Баннер


Кризисное состояние сельского хозяйства в начале 1980-х годов было не только признано руководством советского государства и партии, но и озвучено решение о необходимости принятия комплекса мер по преодолению негативных тенденций в его развитии.

На майском пленуме ЦК КПСС 1982 г. было принято решение о разработке Продовольственной программы СССР на период до 1990 года, которая должна была определить новую стратегию партии в области сельского хозяйства.

Подготовительная работа, которую возглавлял и координировал подготовку М. С. Горбачев, на тот период секретарь ЦК КПСС, курирующий вопросы сельского хозяйства, велась примерно в течение двух лет.

Для решения поставленных задач намечалось увеличить основные производственные фонды в сельском хозяйстве в 1,5 раза, энергетические мощности — в 1,6 раза, поставки селу минеральных удобрений - в 1,7 раза (Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы Майского пленума ЦК КПСС в 1982 году. М.: Политиздат, 1984).

При этом акцент в аграрной политике переносился на отдачу от капитальных вложений и рост продуктивности сельского хозяйства. К 1990 году планировалось повысить производительность труда в колхозах и совхозах примерно в 1,5 раза, а производство сельскохозяйственной продукции с гектара земельных угодий увеличить не менее чем на одну треть.

Примечательно, что ни в официальных документах, посвященных Продовольственной программе, ни в научных изданиях, вышедших вскоре после ее принятия, не проводился конкретный анализ ситуации, вызвавшей дефицит продовольствия в СССР.

Среди основных причин, приведших к трудностям со снабжением населения продовольственными товарами одинаково назывались, во-первых, несоответствие между ростом денежных доходов населения и темпов прироста сельхозпродукции (т.е. доходы граждан позволяли им покупать куда больше продуктов питания, чем таковых производилось).

Во-вторых, указывалось на значительный отток сельского населения, и как следствие, увеличение покупок продовольственных товаров в государственной торговой сети, при этом не рассматривалось, чем было вызвано столь массовое переселение сельских жителей в города (Продовольственная программа: проблемы разработки и реализации / Отв. ред. В. А.Тихонов. М.: Наука, 1983. С. 11-12; Продовольственная программа: нормативные акты. М.: Юрид. лит-ра, 1984. С. 9-10; В. В. Дюков. Аграрные отношения развитого социализма и реализация Продовольственной программы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. С. 126; и т.д.).

Планирование потребления  продуктов питания

Принятие Продовольственной программы официально мотивировалось не столько необходимостью преодоления кризисных явлений в развитии аграрной сферы, сколько важностью повышения благосостояния, удовлетворения растущих потребностей советского человека. В частности, предлагалось сбалансировать рацион питания и обеспечить следующие нормы потребления: (табл.3).

Таблица 3 Планирование потребления  продуктов питания в СССР на 1980-1990 годы (на душу населения в год, кг)*

Наименование продуктов

1980 год

1985 год

1990 год

Мясо и мясопродукты

58

62

70

Рыба и рыбопродукты

17,6

18,7

19

Молоко и молочные продукты

314

318

330-340

Яйцо (шт.)

239

253

260-266

Растительное масло

8,8

10,4

13,2

Овощи и бахчевые

97

110

126-135

Фрукты и ягоды

38

49

66-70

Картофель

109

115

110

Сахар

44,4

44,9

45,5

Хлебопродукты

138

137

135

*Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. документов. Т. 14. Апр. 1981 г. - дек. 1982 г. М: Политиздат, 1983. С. 404.

Таким образом, потребление продовольствия к 1990 году должно было в среднем увеличиться на 20-30 %. Необходимость этих действий обосновывалась не столько растущими проблемами в развитии сельского хозяйства и АПК, сколько несовершенством структуры рациона питания.

Мероприятия были рассчитаны на XI и XII пятилетки. За 1981-1985 годы наряду с удовлетворением потребностей населения в хлебе, хлебобулочных и макаронных изделиях, картофеле и сахаре, намечалось полностью обеспечить спрос на такие продукты, как крупа, кондитерские изделия, маргарин, яйца, рыба, улучшить снабжение мясом, растительным маслом и плодоовощной продукцией.

В следующей пятилетке предусматривалось увеличить потребление мяса, растительного масла и овощей до рациональных норм на основе дальнейшего увеличения их производства.

Реализация Продовольственной программы в 1980-е годы на примере Оренбургской, Челябинской и Курганской областях

При выполнении заданий Продовольственной программы важнейшем показателем являлось потребление продуктов питания на душу населения, так как именно этот аспект определялся центральным в процессе ее разработки.

Результаты к 1990 году показывают, что к концу XII пятилетки ни в одной из рассматриваемых областей не соблюдался пищевой рацион питания, среди них Курганская область находилась к рекомендуемым нормам потребления ближе всех, а наибольшее отставание отмечено по Челябинской области.

Потребление продукции животноводства в Оренбургской и Курганской областях было даже больше, чем в среднем по СССР и РСФСР. В то же время уровень потребления продукции растениеводства в регионе в течение 1980-х годов снижался.

Данные статистики подробно иллюстрируют причины подобной ситуации. Если валовое производство основных продуктов животноводства в течение 1980-х годов на Южном Урале постоянно росло, то валовая продукция растениеводства в регионе снижалась.

По Курганской области за XII пятилетку валовые сборы зерновых культур сократились на 38 %, в сравнении с уровнем X пятилетки, по Оренбургской и Челябинской областям на 26 % и 29 % соответственно. [Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 426].

Причины, вызвавшие спад в земледелии можно рассмотреть на примере Курганской области. Если до 1980 года в области шел процесс увеличения посевных площадей, занятых зерновыми (к 1980 году они составили 1827,3 тыс. гектар), то за 1980-1990 годы они сократились до 1565,4 тыс. гектар, или на 14 %. Снижалась также урожайность зерновых, с 15,1 центнера с гектара в среднем за 1976-1980 годы до 10,4 центнеров с гектара в 1986-1990 годы (на 31 %). [Область в цифрах за 60 лет: стат. сб. Курган: Курганский облкомстат, 2003. С. 104, 105].

В целом же по стране, если рассматривать выполнение Продовольственной программы СССР, то можно отметить тенденцию: почти полное выполнение намеченных объемов по потреблению продукции животноводства и снижение потребления продукции растениеводства.

Скорее всего, в начале 1980-х годов в обществе сильное недовольство вызывал неудовлетворенный спрос на животноводческую продукцию, и поэтому власть принимала меры по приоритетному развитию именно данной отрасли. Это проявлялось в повышении закупочных цен, переводе производства на индустриальные технологии путем комплексной механизации и строительства различных комплексов, механизированных площадок и птицефабрик, выделении дотаций за сдачу продукции более высокого качества (сортность, упитанность) и т.д.

Свою роль сыграло и развитие личных подсобных хозяйств населения, которым в этот период были сделаны существенные послабления. В Продовольственной программе СССР советским, хозяйственным и общественным организациям ставилась задача «... создать условия для того, чтобы каждая семья, проживающая на селе, могла иметь приусадебный участок, содержать скот и птицу». [Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации... С. 43].

В Оренбургской области в 1985 году в личных хозяйствах произвели 36,7 тысяч тонн мяса всех видов (19 % от производства во всех категориях хозяйств), 318,5 тысяч тонн молока (27 %), 164,9 млн. штук яиц (25 %), 758 тонн шерсти (9 %). [Оренбургская область в одиннадцатой пятилетке, 1981-1985 гг. С. 42].

В Челябинской области на долю личных подсобных хозяйств в 1984 году приходилось 23 % производства мяса, 24 % молока и 19 % яиц от общего объема производства этих продуктов во всех категориях хозяйств. В 1985 году здесь заготовительными организациями потребительской кооперации было закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 21 млн. рублей, на колхозных рынках продано населению продуктов питания на сумму более 100 млн. рублей.

В Курганской области производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения за 1980-1990 годы выросло по мясу на 68 %, по молоку на 17 %, по яйцам на 25 %. [Курганская область в двенадцатой пятилетке С. 76].

При этом в личных хозяйствах на продажу производили в основном продукцию животного происхождения, что касается производства картофеля, овощей, ягод и другой растениеводческой продукции в хозяйствах населения, то оно сдерживалось из-за небольших размеров приусадебных участков, отсутствия средств малой механизации, удобрений и средств защиты растений.

Интересен факт, что после обнародования Продовольственной программы пропаганда объявила ее выполнение всенародным делом, цели и задачи широко обсуждались в прессе, на производстве, первые мероприятия по реализации контролировались со стороны власти. Однако с годами, вследствие масштабных реформ второй половины 1980-х годов, она как бы отодвигается на второй план, а затем и вовсе предается забвению.

Анализ процесса реализации Продовольственной программы на на примере Оренбургской, Челябинской и Курганской областях показывает, что главная причина ее неудачи заключалась в отсутствии стимулов для более полного выполнения заданий, механизмов ресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве, низкой мотивации работников к высокопроизводительному труду.

Основы производственных отношений, несмотря на многочисленные декларации, она не затронула. К тому же изначально программа не содержала в себе сколько-нибудь радикальных новшеств, отражающих потребности современной ей деревни. Она приспосабливала сельских тружеников к выполнению общегосударственных задач.

Механизм торможения развития сельского хозяйства не был сломлен, и экономика на селе во многом продолжала оставаться экстенсивной, ориентируясь, как и прежде, на валовые показатели. Ее структура сохраняла в основном затратный характер.

Вместе с тем, несмотря на определенные неувязки, программа являлась документом государственной важности, характеризующим практику реформирования властью аграрной сферы, коренным образом отличаясь от разрабатываемых ранее пятилетних и годовых планов развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей.

Таким образом, Продовольственная программа стала последней масштабной попыткой придать ускорение развитию сельского хозяйства, сохранив при этом фундаментальные теоретические и хозяйственные основы аграрной и продовольственной политики КПСС.

Пересёлкова З.Ю. Аграрная политика Советского государства и ее реализация на Южном Урале в 80-е годы XX века. - Оренбург, 2010.

Поиск