Особенности миротворческих операций СНГ и России

В связи с рассматриваемым вопросом о вооруженных конфликтах уместно обратиться к результатам состоявшейся в марте 1998 г. конференции "Проблемы миротворчества на рубеже XXI века", организованной "Российским общестивенно-политическим центром" совместно с Национальным оборонным колледжем Швеции, Канадским международным миротворческим центром и отделом прессы НАТО. В конференции приняли участие представители государственных органов (военные, дипломаты) и независимые специалисты из исследовательских центров России, США, Швеции, Дании, и ряда других стран.

Содержание материала

Одна из сложнейших проблем - формирование воинских контингентов для миротворчества. Армия по определению слабо приспособлена для действия в ситуациях, где нет очевидного противника. Совершенно очевидно, что необходимы специальные уставы, методики, учебные курсы для миротворцев.

Наиболее острые споры возникли на конференции при обсуждении вопроса о том, какие войска следует привлекать к миротворчеству. Российский подход, закрепленный в Указе президента от 2 мая 1996 г., предполагает создание для этого специализированных воинских формирований. Схожую позицию занимает, например, Швеция.

К середине 1997 г. для участия в миротворческих операциях в России были подготовлены 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальона общей численностью 22 тыс. человек. При этом в зонах конфликтов находилось более 10 тыс. военнослужащих (59).

Иначе решают эту проблему в НАТО, где задачу миротворчества возлагают на многонациональные оперативные силы (МНОС), создание которых стало одной из важнейших составляющих происходящей в альянсе реформы военных структур. В них могут входить не только натовские коитингемты, но и воинские формирования из других стран (например, участвующих в программе «Партнерство ради мира»). Важнейшая особенность МНОС - возможность использования их за пределами зоны ответственности НАТО. Руководить действиями МНОС во всех случаях должны командования на базе небольших постоянных штабов. Эти штабы (как правило, укомплектованные военнослужащими стран НАТО) при необходимости служат ядром, вокруг которого разворачивается полноценная управленческая структура.

Концепция МНОС отрабатывалась на проходивших в период с 9 по 21 марта 1998 г. маневрах «Стронг резолв-98». В их рамках по сценарию учений «Южный кризис» многонациональные силы проводили операцию по принудительному поддержанию мира в государстве, не входящем в зону ответственности НАТО.

В сущности Североатлантический альянс создает универсальную силовую структуру для любого вида деятельности в любом районе, где присутствуют его интересы. Причем эта структура оптимизирована для действий в постконфронтационное время и способна при неблагоприятном развитии обстоятельств стать зародышем системы поддержания мирового порядка.

Проблема, как показали события вокруг Югославии в 1999 г., состоит в приведении в соответствие действий НАТО с положениями Устава ООН.

Важнейшим вопросом для России является определение своего места в возводящейся сейчас миротворческой конструкции.

Для этого, в частности, необходимо:

  • осознать важность миротворчества как инструмента защиты национальных интересов и поддержания мира и стабильности на планете;
  • немедленно приступить к обобщению опыта миротворчества, накопленного в нашей стране за последние несколько лет,
  • разработать с учетом этого опыта законы, уставы, наставления и методики, необходимые для действий соответствующих подразделений войск;
  • совершенствовать подготовку воинских контингентов для операций по поддержанию мира (60).

На протяжении ряда лет СНГ предпринимает меры в целях урегулирования вооруженных конфликтов на территории государств Содружества.

Урегулирование конфликтов в данном случае включает в себя комплекс мер социально-политического, экономического, юридического, военного и иного характера. Урегулирование конфликтов предполагает использование широкого набора средств, в том числе и проведение операций по поддержанию мира (далее - ОПМ).

ОПМ можно определить как совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий, направленных на урегулирование конфликта, и осуществляемых специально подготовленным для этих целей военным, полицейским и гражданским персоналом.