Особенности смены государственного строя в странах ЦВЕ - Польша

Распад социалистической системы был неизбежен, но сценарии смены государственного строя зависели от наследия социалистической эпохи. М. В. Карпов в статье «Блеск нищих демократий» [33] пишет о том, что в самом начале 90-х годов в западноевропейской и американской политологической и экономической литературе преобладали пессимистические прогнозы дальнейшего развития государств ЦВЕ. В качестве основных причин для пессимизма называли отсутствие или крайнюю слабость в этих странах таких предпосылок для демократии, как развитая система многопартийности, группы профессиональных политиков, должная степень развитиягражданского общества, эффективность государства, представления о главенстве закона и т.д.

Содержание материала

Польша

Демократическая, антитоталитарная революция 1989 г. в Польше была первой революцией такого типа в Центральной и Восточной Европе. При этом специалисты ИМЭПИ РАН подчеркивают, что «по своим предпосылкам, движущим силам и ходу она весьма отличалась от большинства революций того времени в восточноевропейских странах, так как являлась следствием массового общественного движения в Польше 1980-1981 гг» [34]

В 1989 г. перемены произошли в результате заключения договора между реформаторским крылом Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) и умеренной частью политической оппозиции, вышедшей из общественно-политического движения «Солидарность», сформировавшегося в 1980-1981 гг. Этот договор был заключен между сторонами в ходе работы «круглого стола» в феврале-апреле 1989 г. При поддержке реформаторского крыла ПОРП правительство организовало несколько заседаний круглого стола с участием представителей государственной администрации, ПОРП, общественных организаций, католической церкви и профсоюзов. Заключительные документы круглого стола, подписанные в апреле, закрепили стратегию реформы политической системы. На июнь назначались первые выборы в сейм на альтернативной основе. По взаимной договоренности «60 % депутатских мандатов изначально гарантировалось для ПОРП и ее союзников по коалиции, а остальные 40 % мест отдавались беспартийным депутатам и представителям оппозиции» [ 35]. В соответствии с решениями круглого стола в апреле был также восстановлен институт президента и учреждена вторая палата парламента. Тогда же был изменен закон о профсоюзах, допустивший существование независимых профобъединений.

Июньские выборы показали стремительное падение влияния ПОРП и рост популярности оппозиционных движений, в том числе «Солидарности». Новый состав парламента лишь большинством в один голос избрал на пост президента В. Ярузельского. В декабре были приняты поправки к конституции, провозгласившие Польшу демократическим правовым государством. Исключались статьи о ПОРП как руководящей политической силе польского общества и социалистическом характере польского государства, закреплялась многопартийность.

В целом «в Польше отсутствовало серьезное сопротивление реформам как со стороны политических элит, так и со стороны значительной части населения» [36]. В январе 1990 г. XI съезд ПОРП заявил о прекращении деятельности партии. По предложению Ярузельского в ноябре–декабре 1990 г. состоялись внеочередные президентские выборы, принесшие победу Л. Валенсе. Таким образом, для Польши открывалась новая страница в ее истории, означавшая перемены во всех областях жизни общества.