Система повышения квалификации работников образования в 20-е годы была построена на опыте повышения квалификации учителей в дореволюционный период, прежде всего на опыте земства. Для руководства переподготовкой и повышением квалификации просвещенцев в 1924г. при губоно был создан специальный отдел, который получил название губернского методического бюро (губметбюро).

При уездных отделах управления образованием были открыты представительства губметбюро, сокращенно обозначенные — уметбюро.

В основу работы губметбюро была положена система повышения квалификации ступенчатого вида, позволяющая охватить каждого работника образования. В эту систему вошли летние губернские и уездные курсы по переподготовке и повышению квалификации учителей, методические и итоговые годовые и триместровые конференции, ежегодные губернские курсы руководителей районных опорных школ, школ фабзауча и ШКМ, подготовка и издание методических писем, заслушивание докладов уметбюро по итогам работы.

С 1925г. работа по повышению квалификации всех категорий работников просвещения приобретает плановый и массовый характер. Все работники школ были объединены в единые районные коллективы, которые должны были работать в области повышения квалификации по производственному плану, выработанному на губернских курсах. Центром работы по переподготовке районного педагогического коллектива была определена районная опорная школа (РОШ).

На эту школу было возложено руководство всей методической работой района, изучение и обобщение опыта лучших учителей, созыв районных конференций по переподготовке школьных работников. Всего в качестве РОШ в губернии было выделено 39 школ. В городе Оренбурге в их число вошли 3 школы, две из которых были школами первой ступени и одна — школой второй ступени. Руководителями РОШ были назначены учителя, прошедшие специальную подготовку на губернских 2-х месячных курсах по подготовке руководителей повышения квалификации.

Дополнительно на курсах 1925г. повышали квалификацию руководители групп ликвидаторов неграмотности и групп работников изб-читален,

В 1926г. были спланированы и проведены:

1) губернские курсы учителей опорных школ на 50 человек;

2) губернские курсы избачей и ликвидаторов на 72 человека;

3) губернские курсы для учителей нацмен;

4) губернская конференция учителей школ второй ступени;

5) губернская  конференция   учителей  ШКМ   и  школ фабрично-заводского ученичества;

6) уездные курсы для массовых работников школы.

Перед началом нового учебного 1926/27 г. были проведены волостные и городские конференции работников школ, детских садов и детских домов.

В 1927г. в работе уездных конференций в Оренбурге, Орске и Каширинске участвовало 269 человек, что составило 39% всех сельских работников школ первой ступени. Работа уездной конференции в Оренбурге прошла по программе, рассчитанной на 93 часа, в которую вошли следующие вопросы:

1.  Учет опыта годовой производственной работы школ — 12 час.

2. Педология в массовой школе, значение педологии в рационализации педработы, методы изучения школьника, техника заполнения педолограммы — 6 час.

3. Методика родного языка, методы обучения грамоте, методика письма и приемы обучения орфографии, методика чтения, синтаксис. Показательные уроки во всех 4-х группах по родному языку (обучение грамоте, чтению, письму, знакомство с грамматическими правилами и синтаксические упражнения) — 15 час.

4. Методика математики, программы по математике в школе 1-ой ступени по годам обучения и методические приемы по проработке математического материала по годам обучения.  Показательные уроки по 2-й, 3-й и 4-й группам и разбор уроков. — 20 час.

5. Методика естествознания. Наблюдения, исследовательские моменты в изучении природы, постановка простейших опытов, показательная экскурсия в степи и обработка материалов экскурсии, организация живых уголков в школе.— 15 час.

6. Проработка в новой редакции программ ГУСа:

а) анализ программ;

б) техника составления годового производственного  плана школ;

в) техника составления триместрового плана по годам обучения (разверстывание комплексных тем);

г) техника составления рабочего плана с 2-мя группами (распределение материала и видов школьной работы по дням и часам);

д) составление программ по труду, финвозу и художественному воспитанию.

е) формы учета школьной работы — 24 час.

7. Вопросы повышения квалификации (очередные задачи и целевая установка, программы по повышению квалификации, организация работы и методы работы по повышению квалификации). Составление ориентировочного годового минимума по повышению производственной квалификации. — 4 час.

8. Заключительная конференция (консультация по вопросам подготовки к началу учебного года и райконференциям). — 5 час.

Вопросы методики родного языка были проработаны на конференции под руководством московского профессора Афанасьева, вопросы методики математики — под руководством московского лектора Павликовского.

В последующие годы в связи с увеличением числа школьных работников объем и интенсивность работы по повышению их квалификации возрастают. В 1929г. в Оренбурге прошла серия курсов для школьных работников различных категорий. Среди них:

- окружные курсы сельских учителей школ 1-ой ступени (срок— 22 дня, объем — 132 часа, 120 человек);

-окружные курсы сельских учителей школ 1-ой ступени нацмен (татар) (срок — 22 дня, объем —154 часа, 40 человек);

- окружная конференция работников школ повышенного типа (срок — 6 дней, объем — 48 часов, 60 человек);

- окружная  конференция  работников  детских  домов (срок — 10 дней, объем — 60 часов, 60 человек);

-окружная конференция работников дошкольных учреждений (срок — 6 дней, объем — 48 часов, 30 человек);

- конференция городских учителей школ  1-й ступени (срок — 10 дней, объем — 60 часов, 200 человек);

- конференция городских работников школ повышенного типа (срок — 6 дней, объем — 36 часов, 150 человек);

- областные курсы для казахских учителей школ первой ступени (срок — 30 дней, объем — 180 часов, 25 человек).

Программы всех курсов были насыщенными. Приведем в качестве примера программу работы в 1929г. конференции работников школ повышенного типа:

«1. Решения партсовещания по народному образованию — 2 часа.

2. Опыт работы по лабораторному плану -— 1 час.

3. Основные проблемы коммунистического воспитания — 4 часа.

4. Задачи школ повышенного типа в реконструкции сельского хозяйства и повышении урожайности — 4 часа.

5. Программно-методические вопросы по специальностям:

а) организация педпроцесса по обществоведению — 20 часов;

б) организация педпроцесса по литературе — 20 часов.

6. Общественно-политическое воспитание на материале обществоведения (практикум) —10 часов.

7. Вопросы повышения квалификации — 2 часа.

8. Профсоюзные вопросы — 2 часа. Итого 48 часов».

В январе 1935г. был открыт Оренбургский институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). В октябре 1938г. в области в соответствии с приказом Наркомпроса РСФСР на базе ИПККНО и областного методического кабинета был организован институт усовершенствования учителей (ИУУ).

Главные задачи ИУУ были определены специальным положением правительства об институтах усовершенствования учителей. Они заключались в повышении общих педагогических знаний и методического мастерства учителей, управленческих навыков руководителей школ, изучении и распространении передового учебно-воспитательного и методического опыта. Особое внимание институт должен был уделять изучению организации методической работы райпедкабинетов, кустовых и районных методических объединений учителей.

Работа института началась в нелегких условиях. Нехватало помещений для организации методических кабинетов, библиотеки, квалифицированных педагогических кадров для всех школьных дисциплин.

С первых дней институт работал в контакте с преподавательским составом пединститута, профессора и доценты которого по совместительству работали в ИУУ. Институт продолжил работу по повышению квалификации учителей, методистов, руководителей школ, учреждений внешкольного образования. Всего в 1939г. было пропущено через различные курсы и семинары 937 человек. За год в институте были проанализированы 6453 контрольные работы учащихся по русскому языку, арифметике, более тысячи конспектов уроков, планов работы школ, отчетов и пр., выпущено два печатных методических сборника, где был освещен опыт 35 учителей-отличников.

К 1939г. в области появились первые учителя, отмеченные государственными наградами — орденами. Одной из первых задач института стало изучение их опыта. В 1939г. институт работал над изучением опыта учителей-орденоносцев: Гороховой, Катаевой, Моревой, Сивовой, Ткаченко, Метлина, Яковлевой, Галинской, Утарбаева.

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье

Похожие Материалы

Поиск