risunki-detej-v-gody-vojny-1День 21 июня 1941 г. для дошкольных работников Московской области был радостным и торжественным. В этот день НКП РСФСР и ЦК Союза работников дошкольных учреждений вручили Московскому областному отделу народного образования Республиканское переходящее Красное знамя:

за выполнение государственного плана по сети и контингентам детских садов, за плановое оперативное руководство, обеспечившее усовершенствование и рост кадров дошкольных работников, хорошее качество воспитательной работы в детских садах.

Получая знамя, актив дошкольных работников дал обещание крепко держать его в своих руках, обеспечить в детских садах Московской орденоносной области высокое качество воспитания детей.

С этой клятвой дошкольные работники разъехались на места.

22 июня 1941 г. по радио выступил В.М. Молотов и от имени советского правительства заявил о вероломном нападении гитлеровских фашистских палачей на нашу родину.

Дошкольные работники Московской области вместе со всем советским народом теснее сплотили ряды вокруг славной большевистской партии, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина и мобилизовали все силы на борьбу с врагом.

Клятва, данная дошкольными работниками при получении Республиканского Красного знамени накануне вероломного нападения гитлеровских бандитов на нашу страну, в дни войны выполняется с особой ответственностью.

Дошкольные работники прежде всего подготовились к приему детей из семей красноармейцев. Было вынесено решение принимать детей в детские сады без отказа, и отказа, как правило, не было. Каждый воспитатель предлагал принять в свою группу дополнительно по пять детей.

Несмотря на большое количество детей в группах, они были обеспечены уходом.

Заведующие детскими садами стремились в кратчайшие сроки создать нормальные условия для жизни детей, стараясь по возможности разгружать группы, особенно младшие. Среди малышей были и дети 2-2 1/2 лет. Заведующие детскими садами стали создавать новые группы, используя стационарные спальни, залы, где они еще не были заняты, каждый метр жилой площади в детском саду, чтобы принят^ зозможно большее количество детей.

В дни мобилизации в РККА дети прибывали в детские сады ежедневно небольшими группами и поодиночке. Их провожали родители — мать, заменившая мужа у его станка, отец, уходивший на фронт.

— Вова, ухожу бить фашистов. Попрощаемся! — прощался отец с сыном в детском саду.

Вове 7 лет, он уже понимает, что фашист — враг, его надо уничтожать. Отцом Вова гордится: он - меткий стрелок, стахановец на заводе. Разлука с отцом тяжела, у ребенка катятся слезы.

— Ты что же, Вова? А говорил, что храбрый, смелый? — подбодрил отец сына.

— Я не плачу. — Мальчик украдкой вытер слезы. — Скорей приезжай!

Отец знает, что в детском саду его ребенок будет обеспечен правильным воспитанием, уходом, лаской и теплом.

Много новых дорожек проложено в детские сады. Там, где было 25 детей, стало 30-35, где 50 - 75, вместо 75 -130, 250 вместо 125.

Дополнительный контингент детей потребовал добавочного оборудования. Нужны столы, стулья, кроватки. Где и как их быстрее достать?

Заведующая детским садом рассказывает: «Мы собрались после работы и решили проверить, всё ли нами использовано, взят ли на учет весь инвентарь, приведен ли он в порядок».

Коллектив детского сада, привлекая к помощи родителей, починил 44 стульчика, 4 стола, 6 скамеек. Так поступали многие коллективы детских садов.

Труднее было с бельем. Но и здесь справились. Помогали родители, общественные организации.

Продуктами дети обеспечены, питаются они хорошо.

На содержание дополнительного контингента детей красноармейцев государством отпущены дополнительные ассигнования. Там, где необходимо, были также даны средства на приспособление помещений и оборудование.

Некоторые матери работали по две смены, что требовало удлинения пребывания детей в детском саду. Учитывая это, многие воспитатели работали не по 6, а по 9 и 12 часов без оплаты дополнительного труда, оставаясь после работы с детьми.

С приходом новых детей в детском саду много организационной и хозяйственной работы. Да и каждый ребенок требует большего ухода в военных условиях, когда мать, отдавая свои силы трудовому фронту, реже видит своих детей.

Иногда приходится в детском саду помыть ребенка, выстирать ему белье, подстричь ногти, вдеть шнурки в ботинки, пришить пуговицу. Да мало ли работы: сделать новую подушку, подрубить простынку, пометить полотенце, приготовить новичку папку для рисунков, купить посуду, переместить спальни, переставить мебель, чтобы детям было удобнее.

В первые дни приема детей в детских садах по инициативе работников организовывались «воскресники». Они иногда длились неделями, воспитатели задерживались в детском саду после работы с детьми, а иногда и по ночам, приходили ранним утром до прихода детей. Не поддается никакому учету, как много сделано дошкольными работниками за эти дни и часы. К «воскресникам» привлекались родители, всегда охотно откликающиеся на предложения заведующих детскими садами.

Жизнь в детских садах кипела. Мыли полы в новых помещениях, предоставляемых городскими советами для детских садов, оклеивались свежими обоями стены, кололись дрова, подбеливались плиты, чинились мебель, белье, игрушки.

Одним из условий, обеспечивающих жизнь ребенка в детском саду, является правильная организация питания. Детские сады обеспечивались продуктами бесперебойно. Многие засолили огурцы, капусту, помидоры, засыпали морковь, картофель, запаслись свеклой, петрушкой, луком. Некоторые детские сады сумели сделать большие запасы со своих огородов.

Заведующая детским садом г. Орехово-Зу- ево со своим коллективом при некоторой помощи фабкома собрала с маленького участка детского сада столько овощей, что их хватит до следующего урожая. Урожай огорода этого детского сада всегда обильный; это результат культурной обработки земли. Так поступают многие заведующие детскими садами, заботливые хозяйки-матери многочисленных семей из воспитанников детских садов.

Сытно и вкусно кормят детей в детских садах, и в дни отечественной войны питание детей не ухудшилось, несмотря на некоторые организационные трудности.

Повариха одного детского сада до войны готовила на 125 детей. Теперь она кормит 250 детей. Кухня, как и всегда, идеально чистая, несмотря на то, что приходится обрабатывать вдвое больше продуктов, мыть больше посуды, несколько раз в день мыть полы. Качество работы этой поварихи не снизилось при удвоенном количестве детей. Это видно по детям: они упитанные, краснощекие, бодрые и жизнерадостные. Особенно это заметно на малышах. За лето в детском саду не было ни одного инфекционного заболевания, как и в подавляющем большинстве детских садов области.

«Дайте мне еще 300 детей — всех успею накормить так же, как и этих. Пусть только скорее наши бойцы уничтожают фашистских гадов, что напали на нашу землю», — говорит повариха.

Ответственность за порученное дело возрастала с каждым днем. Серьезная опасность, нависшая над нашей Родиной, заставила всех советских граждан, в том числе и дошкольных работников, подтянуться, работать больше, лучше, добросовестнее.

Не считаясь с тем, какую должность занимает работник в детском раду, каждый выполняет то задание, какое дается в данный день, в данный час, в данную минуту. Как никогда, сроднились коллективы детских садов.

Забота о детях, работа в детском саду, подготовка к ней не отрывала дошкольных работников от происходящих событий, наоборот, активное участие в общегосударственной, в общественной работе давало лучшие результаты работы в детском саду. Часто можно наблюдать, как воспитатели, охраняя сон детей, упражнялись в перевязках на случай оказания помощи пострадавшим детям или взрослым, если это потребуется.

Когда радио сообщало о героических подвигах бойцов и командиров Красной Армии, воспитатели записывали и запоминали их имена, чтобы рассказать детям о героях, на примерах героизма Красной Армии, ее бойцов воспитывать в детях чувство патриотизма, черты советского гражданина.

После речи товарища Сталина новой и мощной волной по всей стране разлилось стахановское движение, шире развернулось социалистическое соревнование дошкольных работников. Перед ними встала задача - перестроить работу детского сада на военный лад, превратить его в крепость обороны, еще выше поднять качество работы с детьми, быть готовым к противовоздушной и противохимической обороне.

Заведующие детскими садами приобрели функции начальников объектов. От них требуется большая оперативность, четкость руководства, исполнительность, строжайшая дисциплина, инициатива и самоотверженность в труде. Появилась острая необходимость ликвидировать отставание в подготовке по ПВХО и ГСО, овладеть знаниями и уметь применять их на практике. Развернулись новые кружки, люди учатся на курсах медицинских сестер, в стрелковых кружках, по ПВХО, в пожарных бригадах, учатся метанию гранат, многие стали инструкторами и учат других.

Перед детскими садами встали конкретные задачи, требующие немедленного разрешения, - светомаскировка, рытье щелей, составление планов противовоздушной и противохимической защиты, организация противопожарных мероприятий. Все это делалось под руководством штабов МПВО.

Коварный, вероломный гитлеровский фашистский враг начал где-то близко сбрасывать зажигательные бомбы. Надвигалась прямая опасность. Надо предотвратить пожары, уберечь и сохранить жизнь детей, спасти детский сад - завоевание Октября, уметь тушить зажигательные бомбы.

Помогла испытанная многократно повторяемая организация «воскресников» среди дошкольных работников и родителей. Чистили чердаки, где еще залежался хлам, проверяли сараи, кладовые, подвалы, запасные выходы, готовили мешки, ящики для песка, бочки для воды. Детские сады обеспечивались противопожарным оснащением: ведра, гидропульты, щипцы, лопаты, ломы, топоры, багры. Устанавливались круглосуточные дежурства, организовывались пожарные дружины, санитарные посты, унитарные звенья, рылись щели, устраивались бомбоубежища, удобные для детей в дневное и ночное время.

В эти дни многие дошкольные работники показали образцы мужества, самоотверженного труда.

Жестокий враг стал налетать, сбрасывая зажигательные и фугасные бомбы.

Заведующие, воспитатели, завхозы, сторожа, уборщицы, прачки, поварихи круглые сутки охраняли детские сады, проводя ночи без сна, а утром снова самоотверженно работая с детьми. Бессонные ночи не прошли даром, детские сады были в сохранности.

Однажды фашистские налетчики сбросили зажигательные бомбы на один детский сад. Была ночь. Дети спали. Коллектив под руководством заведующей детским садом - начальника объекта - работал дружно. Осветительная ракета врага упала на детские игрушки во дворе детского сада, осветив участок; в разных местах воспламенялись зажигательные бомбы. Их надо было, не растерявшись, быстро погасить. Одна бомба упала в сарай с дровами и сухими щепками. Извлечь бомбу мешал забор. Сильные руки воспитателя рванули, сломали его, и пожар был предотвращен. А в детском саду 6о детей мирно спали. Едва скрывая внутреннее волнение за жизнь каждого из них, воспитатель стоял, готовый в минуту опасности спокойно и решительно спасать детей по сигналу начальника объекта. Только утром дети узнали о случившемся, когда увидели сгоревшие игрушки.

В другом детском саду, когда фашистские самолеты сбросили зажигательные бомбы, спасать детский сад на помощь дежурным выбежали те, кто укрывался в щелях. Среди них была повариха этого детского сада с грудным ребенком. Медлить было некогда. Стоя под осколками рвущихся снарядов и падающих зажигательных бомб, она одной рукой держала ребенка, другой подавала ведра с водой на чердак. Уже начинавшийся пожар был ликвидирован.

Однако не все заведующие обеспечили боевую готовность детских садов. Мы встречали захламленные чердаки, плохую светомаскировку, недостаточное количество песка и воды, люди продолжали жить беспечно и благодушно, работали замедленными темпами, надеясь на помощь со стороны. С ними поступали так, как требовало военное время. Некоторые заведующие детскими садами сняты с работы, переведены на низшие должности.

Ночная няня, невнимательная к делу, сказала матери, пришедшей за ребенком, что он уже ушел домой. Ребенок же в это время спокойно играл в групповой комнате. Мать сильно встревожилась за жизнь ребенка. За такой поступок ночная няня была переведена на должность уборщицы с более низким окладом.

Военная обстановка, подготовка к противовоздушной и противохимической обороне детских садов, организационно-хозяйственные заботы детских садов, новые задачи коллективов детских садов не могли не отразиться и на воспитательной работе. Наши дети проявляют большой интерес к происходящим событиям, пытаются разбираться в них, задают вопросы взрослым. Детский сад и семья удовлетворяют этот интерес ребенка.

Жизнь детских садов в дни отечественной войны наполнилась разговорами о войне, о Красной Армии. В детском саду, на улицах, в домах — песок в ящиках и мешках, лопаты, ведра; взрослые роют щели, готовят бомбоубежища — все это происходит на глазах детей. Обстановка необычная. Все это ново и многое непонятно для детей.

Некоторые дети первое время были напряжены, взволнованы. В одной из семей девочка, воспитанница детского сада, испугалась сигнала воздушной тревоги. Отец и мать успокаивали ее, уводя под укрытие, когда диктор объявил, что угроза воздушного нападения миновала, ребенок подошел к радио и громким обрадованным голосом сказал: «Спасибо, дядя, спасибо!» — и успокоенный ушел с родителями домой. Родители и воспитатели облегчали переживания детей, отвлекая их, разговаривая с ними на разные темы: шутили, сдерживая свое внутреннее волнение, стараясь с детьми быть как можно спокойнее.

Спокойное поведение воспитателя во время воздушного нападения, ровный тон ее голоса положительно влияли на детей. Они вели себя спокойно, подражая тону и даже движениям воспитателя. Они без капризов следовали за ним, когда это надо было при сигнале «ВТ» (воздушная тревога. - Ред.).

Играя на участке, дети услышали звук самолета, насторожились, точно чуя опасность (накануне была тревога), подбежали к воспитателю ближе, чем обычно, прижались друг к другу и спросили: «Уже идти в убежище?».

Фашистский самолет появился над поселком. Зенитки встретили его как полагается. Надо было быстро укрыть детей. Внешне спокойно, как будто бы ничего не случилось, воспитатель сказал детям: «Спустимся вниз, вы посидите, а я посмотрю, что за самолет». Зенитки уложили стервятника. Воспитатель решил показать его детям, чтобы они видели врага, нападающего на мирное население.

Днем в лесу сидели дети на полянке. Они были в трусах и белых панамках. Послышался звук самолета над головами. Белое пятно детских панамок могло быть ориентиром. Без всякого указания воспитателя дети, как по команде, все сняли панамки и положили их под себя.

Светомаскировка в детских садах, дома, сигналы воздушной тревоги отразились в детских играх. Дети играют в «тревогу» по-разному, и все эти игры быстро кончаются. Обычно один-два организатора объявляют «тревогу», затем изображают сирену, дуя через какую-либо игрушку и подражая звукам сирены. Остальные дети берут кукол, мишек, матрешек и искусно, с большой тщательностью прячут их в щели, сделанные в песке. Буквально через несколько минут те же организаторы (а к ним обязательно присоединяются еще несколько) кричат: «Отбой! Угроза воздушного нападения миновала». За ними тянутся даже малыши, повторяя: «Миновала, миновала». И снова смех, игры, веселье.

В играх появилось много новых тем. Известно, как дети любят лечить своих кукол, мишек, матрешек, они подражают врачам и медицинским сестрам, наблюдающим за здоровьем детей. Иногда дети играют в «больницу». Теперь играют в «госпиталь». Мы наблюдали такую игру двух девочек.

— Твой ушел уже в Красную Армию? — спрашивает одна другую, подражая матери и делая «взрослое» озабоченное лицо.

— Да, а куда ты идешь?

— Дежурить в госпиталь.

— Иди, а я схожу за ребенком в ясли.

Девочки расходятся: одна заворачивает куклу в одеяло и несет ее в «ясли», другая идет в «госпиталь» и прикладывает к руке подошедшего ребенка листик с дерева, воображая, что залечивает рану бойцу.

Дети получают письма от отцов, адресованные в детский сад. Эти письма полны бодрости, непоколебимой веры в победу над врагом. Бойцы благодарят воспитателей за заботу о детях.

Огонь вражеских снарядов и бомб ранит некоторых бойцов. В госпиталях, где столько заботы о бойце Красной Армии, ему вспоминается дом, семья, быт. Свои дети далеко. Советскому человеку близки все советские дети. И вот дети из детского сада навещают бойцов. С букетами цветов, одетые в лучшие платья дети приходят в госпиталь. Бойцы с улыбкой встречают ребят, беседуют с ними, шутят. Долго у бойцов быть нельзя. Им нужен покой, надо лечиться - это знают дети. Уходят они с обещанием прийти в другой раз и тогда сказать стихотворение, спеть песню, а то и сплясать.

А в детском саду дети готовят подарки раненым бойцам; делают игрушки-самоделки, парашютики, самолеты, танки, рисуют. В ярких рисунках появилось много нового.

Рисуют дети фашистские самолеты, они черные, страшные. Их небрежно очерченные силуэты всегда в дыму и вчэгне. Наши самолеты нарисованы тщательно, раскрашены яркими красками. Раньше дети не рисовали зениток. Теперь они их рисуют так, как будто бы тщательно рассматривали, придумывают свои детали. Рисуют лучи прожекторов, гранаты в руках бойцов и красных партизан, уничтожающих фашистских гадов.

дни войны

Женя, 7 лет. Не удалось взорвать состав с бойцами. Детский сад № 2, Краснополянский район Московской области

Из глины дети лепят пушки, танки, пулеметы. Они тщательно замаскированы веточками, листочками травы или кустарника.

Военные темы преобладают в играх, рисовании, лепке, разговорах детей. Появились новые слова в лексиконе детей: замаскирован, фугаска, отбой, воздушная тревога, протаранил, партизан.

рисунки детей

Боря, 7 лет. Наш истребитель зашел в хвостовое оперение вражеского самолета. Детский сад № 2, Краснополянский район Московской области

В этом году в детских садах особенно много малышей. Старшие любовно за ними ухаживают, уступают игрушки, успокаивают, когда сами же обидят. Часто помогают одевать и раздевать детей, укладывают спать, играют с ними. В играх маленьким обычно поручаются роли детей, а старшие изображают отцов, матерей.

Много сил кладут лучшие дошкольные работники, чтобы не только не снизить качества работы в детских садах, но поднять ее на высшую ступень.

В дни отечественной войны изменилась обстановка работы детского сада, появились и новые задачи в организации работы и воспитания детей в условиях военного времени. По-новому надо руководить, руководить так, как этого требует обстановка. Роль воспитателя неизмеримо выросла.

Дошкольные работники Московской области крепко держат Красное знамя республики; они обязаны быть бойцами в тылу, а если надо будет встать лицом к лицу с врагом, то и на фронте метким ударом будут уничтожать фашистских зверей, если бы это даже и стоило жизни.

А.А. КОЛЕСНИКОВА,
Московский областной отдел народного образования

Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1941. № 11,
повторно опубликовано в № 2 за 2015 г. С. 14-19.

Поиск