВКП(б) обязывает райкомы партии, политотделы совхозов и райисполкомы, об-лоно и районо, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации обеспечить в 1936 и 1937 годах обучение полностью неграмотных и малограмотных в колхозах, совхозах, МТС и районах...» [7 \].

Газеты постоянно давали информацию о ходе ликвидации неграмотности. Было развернуто соревнование за село сплошной грамотности, район сплошной грамотности. Органы образования постоянно подвергались критике за слабую, по мнению прессы, организацию работы.

В1935 г. было обучено неграмотных 19 тыс. человек, малограмотных — 23 тыс. человек.1937 г. был определен годом окончательной ликвидации неграмотности. Для этого, по подсчетам об лоно, надо было обучить грамоте 74079 человек. В прессе в начале года была развернута шумная кампания с многочисленными призывами к скорейшей ликвидации неграмотности, обещаниями со стороны органов образования и других организаций выполнить намеченные планы. Однако в отчетах за год было показана ликвидация неграмотности всего у 22 тыс. человек.

Очередной план на1938 г. был определен в 67200 человек. Конечно, он вновь не был выполнен, и неграмотность в целом не была ликвидирована. Существовали планы по ликвидации неграмотности на 1939 и  1940 гг. В плане на1940 г., объявленном на областной партийной конференции, ставилась задача ликвидации неграмотности у 53780 человек и малограмотности у 72312 человек.

Необходимо отметить, что с середины 30-х годов XX столетия начали предприниматься усилия для повышения образовательного уровня рабочей и сельской молодежи, в связи с чем довольно быстро рос контингент учащихся в школах для взрослых повышенного типа. В этот период в области были открыты не только первые вечерние, но и первая заочная средняя школа [98, 130].

Однако, несмотря на значительные материальные и организационные усилия, решить задачу абсолютной ликвидации неграмотности у населения области не удалось не только в 30-е годы, но и в последующие десятилетия. Данные таблицы 14, составленной по результатам переписей населения Оренбургской области, характеризуют полученные результаты [78]:

Таблица 14

Грамотность населения Оренбургской области в возрасте 9—49 лет в1939 г. (по данным переписей населения)

gramotnost-nasilenia

К концу 30-х годов проблема ликвидации неграмотности начала терять свою остроту. Страна в основном становилась грамотной. Более актуальной стала задача повышения уровня образования работающей части молодежи. Опыт, накопленный в школах взрослых при ликвидации неграмотности, малограмотности, оказался в будущем полезен для развивающейся сети вечерних и заочных семилетних и средних школ.

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье

Похожие Материалы

Поиск