Внешняя политика Клинтона и глобальная стратегия США - Страница 6

Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения»17. Представляется необходимым проанализировать предлагавшиеся концепции, так как окончательный документ вобрал в себя разные идеи — приверженцев откровенной гегемонии и сторонников варианта «скрытой» (либеральной) гегемонии, часто отождествляемой с мировым лидерством18.

Содержание материала

Для достижения наибольшего эффекта в решении проблем безопасности авторы концепции предложили соединить идеи разных подходов: 1) разумного изоляционизма - участвовать в разрешении только тех конфликтов, которые представляют жизненно важный интерес или неприемлемую угрозу для США; 2) гегемонии — сочетать независимость и единоличное принятие решений с коллективизмом по выбору США; 3) реализма - отрицая, что баланс сил между ведущими мировыми державами является краеугольным камнем системы международной безопасности, вместе с тем не отказываться от взаимодействия с ними, считаться с их интересами в разрешении кризисных ситуаций. Кооперационная безопасность призвана использовать элементы указанных трех подходов в разном сочетании и в разной степени при решении каждой конкретной проблемы (issue approach). Для обеспечения международной стабильности не отрицается желательность взаимодействия международных организаций (ООН, ОБСЕ), региональных организаций, прежде всего НАТО, отдельных государств, объединенных «стратегической взаимозависимостью» и действующих на основе «координации коллективных действий» для достижения поставленных целей, в том числе для ведения быстрых войн с минимальными потерями. Допускается использование силовых методов, в том числе военной силы, для решения международных проблем и урегулирования конфликтов, для поддержания стабильности в ключевых для США и их союзников регионах.

В качестве обоснования правомерности принудительного мирорегулирования выдвигается тезис о том, что процессы глобализациинивелируют феномен национального государства/национального суверенитета. Вызовы глобального века выходят за рамки национальных государств и требуют вмешательства международного сообщества во внутригосударственные процессы и события, когда возникает угроза стабильности региона, соседним странам, когда происходит нарушение прав человека и национальных меньшинств, когда существует угроза распространения ОМУ и т.д. При этом не учитываются особенности развития отдельных стран и регионов, где существуют специфические проблемы, решить которые США не могут. А сами США не отказываются от незыблемости своего суверенитета и готовы защитить его любыми средствами. Критики в США и за рубежом отмечали, что рассуждения о глобализации служат прикрытием устремлений США к мировому господству, к контролю над ресурсами в мире, к обеспечению преимущества в торговле и экономике.

Администрация Клинтона использовала модель кооперационной безопасности при осуществлении своей политики: США оставили за собой право на единоличное принятие решений и проведение силовых акций, выбор союзников и партнеров; параметры взаимодействия с международными организациями (ООН, ОБСЕ), с отдельными государствами- членами НАТО и региональными державами; характер, интенсивность, масштабы проводимой акции.

Большинство экспертов, работавших на администрацию Клинтона, уделяли первостепенное внимание НАТО и роли в ней США. Развивая идеи кооперационной безопасности, эксперты из «РЭНД корпорейшн» и Гарвардского университета Р. Асмус, Р. Блэквилл и С. Ларраби выступили с идеей формирования сообщества демократических государств на базе НАТО и Европейского Союза, независимого от ООН и ОБСЕ в принятии решений27.

27 Asmus R., Blackwill R., Larrabee S. Can NATO Survive? // The Washington Quarterly, vol. 19, No. 1 (Spring 1996), pp. 79-101.