эвакуационный пунктC первых дней войны дошкольные работники г. Кирова взяли на себя обязательство принимать в детские сады безотказно детей красноармейцев и эвакуированных, оказывать родителям всемерное содействие в устройстве их детей в детские сады.

За счет использования подсобных комнат в детские сады принято дополнительно 900 человек, открыто два детских сада на 125 человек.

По инициативе партийных и советских организаций с 1 января 1942 г. при эвакопункте открыт детский сад на 50 человек. Это детский сад необычного типа. Его задача — на короткое время обеспечить эвакуированных детей, еще не имеющих постоянного местожительства. Некоторые из них остаются в этом же городе, другие едут дальше. Дети, утомленные и ослабевшие в дороге, находят здесь полный отдых и все необходимое.

Детский сад нужно было открыть как можно быстрее. Персонал при содействии гороно обратился за помощью в детские сады города. Они тепло откликнулись на это дело, особенно заведующая детским салом № 17 т. Волкова, которая охотно дала столы, вешалки и другое оборудование.

Каждого ребенка, принятого в детский сад, моют, одевают в чистое белье, платье. В детском саду дети сразу получают вкусный завтрак или обед.

Здесь дети находятся круглые сутки. В течение всего дня с ними проводятся разнообразные занятия: они рисуют, поют, играют, вырезывают, слушают рассказы воспитателя. Дети быстро сближаются, помогают друг другу, старшие ухаживают за малышами и гордятся тем, что те не плачут, оставаясь с ними.

Работа с детьми, которые проводят в детском саду лишь несколько дней, очень сложна, она требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Воспитателю нужно уметь учитывать каждую мелочь, знать психологию ребенка, чтобы уловить его нужды, отвлечь от тех переживаний, которые он перенес. Сотрудники детского сада знакомились с родителями, расспрашивали о том, что пережил ребенок за дорогу. Особенную чуткость проявляет воспитательница т. Смирнова. Благодаря простоте, глубокому сочувствию детям, умению подмечать, чем больше всего интересуется ребенок, ей удается быстро сблизиться с детьми. Тов. Смирновой помогает в работе и то, что она знает музыку, владеет инструментом; дети с удовольствием поют, играют под музыку.

Теплота, задушевность воспитателей располагают самые недоверчивые детские сердца, и они расстаются со своими близкими без особых трудностей. Четырехлетний Эдик при расставании с матерью заявил: «Иди, мама, в город, мне здесь хорошо». Семилетняя девочка успокаивает огорченную мать: «Ты не скучай, я отдохну и опять поедем».

До открытия детского сада, при предварительном обсуждении всех вопросов работы, было решено, что родители не должны иметь доступа в детский сад. Но жизнь показала, что такие встречи матерей с детьми необходимы. Многие дети боялись, что мать их оставит, потеряет. Видя это, сотрудники детского сада иногда вместе с матерью стараются убедить ребенка, что она здесь, с ним. Тогда он спокойно остается. Это сближает коллектив детского сада и с родителями.

Многое еще предстоит сделать детскому саду. Некоторые дети не хотят уезжать из детского сада, не хотят расстаться с любимой игрушкой; нужно организовать, чтобы это происходило без особых переживаний для ребенка. У людей, работающих с детьми, есть много возможностей облегчить трудности, которые создаются для детей в связи с военным временем. Детский сад при эвакопункте есть попытка осуществить эту задачу.

При активной помощи общественности работники детского сада при эвакопункте справятся со всеми задачами, которые стоят перед ними.

эвакопункт

Воспитательница ленинградского детского дома № 58 И.К. Лирц с детьми в бомбоубежище во время авианалета (фото Сергея Струнникова)

А. ГОЛОВИЗНИНА,
Городской отдел народного образования, г. Киров

Головизнина А. Детский сад при эвакопункте // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 23-24. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1942. № 3/4.

Поиск