Реформы 1918г. разрушили прежнюю систему подготовки кадров для школы. Из всех учебных заведений, выпускники которых имели право на учительскую работу: женский институт, епархиальное училище, духовное училище, духовная семинария, дополнительные классы для выпускниц женских гимназий, учительская семинария, учительский институт и русско-киргизская учительская школа;, только учительская семинария, учительский институт и русско-киргизская учительская школа продолжили свою работу под новыми названиями.

Учительская семинария была реорганизована в трехгодичные педагогические курсы, а затем в русский педагогический техникум. Учительский институт послужил основой для открытия первого высшего учебного заведения в Оренбурге — института народного образования. Русско-киргизская учительская школа была превращена в киргизский институт народного образования, который работал в Оренбурге довольно недолго и был затем переведен в Казахстан. На базе медресе «Хусаиния» был создан сначала татарский институт народного образования, а затем татарский педагогический техникум.

Новые педагогические кадры в двадцатых годах требовались в основном для работы в начальной школе, поскольку, как уже отмечалось, основное внимание Наркомпрос уделял начальному образованию. Число школ повышенного типа сократилось в несколько раз, и потребность в дополнительных учителях-предметниках была незначительной.

Подготовка новых учителей для начальной школы велась по трем направлениям. Наиболее профессионально подготовленных учителей выпускали русский и татарский педагогические техникумы (см. приложения 22, 23). Однако в целом выпуски из этих техникумов были малочисленны. В 1921—22 гг. техникумы практически не работали в связи продовольственным и финансовым кризисом. В 1926г. в пятом выпуске русского педтехникума было всего 27 человек. В 1927г. из русского педтехникума было выпущено 39 человек, татарского педтехникума — 14 человек.

Основное количество педагогических кадров давали различные курсы при губернском и уездных отделах образования с разными сроками обучения. Была возрождена дореволюционная система одногодичных педагогических курсов, которые в 1927г. дали народному образованию 34 учителя.

С 1924г. была восстановлена прежняя система профессиональной ориентации учащихся старших классов школ второй ступени. В 8, 9-х классах школ повышенного типа появились различные профессиональные «уклоны», в числе которых был и педагогический уклон. Из трех школ повышенного типа, существовавших в городе Оренбурге в конце 20-х годов, две школы имели педагогический уклон.

В 1927г. из образцовой школы № 1 имени Т. Г. Шевченко (бывшей первой мужской классической гимназии) было выпущено 39 человек со званием школьного работника, из школы № 8 имени Профинтерна — 20 человек.

Переход в 1930/31 г. к всеобщему начальному образованию потребовал дополнительного количества квалифицированных учителей начальных классов. В связи с чем было принято решение об увеличении числа педагогических техникумов (училищ, как они стали в дальнейшем называться) и расширении приема в них.

В Оренбурге было расширено педучилище им. В. П. Куйбышева, открыто при нем вечернее отделение, в Орске и поселке Акбулак открыты отдельные педагогические училища. В связи с включением в1934 г. в состав Оренбургской области городов Бузулук и Бугуруслан начинают работать на всю область педагогическое и дошкольное педагогические училища в Бузулуке, педагогические училища в Бугуруслане и в Абдулино. В 1935г. область имела семь педагогических училищ, в 1938г. — девять.

30-е годы, особенно их вторая половина, характерны зарождением и развитием системы заочного обучения и экстерната при педагогических училищах. Эта система была активно использована для педагогической и общекультурной подготовки учителей. Заочные отделения были открыты в 1932—1937 гг. в Оренбургском, Орском, Бузулукском, Абдулинском, Акбулакском казахско-русском, Бугурусланском русском и Бугурусланском татаро-башкирском педагогических училищах. Для координации работы педучилищ по заочному обучению при областном отделе народного образования в 1935г. был создан специальный сектор заочного обучения.

Все районы области были закреплены за педагогическими училищами. В каждом районе были открыты один или два консультпункта при местных средних школах. Так, за Чкаловским педучилищем в конце тридцатых годов было закреплено 19 районов, за Бузулукским — 12 районов и т.д. Каждого вновь принятого на работу учителя обязывали поступить в педагогическое училище на заочное отделение для приобретения среднего педагогического образования.

На начало 1939/40 учебного года в заочных отделениях педучилищ состояло на обучении 3226 человек (всего в системе образования области работало менее 12 тысяч учителей). Районо, сектор заочного обучения при облоно осуществляли жесткий контроль явки на сессию и успеваемости студентов-заочников. Анализу подвергались результаты каждой сессии, работа каждого консультпункта. Надо отметить, что качество занятий на многих консультпунктах оставляло желать лучшего. Слабая в целом образовательная подготовка учительского состава, особенно в сельской местности, приводила порой к чисто ланкастерским методам обучения, когда студент-заочник педагогического института консультировал студента-заочника учительского института, который в свою очередь помогал студенту заочнику педагогического училища.

В целом принятые продуманные меры по повышению образовательного, психолого-педагогического и методического уровня учительства дали положительные результаты. Число квалифицированных, подготовленных молодых педагогов ежегодно росло. В 1938г. выпуск с дневных школьных отделений педучилищ в целом по области составил 376 человек, заочное отделение закончили 226 человек, сдали экзамены за курс педучилища по системе экстерната 136 человек. Принято было в педучилища на первый курс на различные специальности 1440 человек. Выпуски и приемы студентов педагогических училищ последующие годы постоянно увеличивались.

В конце 20-х годов вновь возникла заметная потребность в учителях-предметниках с высшим образованием в связи с ростом числа школ второй ступени, школ-семилеток и школ крестьянской молодежи. Выпускников института народного образования было недостаточно. Основная их часть уезжала на работу в Казахстан. С 1926г. институт постепенно начал переводить свои структурные подразделения в Уральск.

Выпускников центральных педагогических вузов России, приезжающих в Оренбург на работу по направлению, также было недостаточно. По просьбе окроно специально для школ Оренбургского округа в 1928г. при институте народного образования открылись вечерние двухгодичные курсы по подготовке учителей для старших классов школ.

Руководство окроно понимало недостаточность этих мер. Для полного решения проблемы обеспеченности педагогическими кадрами школ повышенного типа необходимо было для округа иметь свой педагогический институт. В городе Оренбурге вновь начинает подниматься вопрос об открытии специального педагогического вуза для учебных заведений Оренбургского региона. В начале 1929г. при окроно была создана инициативная группа по подготовке проекта открытия вуза. Вскоре, 7 февраля 1929г.; вопрос об открытии в Оренбурге педагогического института был заслушан на заседании президиума Оренбургского окружного комитета ВКП(б). Необходимые документы по открытию вуза были подготовлены и направлены в Москву. 10 июля 1930г. в Оренбурге была получена телеграмма о положительном решении вопроса.

Комиссия Совета Народных Комиссаров РСФСР разрешила открыть в Оренбурге педагогический институт в составе четырех отделений: общественно-литературного, агрономического, химико-биологического и физико-технического. 10 октября 1930г. во вновь воссозданном вузе начались занятия. В состав пединститута влились на правах вечернего отделения двухгодичные педагогические курсы, ранее входившие в состав института народного образования.

Большинство преподавателей прежнего института народного образования перешло на работу в педагогический институт, в том числе известные оренбургские педагоги: А. П. Райский, К. А. Торопов, А. П. Токмаков и др. Всего в 1930г. обучалось в вузе на дневном отделении 76 человек, на вечернем отделении — 129 человек, на заочном отделении — 125 человек.

Первым директором института был назначен М. М. Тимофеев, ранее бывший заведующим окружным отделом народного образования, его заместителем стал 3. X. Рахманкулов. Специальным решением Наркомпроса РСФСР вуз был отнесен к типу агропединститутов и получил название Оренбургский татаро-башкирский агропедагогический институт. Задачей вуза стала подготовка педагогических кадров для школ Оренбургского округа и всего Средне-Волжского края.

Учебные программы по предметам разрабатывались силами преподавателей на основе методических рекомендаций Наркомпроса. Всем студентам кроме специальных дисциплин читались общие дисциплины гуманитарно-социального плана: диалектический и исторический материализм, экономическая политика, ленинизм, политэкономия, педагогика, педология, иностранный язык. Студенты изучали большой блок дисциплин сельскохозяйственного направления.

Учебный процесс строился на основе широко применявшегося в то время бригадно-лабораторного метода. Группа, состоящая из 20—25 человек, разбивалась на бригады. Часть времени отводилось на теоретические занятия в аудитории, а затем следовало самостоятельное изучение учебного материала в бригадах и отчет по изученному материалу.

Работа вуза первое время проходила в сложных условиях. Из-за малочисленности выпусков из средней школы были трудности с набором студентов. Не хватало помещений, квалифицированных преподавателей, не была отлажена система учебного процесса, производственных практик. Но все это были болезни роста. Постепенно эти проблемы решались.

При вузе было открыто подготовительное отделение. Была упорядочена система управления вузом, введены кафедры, факультеты, заложены основы заочной подготовки. В июне 1933г. состоялся первый выпуск из вуза. Дипломы получили 53 человека. Среди первых выпускников вуза были: А. А. Вдовин, впоследствии доцент, декан естественно-географического факультета, проректор Оренбургского госпединститута; В. А. Петренко — генерал-майор; С. Ф. Щемаков — заслуженный учитель РСФСР и др.

В 30-е годы вуз достаточно быстро развивался. Среди преподавателей появились первые профессора: В. А. Жуковский на естественно-географическом факультете, И. В. Волк-Леванович — на факультете русского языка и литературы, К. А. Торопов — на кафедре математики и др. В 1935г. в вузе работало 30 преподавателей, из них 5 профессоров, 16 доцентов, 9 ассистентов.

Интенсивно начало развиваться заочное отделение. В помощь студентам-заочникам в 1936г. открылись консультпункты в Бугуруслане, Бузулуке, Орске, Актюбинске, Кустанае, Саракташе. Начала расширяться материальная база института. В 1934—1937 гг. была осуществлена надстройка двух этажей над бывшим зданием первой мужской гимназии. К 1938г. была закончена постройка нового общежития, оснащены оборудованием лаборатории и кабинеты.                                                                                   

В 1938г. при педагогическом институте открылся исторический факультет. В 1939г. началась подготовка учителей географии. Рос общий выпуск учителей. В 1937г. было выпущено из вуза 110 учителей с высшим образованием, в 1938г.— 138 учителей, в 1941г. — 153 учителя.

Значительное внимание в институте начало уделяться организации научно-исследовательской работы. На плановой основе проходили сдача кандидатских экзаменов, подготовка диссертаций, научные конференции. В 1940г. в вузе начала функционировать аспирантура.

За предвоенные годы вуз несколько раз менял свое название. С 1935г. он назывался Оренбургским государственным педагогическим институтом, а в 1938г. получил дополнительное название — им. В. П. Чкалова, в честь знаменитого летчика-испытателя.

На развитие вуза большое отрицательное воздействие оказали годы репрессий в конце тридцатых годов. Многие преподаватели и студенты педагогического института в эти годы были репрессированы. Были уволены профессора В. А. Жуковский и В. Я. Добрынченко, арестованы как «враги народа» ректор вуза А. А. Чарышев, декан литературного факультета И. В. Волк-Леванович, профессор В. С. Чудинов, доценты О. Ф. Билимович, В. Б. Чеботарев, преподаватели М. Л. Маркелов, Г. А. Айдаров, методист-инструктор заочного сектора А. И. Стружкова и др. В приказах по вузу того времени увольнение преподавателей или отчисление студентов с формулировкой «как врага народа» было рядовым событием.

В последний предвоенный 1940/41 учебный год контингент студентов педагогического института составлял 1460 человек, обучение велось по семи специальностям. В штатном расписании вуза числилось 86 единиц. Институт стал одним из крупных вузов Урала, готовящих высококвалифицированные кадры специалистов для системы образования.

Потребность в учителях-предметниках из-за интенсивного преобразования начальных школ в школы-семилетки и в свою очередь школ-семилеток в средние школы оказалась значительно выше того числа учителей, которых выпускали университеты и педагогические вузы. К тому же подготовка их через полные курсы университетов и педагогических вузов требовала длительных сроков и больших материальных затрат. В связи с этим возродилась дореволюционная идея открытия учительских институтов, готовивших учителей-предметников с незаконченным высшим образованием.

В 1935г. при Оренбургском педагогическом институте открылся Оренбургский учительский институт, где была начата подготовка учителей русского языка, математики, физики, естествознания по очной и заочной системам. Срок обучения в институте был установлен в два года на очном отделении и три года на заочном отделении. В 1939г. Бугурусланское русское педагогическое училище было реформировано в аналогичный учительский институт.

Выпускники учительских институтов имели в дальнейшем возможность завершить свое образование в педагогических институтах, обычно на заочном отделении, куда они принимались без экзаменов на третий курс. Учительские институты Оренбурга, Бугуруслана, а затем и Орска сыграли большую положительную роль в быстром обеспечении школ Оренбуржья квалифицированными кадрами учителей-предметников.

Национальный состав населения Оренбургской области всегда был разнообразен. Кроме русских в области проживает большое количество татар, башкир, казахов, мордвы, чувашей и других национальностей. Обеспечение образовательных и культурных потребностей населения обусловило в тридцатые годы открытие в области значительного количества школ с преподаванием на нерусском языке. Как уже отмечалось, в 1938/39 учебном году в области среди всех школ имелось 506 школ с преподаванием на нерусском языке. Среди них было 434 начальные школы, 57 — неполных средних школ и 15 — средних школ.

Подготовка квалифицированных кадров для школ с нерусским языком преподавания была одной из самых острых проблем, стоявших перед областным управлением образования. В двадцатые годы школы с преподаванием на татарском языке обеспечивал учителями татарский педагогический техникум. Одного техникума было недостаточно для большого числа вновь открытых в тридцатые годы школ с преподаванием на татарском и башкирском языках. В тридцатые годы дополнительно к этой работе был подключен Бугурусланский татаро-башкирский педагогический техникум. Подготовка учителей казахского языка была возложена на вновь открытое Акбулакское казахско-русское педагогическое училище.

Для подготовки учителей татарского языка и литературы для средних и неполных средних школ при Оренбургском педагогическом и учительском институтах была открыта специальная кафедра татароведения с включением в неё дисциплин: татарский язык, история Татарии и Башкирии, история татарской литературы

Реальное число класс-комлектов в школе, потребность в учителях росли в тридцатых годах значительно быстрее количества выпуска из педучилищ, пединститута и учительских институтов. В связи с этим облоно было вынуждено ежегодно организовывать систему различных курсов для подготовки учителей начальных школ и учителей-предметников неполных средних школ. В эту систему входили годичные курсы учителей-предметников, трех- и шестимесячные курсы учителей начальных классов, курсы для выпускников педагогических училищ, различные курсы повышения квалификации (см. приложения 33—36).

Так, в решении исполнительного комитета Чкаловского областного совета № 1904 от 28 октября 1940 г. «Об обеспечении школ области педагогическими кадрами...» отмечается, что «рост сети школ, классов и комплектов к началу 1941—42 учебного года (по 5—10 классам на 868 классов) требует значительного увеличения кадров преподавателей по неполным средним и средним школам; по 5—7 классам дополнительная потребность составит 1610 человек; по 8—10 классам — 360 человек, а всего 1970 человек».

В связи с чем исполком предложил облоно дополнительно к выпускам пединститута, учительских институтов, педучилищ, годичных педкурсов с контингентом в 500 человек организовать шестимесячные курсы по 200 человек за счет лиц, имеющих среднее образование, месячные курсы на 150 человек для выпускников педучилищ. Дополнительно исполком решил просить Совнарком РСФСР направить в область 200 выпускников педвузов из других регионов для работы в качестве учителей 8—10 классов.

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье

Поиск