Реформы в Венгрии в 90-е годы XX века

Политические преобразования

Процесс смены политической системы в Венгрии отличался от аналогичных про­цессов в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦВЕ) в первую очередь благодаря благоприятной почве, подготовленной многолетними реформами в рамках прежнего строя. Социалистический строй в Венгрии после 1956 г. еще до начала системной трансформации отличался от режимов других стран ЦВЕ тем, что был наиболее склонным к экономическим, а в конце 80-х годов - и к политическим реформам.

Содержание материала

Выделившаяся в 1989 г. из правящей Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП) Венгерская социалистическая партия (ВСП) объединила в своих рядах со­циал-демократические реформаторские силы, приняла Программное заявление, в ко­тором в качестве цели провозгласила построение демократического социализма с социально ориентированным рыночным хозяйством, многопартийной системой; рав­ноправием различных форм собственности. Благодаря более чем 20-летним экономи­ческим реформам, начавшимся еще в 1968 г., были заложены основы рыночного хозяйства и созданы условия для перехода к новой социал-демократической модели развития общества. Однако развитие событий в странах Центральной и Юго-Восточ­ной Европы в целом, и в частности, в Советском Союзе, исключило эту возможность: маятник истории резко качнулся вправо, в результате Венгрия в своем развитии проскочила социал-демократический этап.

В конце 80-х годов Венгрия переживала сложный период своей истории. Накопив­шиеся в предыдущие полтора десятилетия проблемы экономического, политического и социального развития привели в конце концов к кризису, затронувшему все стороны общественных отношений. Этот кризис обусловил необходимость радикальных об­щественно-политических и экономических изменений в стране.

В результате разразившегося кризиса ухудшились показатели жизненного уровня, что повлияло на настроения масс. На этом фоне активизировались оппозиционные силы, главным образом в среде интеллигенции и студенчества. С середины 80-х годов начали создаваться многочисленные оппозиционные союзы и объединения. Эти, по­началу неформальные, образования, многие из которых впоследствии организационно оформились в партии, принадлежали к двум основным оппозиционным течениям -национально-консервативному и прозападно либеральному.

Ярким представителем первого течения, оформление которого началось с 1987 г., стал созданный под эгидой Отечественного народного фронта во главе с видным деятелем ВСРП И. Пожгаи Венгерский демократический форум (ВДФ). Это объе­динение послужило основой для создания впоследствии первой крупной оппози­ционной партии. К национально-консервативному течению примыкали и такие воссозданные исторические партии как: Независимая партия мелких хозяев (НПМХ), Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) и ряд других более мелких объединений. На базе наиболее крупного движения либерального крыла впоследствии образовались Союз свободных демократов (ССД) и Союз молодых демократов (ФИДЕС).

80


На события, развернувшиеся в Венгрии в конце 80-х годов, оказали серьезное влияние внешние факторы. С одной стороны, процессы, происходившие в СССР в это время, привели к тому, что Советский Союз вынужден был все меньше заниматься проблемами своих восточноевропейских соседей. С другой стороны, Запад заметно активизировал свою роль в Юго-Восточной и Центральной Европе, в частности, в Венгрии. Так, Венгерский демократический форум с провозглашаемыми им нацио­нально-христианскими ценностями, явно поддерживался ФРГ, где тогда правила коа­лиция ХДС-ХСС. У колыбели создания ССД стояли американцы. Посол США в Вен­грии М. Пальмер был в те годы весьма активной политической фигурой в Будапеште, прямым участником внутренней политической жизни.

Серьезные процессы происходили и внутри самой ВСРП. Все громче стало заявлять о себе реформаторское крыло партии, в котором ведущую роль играли И. Пожгаи, "отец" венгерской экономической реформы Р. Ньерш и др., пытавшиеся подтолкнуть ВСРП к осуществлению назревших преобразований как в экономике, так и в политике, что было, по их мнению, важно не только для вывода страны из кризиса, но и для того, чтобы выбить инициативу из рук оппозиции.

В марте 1989 г. оппозиционные течения разного толка, фактически (но еще не формально) оформившиеся к тому времени в партии, сумели организационно объеди­ниться в так называемый Оппозиционный круглый стол (ОКС) для ведения пере­говоров с правящей ВСРП в рамках Национального круглого стола. В итоге этих переговоров были достигнуты договоренности о внесении изменений в конституцию, дающие основание для введения многопартийной системы, практически об условиях мирной смены общественно-политического строя. На май 1990 г. были назначены свободные выборы, исключавшие возможность каких-либо преимуществ для одной из партий.

Первые свободные выборы в стране весной 1990 г. прошли под знаком агрессивной антикоммунистической пропаганды как со стороны партий право-консервативного, националистического направления, так и со стороны партий либерального толка. К власти пришел правоконсервативный блок во главе с Венгерским демократиче­ским форумом (ВДФ). Бывшая правящая партия (ВСП) отказалась от власти, при­знав свое поражение на выборах. Победивший ВДФ в коалиции с Независимой пар­тий мелких хозяев (НПМХ) и христианско-демократической народной партией (ХДНП) создали коалиционное правительство во главе с Й. Анталлом. Смена правительства, а по существу смена строя, произошла мирным путем, без экс­цессов.

И. Анталл родился в 1932 г. в семье крупного чиновника хортистской Венгрии. Его отец в 1939-1944 гг. был советником МВД, уполномоченным правительства по делам беженцев, в 1945-1946 г. - депутатом парламента от НПМХ, бывшей тогда правящей партии, министром в двух первых послевоенных коалиционных правительствах. В семье царил дух преданности национально-христианским, консервативным ценно­стям прежней Венгрии. Семья и особенно отец оказали большое влияние на форми­рование личности Й. Анталла как политика и человека. В одном из интервью, данном им в 1989 г. одной из газет, Й. Анталл отмечал: "Отец оказал самое большое влияние на мое политическое мышление и человеческое поведение"1.

За участие в событиях 1956 г. Й. Анталлу было запрещено с 1959 г. по 1962 г. пре­подавать в гимназии, где он ранее работал. С 1964 г. вплоть до 1989 г., когда он был избран премьер-министром, работал в Музее истории медицины имени Земмельвейса, в его архиве и библиотеке, а после их объединения в единый институт стал его ди­ректором. Под влиянием семейных традиций Й. Анталл был близок к НПМХ и хри­стианско-демократической партии, способствовал воссозданию этих партий. Однако в 1988 г. примкнул к вновь образовавшейся партии - Венгерскому демократиче­скому форуму.

---

1 HVG. 1989. okt. 7.

81


Победивший на выборах 1990 г. Венгерский демократический форум во главе с И. Анталлом вступил в коалицию с близкими ему по идеологии НПМХ и ХДНП, и заключил соглашение с крупнейшей партией оппозиции - Союзом свободных демо­кратов (ССД). В качестве компромисса ССД было предложено выдвижение из своих рядов президента страны. Первым президентом стал А. Генц.

Таким образом, события 1989 - начала 1990 гг. в Венгрии происходили в це­лом в русле революционных преобразований, характерных для стран Центральной и Юго-Восточной Европы конца 80-х годов. Однако две особенности отличали Венгрию от других стран. В Венгрии, располагавшей многолетним опытом ре­форм, этот процесс протекал более постепенно и плавно через создаваемые в ходе самих преобразований общественные институты. В странах же, где реформы деся­тилетиями искусственно сдерживались, такие изменения при той же направленности были взрывоопасными, а порой, например в Румынии, сопровождались и кровавыми конфликтами.

Инициатива революционных преобразований в Венгрии исходила от правящей пар­тии, хотя она и не была едина и весьма часто отставала в принятии мер для решения назревших проблем.

С приходом к власти правонациональных - консервативных сил в стране стали насаждаться идеология и ценности хортистской Венгрии, господствовавшие до 1945 г. Период социалистического строительства был подвергнут жесточайшей критике. По идеологическим соображениям был осуществлен развал кооперативной орга­низации сельскохозяйственного производства, вследствие чего процветавшее до этого венгерское сельское хозяйство, бывшее на одном из первых мест в мире по про­изводству сельскохозяйственной продукции на душу населения, оказалось в глубоком кризисе. Субъективные просчеты дополнялись объективными трудностями. В эко­номике произошел значительный спад производства, что было связано с транс­формационными трудностями и потерей традиционных рынков. С 1993 г. вновь стала возрастать несбалансированность внутреннего и внешнего экономического развития, росли дефицит государственного бюджета, внешнеторгового и платежного балансов, внешняя задолженность страны, падал уровень жизни населения.

Одновременно происходило интенсивное укрепление правовых основ рыночного хозяйства, начавшееся еще до смены системы власти в конце 80-х годов, активно шла приватизация, утверждалась новая политическая система.

В сфере внешней политики, с одной стороны, запомнилось и в свое время насто­рожило соседние государства и Запад заявление Й. Анталла о провозглашении себя премьером 15 млн. венгров, т.е.и представителем венгерского национального мень­шинства в сопредельных странах. С другой стороны, проводилась взвешенная и сба­лансированная политика в отношении новой России, Венгрия была первым ино­странным государством, которое подписало с Российской Федерацией политический договор еще в декабре 1990 г.

Однако в целом баланс успехов и неудач коалиционного правительства во главе с ВДФ ко времени новых выборов весной 1994 г. был отрицательным. В результате с огромным перевесом победила Венгерская социалистическая партия (ВСП) во главе со своим лидером Д. Хорном, который и сформировал новое правительство на основе коалиции ВСП и либеральной партии Союза свободных демократов (ССД).

Д. Хорн родился в 1932 г. в простой рабочей семье, что в значительной степени и предопределило его послевоенную жизнь и деятельность. Как представитель рабо­чей молодежи, он был направлен на учебу в СССР. В 1954 г. окончил Ростовский экономический институт, после чего работал в Министерстве финансов, защитил кандидатскую диссертацию по экономике. В 1956 г. он выступил на стороне Коммуни­стической партии, в 1957 г. уже после образования правительства Я. Кадара несколь­ко месяцев входил в отряды МВД по защите правопорядка.

82


С 1959 г. Д. Хорн был на дипломатической работе. В 1969—1989 гг. он работал в международном отделе ЦК ВСРП, с 1985 г. был первым заместителем министра иностранных дел, а в 1989-1990 гг. в правительстве М. Немета стал министром ино­странных дел. В 1989 г. вместе с М. Неметом принимал решение о переходе в Авст­рию скопившихся на венгерской границе восточногерманских немцев, бежавших из ГДР. Первым из венгерских руководителей допустил возможность членства Венг­рии в НАТО. Д. Хорн примыкал к реформаторскому крылу прежней ВСРП, ко­торое и возглавил в качестве председателя вновь образованной В СП после раскола ВСРП в 1989 г. Он сумел после тяжелейшего поражения коммунистов в 1990 г. и их травли в последующие годы сохранить и укрепить партию, привести ее к победе в 1994 г.

Правительство Д. Хорна по существу вывело страну из кризиса, завершив к 1998 г. экономическую стабилизацию и перейдя к политике экономического роста, завер­шило массированную приватизацию при активном участии иностранного капитала, улучшило внешнюю и внутреннюю сбалансированность, сократило задолженность. В 1997 и 1998 гг. начался заметный рост жизненного уровня народа. Однако в борьбе за стабилизацию правительство было вынуждено принимать крайне непопулярные меры, вследствие чего ВСП, как правящая партия, укрепила положение страны и вы­вела ее из кризиса, а как политическая партия утратила свой имидж защитницы со­циальных приоритетов и интересов народа. ВСП поплатилась за это на выборах 1998 г., когда правые оппозиционные партии выступили против нее с левых популист­ских позиций. При этом сама ВСП настолько была уверена в своей победе, что не считала нужным вести активную предвыборную кампанию. В результате ВСП, полу­чив больше голосов, чем любая другая партия, проиграла выборы объединенной оппозиции во главе с Венгерской гражданской партией, до 1995 г. - Союз молодых демократов (ФИДЕС). ФИДЕС вступил в коалицию с НПМХ и ВДФ и создал на этой основе новое, третье после смены системы власти правительство. Его возглавил Виктор Орбан.

В. Орбан - политик нового поколения. Он родился в 1963 г. В 1987 г. окончил юри­дический факультет Будапештского университета по кафедре государства и права. В студенческие годы проявлял большую политическую активность, редактировал сту­денческий общественно-политический журнал. После окончания учебы до 1988 г. -сотрудник Института повышения квалификации министерства сельского хозяйства и продовольствия. В сентябре 1989 г. по стипендии фонда Сороса уехал изучать исто­рию английской политической философии в университете Оксфорда. Однако в нача­ле 1990 г. в связи с приближавшимися парламентскими выборами досрочно вернулся в Венгрию. Один из организаторов ФИДЕС, принимал активное участие в перего­ворах "круглого стола" с оппозиционными партиями в группе, готовившей предло­жение по изменению конституции.

В 1990, 1994 и 1998 гг. В. Орбан избирался депутатом парламента по партий­ному списку ФИДЕС, в период 1990-1994 гг. - он был руководителем парламент­ской фракции ФИДЕС, с 1993 г. - председатель партии, сумел стать признанным лидером, он - хороший оратор и яркий полемист, умеет расположить к себе аудиторию.

Располагая в парламенте вместе с союзниками незначительным большинством, ФИДЕС во главе с Орбаном после прихода к власти предпринял ряд мер для укреп­ления своего положения, провел радикальные кадровые перестановки с целью изгна­ния "чужих" и назначения "своих" на всех уровнях государственного аппарата сверху донизу, сначала в области экономики и финансов, а затем и в духовной жизни и средствах массовой информации.

В отличие от социалистов, опасавшихся обвинений в реставрации прежнего ком­мунистического режима и потому тщательно соблюдавших "правила игры" демокра­тического общества, лидер ФИДЕС, считая себя демократом по определению, повел себя довольно агрессивно по отношению к оппозиции.

83


Как и Й. Анталл он всячески укреплял власть своей канцелярии, во многом дубли­рующей деятельность кабинета министров, заявлял о необходимости защиты интере­сов 15 млн. венгров, осуществлял весьма авторитарный стиль руководства.

Все сменявшие друг друга на протяжении последних 10 лет правительства, несмотря на различия политической окраски и взаимную критику, демонстрировали преемственность в проведении практической политики, провозглашали в качестве приоритетных задач создание правового государства, переход к рыночной экономике, основанной на частной собственности, переориентацию внешнеполитических и внешнеэкономических связей на Запад под лозунгом: "Назад в Европу". По всем этим направлениям за минувшее десятилетие достигнуты значительные успехи.

В ходе трансформации в стране сложилась новая система политической власти -парламентская -республика во главе с президентом, но при доминирующей роли премьер-министра. Глава государства - президент избирается парламентом на пяти­летний срок с правом повторного переизбрания. Арпад Генц, избранный Президентом Республики в 1990 г. от оппозиционной партии Союза свободных демократов, в 1995 г. был избран на второй срок, неизменно возглавляя рейтинг популярности среди политических лидеров. Должность президента в существующей политической системе Венгрии по сути носит номинальный характер, - "он правит, но не управляет", имея право однократного наложения вето в случае его несогласия с предлагаемым законом.

Доминирующая роль в системе исполнительной власти принадлежит премьер-министру, что является важнейшей чертой венгерского парламентаризма. Премьер-министром становится лидер победившей партии, которого при одновременном при­нятии и программы правительства по представлению президента избирает парламент.

Премьер-министр представляет министров своего кабинета, которых по его пред­ложению назначает президент. В Конституцию в результате соглашения между ВДФ и ССД накануне выборов 1990 г. был внесен ряд поправок, важнейшей из которых является положение о принципе конструктивного вотума недоверия. Он может быть вынесен только премьер-министру, но не отдельным членам кабинета. Одновременно с постановкой вопроса о вотуме недоверия, должна быть предложена новая канди­датура на пост премьер-министра, что позволяет обеспечить стабильность в деятель­ности правительства. Отзыв премьера между выборами в парламент крайне за­труднен.

Высший орган государственной власти - Государственное собрание избирается каждые 4 года и представляет собой однопалатный парламент, в который входят 386 депутатов. В Венгрии действует смешанная избирательная система: 176 депутатов выбираются в индивидуальных избирательных округах, 152 депутата - по террито­риальном спискам, включая Будапешт, а 58 депутатов получают мандат в соответ­ствии с долей голосов, отданных по венгерским партийным спискам. Результаты выборов предопределяют выборы президента и правительства.

Важный вывод, который следует из опыта прошедших в Венгрии в 90-х гг. трех избирательных кампаний, - в стране отработан и полностью оправдал себя поли­тический механизм смены власти мирным парламентским путем; новая политическая система, основанная на сбалансированности ветвей власти, устойчива, оппозиция ведет себя в основном конструктивно и цивилизованно. В этом большая заслуга быв­шей правящей до 1990 г. Венгерской социалистической партии и тех социалистов-реформаторов, которые начали процесс реформ еще до смены системы.

Другой важный вывод, который можно сделать на опыте посткоммунистической Венгрии, касается положения и политики социалистической партии в условиях перехода к рыночному хозяйству. Когда на выборах в ряде стран Восточной Европы, в частности в Венгрии, победили социалисты, стали говорить о "левом повороте" в ходе системной трансформации. Однако анализ деятельности венгерского прави­тельства с лета 1994 по лето 1998 г., когда в нем преобладали социалисты, свидетель­ствует о том, что и программу этого правительства и практику ее осуществления трудно назвать социал-демократической в традиционном понимании. В эти годы

84

наблюдался ускоренный процесс приватизации при активном участии иностранного капитала, укрепление основ рыночной экономики, формирование нового класса пред­принимателей, радикальная переориентация внешних связей на Запад - интеграция в Евроатлантические структуры - НАТО и Европейский Союз (ЕС). Не просмат­ривалось в эти годы и усиление регулирующей роли государства, в частности, активизация государственной промышленной политики, которую активно проводили ранее социалисты. Происходило сужение сферы социальной защиты населения, уве­личение участия иностранного капитала, предпринимались практические шаги по вступлению в НАТО и ЕС. Формальное же вступление в НАТО произошло уже весной 2000 г. при правительстве В. Орбана.

По существу, под "левым поворотом" следует понимать лишь изменение настрое­ния масс, которые, разочаровавшись в политике предыдущего правительства, прого­лосовали за партию, которая называла себя социалистической.

О трудностях, с которыми социалистическая партия сталкивалась, приходя к власти в 1994 г. в условиях трансформации, лидер ВСП Д. Хорн говорил в одном из своих интервью еще накануне 1994 г. Суть "вызова" заключается в том, что в Венгрии, где по существу происходит строительство капитализма со всеми сопутствующими явлениями, "задачи дня" неизбежно вступают в противоречие с основными цен­ностями левой партии и традиционными задачами социал-демократии.

Классическая же социал-демократия на Западе, в условиях уже развитого циви­лизованного капитализма борется за социальную защиту трудящихся, более справед­ливое распределение доходов и налогового бремени, т.е. стремится вносить в сущест­вующую систему социальные элементы. На той стадии развития, на которой нахо­дится Венгрия, социалисты, будучи у власти, были вынуждены осуществлять "задачи капиталистического строительства". При этом реальное экономическое положение страны не позволяло им поддержать даже ту степень социальной защищенности трудящихся, которая существовала раньше. На выборах 2002 г. снова победила ВСП в союзе с ССД.


Преобразования в экономической области

В экономической литературе венгерский опыт последнего десятилетия, как пра­вило, трактуется как пример постепенной трансформации в области экономики в отличие от стран, где трансформационный процесс протекал через осуществление радикальных мер, получивших название шоковых. Однако надо иметь в виду, что постепенность экономических реформ в Венгрии в 90-е годы стала возможна во многом благодаря тому, что, начиная с 1968 г. ее экономика прошла длительный путь довольно радикального для своего времени реформирования, в результате которого административно-командная система управления экономикой была заменена системой экономического регулирования, т.е. управления посредством экономических рычагов или, как их называли в Венгрии, экономических регуляторов: цен, прибыли, зара­ботной платы, отчислений в госбюджет и других мер.

Реформа 1968 г. вынужденно носила ограниченный характер, прежде всего из-за враждебного отношения к ней со стороны соседних стран, особенно бывшего Совет­ского Союза. Не надо забывать, что именно в 1968 г. - в год вступления в действие венгерской реформы - в Чехословакию за провозглашение аналогичных идей были введены войска стран Варшавского договора, что надолго закрыло этой стране путь реформ.

Венгерская реформа 1968 г. имеет историческое значение, так как она продемон­стрировала всему миру и прежде всего соседним, бывшим социалистическим странам, что экономикой можно успешно управлять и экономическими методами. Эта ре­форма создала благоприятную почву для последующего перехода к рыночной транс­формации. Прежде всего, благодаря ей в стране сложилось существенно более адекватное рыночным отношениям экономическое мышление, появились навыки

85

решения проблем экономическими, а не административно-командными методами. Все это явилось питательной средой для появления хозяйственных руководителей нового типа, сумевших принять бразды управления предприятиями, банками в сложные 90-е годы, успешно адаптироваться к новым условиям хозяйствования.

Постепенно за годы реформ создавалась инфраструктура рыночного хозяйства. В начале 80-х годов была существенно расширена шкала возможных форм мелкого предпринимательства, положено начало формированию рынка бумаг (1983 г.), про­ведена реформа банковской системы и создана сеть коммерческих банков (1987 г.). В 1988 г. в стране была проведена налоговая реформа по западному образцу, направ­ленная на упрощение системы налогообложения, перемещение части налогового бремени из сферы производства в сферу обращения путем взимания налога с добав­ленной стоимости и проведения единого принципа регулирования всех доходов насе­ления. Первой среди стран Центральной и Восточной Европы Венгрия в 1989 г. приняла закон о хозяйственных обществах, который в 1990 г. был дополнен законом о преобразовании предприятий в различные хозяйственные ассоциации и законом об иностранных инвестициях. Эти правовые акты положили начало кардинальному преобразованию отношений собственности, усилению роли иностранного капитала в экономике.

Смена политической системы в Венгрии произошла весной 1990 г. после первых свободных выборов, однако основные цели трансформации были сформулированы еще в рамках прежней системы последним социалистическим правительством во главе с М. Неметом, которое в силу своей политической неангажированности и высокого профессионализма получило в Венгрии и на Западе название прави­тельства экспертов. Оно предложило парламенту антикризисную программу, отра­жавшую не только официальные взгляды ВСП, но и подходы оппозиционных партий. По сути, в этой программе были сформулированы основные направления эконо­мической трансформации. Они сводились к следующему: активная либерализация механизмов регулирования импорта, цен и заработной платы, резкое сужение госу­дарственного вмешательства в хозяйственную сферу; поощрение частного предпри­нимательства, широкая приватизация государственной собственности; развитие и ук­репление институтов рынка (бирж, коммерческих банков, ценных бумаг, анти­монопольных мер и т.п.); решительное сокращение государственных расходов, восста­новление сбалансированности госбюджета, в первую очередь за счет практически полной ликвидации дотаций нерентабельным предприятиям, а также дотаций к роз­ничным ценам; радикальная перестройка внешнеэкономических связей страны в инте­ресах постепенного подключения к интеграционным процессам в Западной Европе; привлечение иностранного капитала в экономику.

В этой программе, так же как в упоминавшемся выше программном заявлении ВСП 1989 г., по существу был изложен план дальнейшего преобразования экономики страны. "Программа национального обновления", принятая правоконсервативным правительством в сентябре 1990 г., и "Программа перестройки венгерской экономики (Стабилизация и конвертируемость)"2, принятая в апреле 1991 г., являлись по суще­ству как бы продолжением приведенных выше тезисов антикризисной программы М. Немета. Кроме того, в последнем документе фигурировала задача осуществления конвертируемости форинта (первоначально ее планировалось осуществить уже в на­чале 1993 г., но ухудшившееся положение с внешней сбалансированностью заставило отложить решение этой задачи до 1996 г.), сформулированы основные стабили­зационные меры: сокращение темпов инфляции и прекращение спада общественного производства в течение 1991 г., восстановление равновесия платежного баланса.

Первые два года (1991-1992 гг.) правительство считало основной задачей, наряду с улучшением равновесия и сокращением дефицита платежного баланса, борьбу с инфляцией. В интересах этого было намечено всемерное вытеснение монополизма, расширение конкуренции, проведение политики валютного курса, способствующей защите национальной валюты..

----------

2 A nemzeti megujhodas programja. Bp., 1999. A magyar gazdasag atallanak es fejlodesenek programja. Stabi-Iizacio es konvdrttblitas. Bp., 1991.

86


В целях обеспечения успешной реализации намеченных целей в 1990-1992 гг. про­исходила интенсивная законотворческая деятельность по созданию институцио­нальной и правовой базы рыночного хозяйства. В эти годы были приняты: закон об установлении цен (1990), который ограничил до необходимого минимума сферу государственного воздействия на цены; закон о недобросовестном поведении на рынке (1991), направленный против монополизма продавца-производителя (закон о конкуренции); закон об эмиссионном банке, финансовых институтах. Был принят также ряд законов, регулировавших процедуры приватизации, в частности, деятель­ность Государственного имущественного агентства (ГИА) и управление относящимся к нему имуществом, закон о малой "предварительной приватизации", укреплявших централизованный характер приватизации.

В январе 1990 г. был принят закон об открытом выпуске и обращении цен­ных бумаг, а также о фондовой бирже. В настоящее время Будапештская фон­довая биржа по показателю своей капитализации находится на уровне развитых стран.

В 1991 г. был принят закон о банкротстве, вступивший в силу с 1 января 1992 г. В отличие от ряда восточноевропейских стран, пытавшихся сдержать рост неплате­жей путем санации, выделения льготных кредитов и пр., в Венгрии приняли весьма жесткий закон о процедуре банкротства, ликвидации хозяйственных организаций и окончательном расчете. Вместе с законом о финансовых институтах и законом об отчетности они означали для предприятий либо приспособление к жестким условиям рынка, либо прекращение их существования. Оказав на первых порах шоковое воз­действие на предпринимательскую сферу и усилив влияние трансформационного спада, в дальнейшем действие закона о банкротстве привело в целом к улучшению финансового положения предприятий и решению проблемы неплатежей.

Таким образом, в 1990-1992 гг. были созданы правовое поле и институциональная система, в рамках и на основе которых происходило становление рыночного хозяй­ства. Это явилось очень важным этапом, определившим со стороны государства пра­вила игры в ходе развития трансформационного процесса. Многие венгерские эконо­мисты в начале 90-х годов подчеркивали, что несмотря на большую по сравнению с другими странами региона продвинутость Венгрии к рынку, ее переход к рыночному хозяйству не может быть осуществлен путем "большого скачка", что это процесс, для которого должны быть подготовлены экономические и институциональные предпо­сылки. Тогда это вывод признавался и рядом западных экономистов, напуганных разрушительными последствиями чрезмерно радикальных мер в ряде стран Восточ­ной Европы и России. В частности, Ж. Аттали, тогдашний президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в марте 1992 г. заявил: "Надо заставить понять восточноевропейские страны, что реформы не могут быть осуществлены с наскока. Сначала надо создать необходимую институциональную систему, что и де­лалось в Венгрии с 1968 г."3.

Либерализация экономической жизни в Венгрии, как уже отмечалось выше, растя­нулась на четверть века. К 1990 г. были либерализированы: импорт - на 90%, цены -на 92%; в 1992 г. было отменено государственное регулирование заработной платы. Постепенность этого процесса обеспечила целый ряд положительных результатов. В частности, удалось предотвратить всплеск инфляции, сохранить ее управляемость. Норма инфляции, выражавшаяся с 1988 г. двузначными величинами, достигла сво­его пика в 1991 г. - 35%. В последние годы она постепенно снижалась (исключение 1995 г. - 28,2%) и в 1999 г. опустилась до 10%4.

---

3 N?pszabads?g, 1992, m?ra 7.
4 MNB. ?ves jelent?s 1997. 234-237 old.; Magyar statisztikai zsebk?nyv, 150. old.

87


Ощутимый рост цен в 1991-1993 гг. был связан с сокращением дотаций к рознич­ным ценам, переходом в торговле со странами восточного блока с расчетов в пере­водных рублях на расчеты в долларах,-ростом цен на отопление и бытовую энергию, который существенно опережал общий рост цен ввиду зависимости страны от импорта энергоносителей на 89%. Всплеск инфляции в 1995 г. - результат значи­тельной одноразовой девальвации форинта5.

При таких темпах инфляции в стране не было необходимости в шоковых методах ее преодоления, как это было, например, в Польше, где в 1990 г. норма инфляции составила 586%. Не было нужды проводить здесь также денежную реформу или деноминацию форинта.

Факторами сохранения управляемости инфляции в Венгрии в начале перехода к рыночной экономике стали: ранее достигнутая высокая насыщенность потреби­тельского рынка, обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и то­варного покрытия; постепенная либерализация цен при сохранении определенной регулирующей роли государства: с начал реформы доля либерализованных цен поднялась с 23% в 1968 г. до 55% в 1986 г., 80% - в 1989 г. и 92% в 1992 г.6 ; борьба с монополизмом на рынке путем внедрения серьезных санкций в отношении произво­дителей, пытавшихся использовать свое монопольное положение на рынке для навя­зывания покупателю монопольно высоких цен, а также быстрой либерализации импорта (уже в 1990 г. 90% его объема); антиинфляционная направленность програм­мы стабилизации в целом.

Государство в Венгрии неизменно уделяло большое внимание анализу причин ин­фляции и выработке на этой основе средств по ее сдерживанию. Антиинфляционная политика включала в себя как инструменты косвенного воздействия, прежде всего средства монетарной политики (политика процентных ставок и валютного курса), так и административное централизованное установление цен на группу товаров с регу­лируемыми ценами.

Хотя экономика Венгрии считается наиболее либерализованной среди стран ЦВЕ, в ней до последнего времени не допускалось введение свободно плавающего валютного курса. В 1990-1994 гг. в Венгрии устанавливался фиксированный валют­ный курс с пределами колебаний (валютный коридор), установленный Венгерским национальным банком. У политики валютного курса, проводимой государством, имеются две основные задачи - поддержание стабильности национальной валюты и обеспечение интересов отечественных экспортеров, не заинтересованных в завы­шении курса форинта. Поэтому, когда в 1994-1995 гг. курс форинта оказался завы­шенным, при том, что очень значительно вырос дефицит внешнеторгового баланса, в марте 1995 г. в рамках пакета стабилизационных мер, носивших название "пакета Бокроша", было принято решение о разовой девальвации форинта на 9% и одновре­менном введении скользящего курса форинта с заранее объявляемой ежемесячной нормой девальвации: до середины 1995 г. - 1,9% в месяц, во втором полугодии 1995 г. - 1,3%, в 1996 г. - 1,2-1,1%, в 1997 г. - 1,0-0,9%, в 1998 г. - 0,7%, в 1999 г. в январе - 0,6%, затем - 0,4%, с октября 1999 г. - 0,4%, в начале 2000 г. - 0,3%, с апреля 2001 г. - до 0,2%7. С 1 октября 2001 г. эта мера была вообще отменена. В результате норма инфляции сначала подскочила, а потом стала снижаться.

С 1997 г. все чаще стали говорить о том, что если в первые годы скользящая девальвация способствовала затуханию инфляции, то затем как бы стала стабили­зировать ее. Однако правительство и руководство Венгерского национального банка (ВНБ) еще в 1998 г. заявляли, что пока среднегодовые темпы инфляции не упадут ниже 4-5%, следует продолжать политику постепенной девальвации, при которой курс доллара постоянно снижается по отношению к форинту. Председатель ВНБ Д. Шурани, возражая в 1998 г. тем экономистам, которые считали, что монетарная

---

5 Vil?ggazdas?g, 1997, m?ra 26; Napi gazdas?g, 1998, dec, 30; N?pszabads?g, 1999, oki., 8.
6 Опыт управления социалистической экономикой в Венгрии. М., 1989, с. 136; Statisztikai dvk?nvy 1995.
7 N?pszabads?g, 1999, okt., 8; 2000, jun., 30; 2001, aug., 22.

88

политика ВНБ излишне консервативна в отношении инфляции, подчеркивал, что результаты антиинфляционной политики Венгрии в 1995-1998 гг. доказали правиль­ность выбранного пути (в Венгрии с лета 1995 г. темпы инфляции уменьшались на 4,4% в год, тогда как в других странах, где норма инфляции около 30%, например, в Чили, Ирландии, Испании, падение составляло 3-3,5%). Поэтому тогда же он подчеркнул, что Центробанк не видит в конце 1998 г. причин для изменения курсовой политики. "Правы те экономисты, - сказал Д. Шурани, - которые думают, что нельзя считать хорошей саму по себе ни систему свободно плавающего, ни систему фикси­рованного курса. Все зависит от конкретных условий"8.

Важным инструментом влияния государства на формирование цен в Венгрии является централизованное установление цен на определенные группы товаров. Если средства монетарной политики оказывают влияние на формирование цен через спрос, то через государственные цены государство оказывает прямое воздействие на фор­мирование индекса потребительских цен. В декабре 1999 г. доля товаров и услуг с регулируемыми ценами составляла 17,7%, в 2000 г. - 17,99%9. К товарам с регули­руемыми ценами относятся бытовая энергия (электроэнергия, газ) и лекарства, к услугам - тарифы на общественный транспорт и коммунальные услуги.

Другой важной особенностью государственного регулирования в области цен является контроль за формированием цен фирм, обладающих монопольным положением на рынке. Задачей Ведомства по конкуренции, созданного в 1991 г.. является не допустить злоупотребления таким положением. Важной сторо­ной деятельности этого Ведомства является отслеживание картельных соглаше­ний, ограничивающих конкуренцию, а также контроль за концентрацией про­изводства.

Успехи в борьбе с инфляцией являются важнейшей составляющей успехов стаби­лизации венгерской экономики в целом, видимыми результатами которой стали -переход к политике роста, улучшение внутри- и внешнеэкономической сбаланси­рованности, существенное сокращение в 1995-1997 гг. внешней задолженности страны и государственного долга в целом.


Приватизация

Успехи стабилизации происходили одновременно с интенсивным осуществлением трансформационных процессов. В течение 90-х годов по существу был завершен такой важнейший трансформационный процесс, радикально изменивший общест­венно-политический и экономический облик страны, как приватизация. В офи­циальных венгерских документах под приватизацией понимается передача государ­ственной собственности в руки частных как отечественных, так и иностранных соб­ственников на рыночных условиях (т.е. на возмездной основе).

Приватизация началась еще в 1989 г., ее пик пришелся на 1995-1997 гг., когда было реализовано около 60% всей собственности, приватизированной за 1990-1999 гг. Отличительной чертой этого процесса был ее преимущественно платный, денежный характер. К середине 1994 г. степень приватизации достигла около 50%, причем доля национальной частной собственности составляла уже 25-30%, а иностранной 15-20%10. В том же году приватизационный процесс замедлился, поскольку на руках у го­сударства оставались в основном предприятия ключевых отраслей венгерской эко­номики (энергетика, металлургия, тяжелая химия, монополии в области транспорта) и крупные |5анки, приватизация которых была не по силам отечественным пред-прйнимателямхввиду отсутствия у них достаточных капиталов. Дальнейшее прове­дение приватизации требовало принятия серьезных политических шагов.

---

8 N?pszabads?g, 1999, oki., 8; 2(ХЮ, jun., 30.
9 MNB. Jelent?s az infl?ci? alakul?s?r?l. 20(X). szept.
10 N?pszabads?g, 1994, nov., 30.

89

Пришедшее к власти летом 1994 г. социал-либеральное правительство во главе с социалистами, взяло курс на ускоренную приватизацию при активном участии ино­странного капитала, но с сохранением льгот для отечественного менеджмента и ра­ботников. Законом о приватизации, принятым в мае 1995 г., определялись задачи, условия и механизм приватизации. Ставилась цель, чтобы иностранные инвесторы, как правило, транснациональные компании, вкладывали дополнительные средства в приватизируемые предприятия и банки. Начался процесс приватизации энерге­тического комплекса, телекоммуникационного концерна и крупнейших коммерческих банков. Доходы от приватизации стали важнейшим источником пополнения государ­ственной казны и были направлены на решение важнейших народнохозяйственных задач. Так, только за один рекордный в истории венгерской приватизации год -1995 - государство получило около 4,5 млрд. долл., которые пошли на сокращение внешнего долга, удавкой висевшего на экономике страны.

В 1997 г. массовая приватизация в основном была завершена. Из двух тысяч достаточно значительных предприятий, находившихся на балансе государства, в его собственности на конец 1998 г. осталось лишь 218. От продажи собственности госу­дарство получило около 11 млрд. долл. Полностью были приватизированы такие от­расли, как фармацевтическая, химическая, табачная, предприятия по транспор­тировке нефти и газа, розничная торговля, пищевая промышленность11.

Оценивая результаты венгерской приватизации с учетом последних лет, следует отметить очень высокую, даже по европейским масштабам, долю иностранного капи­тала в экономике страны. Она составляет около 60% в обрабатывающей промыш­ленности, примерно треть в энергетическом секторе и более 60% в банковском секторе12.

Многие оппоненты такого направления венгерской приватизации высказывали опасения, что продажа стратегически важных отраслей в руки иностранного капитала может поставить под угрозу национальную экономическую безопасность страны. Однако венгерское руководство считает, что венгерская законодательная база дает возможность защиты государственных интересов. К тому же в условиях Венгрии, где до 80% энергоресурсов обеспечивается за счет импорта, и без приватизации создается высокая степень зависимости страны от внешнего рынка. Кроме того, считается, что участие западного капитала в промышленности и банковском деле создает благо­приятные условия для более тесной интеграции Венгрии в западноевропейские струк­туры накануне вступления в ЕС.

В то время, как социал-либеральное правительство считало, что приватизация в основном завершена, пришедшее к власти весной 1998 г. правительство В. Орбана приняло решение о ее продолжении. В 2000 г. государство рассчитывало получить от приватизации доходы в размере 100-140 млрд. форинтов. Хотя государственный сектор в 2000 г. во много раз меньше, чем 10 лет назад, его роль еще достаточно велика. В настоящее время полностью или частично в руках государства находятся такие важные фирмы, как монопольное предприятие в области энергетики "МВМ", Венгерская почта, железные дороги "МАВ", Пакшская АЭС, Венгерское речное пароходство "МАХАРТ", крупнейшая нефтегазовая фирма "МОЛ", авиационная фирма "МАЛЕВ", ряд предприятий химической и оборонной промышленности, аграрные объединения, лесные хозяйства, научно-исследовательские институты и пр. Однако, несмотря на то, что правительство В. Орбана провозгласило продолжение приватизации, процесс практически приостановился. Подготовка выше перечис­ленных фирм к приватизации шла медленно, при- этом экспертами отмечалось отсут­ствие у государства действенных механизмов контроля за эффективным управлением госактивами, т.е. за рентабельной деятельностью госпредприятий.

--------

11 N?pszabads?g, 2000, Jan., 20.
12 A hitelint?zeti rendszer 1999, ?vi teve'kenys?ge. Bp., 2000. angusztus, 17 old.

90


Реформа кредитно-банковской системы

Важным элементом создания и развития рыночной системы хозяйства в истекшее десятилетие стала реформа кредитно-банковской системы страны. Как уже упоми­налось, она началась еще до смены системы, в 1987 г., когда была образована двух­ступенчатая банковская система, в которой наряду с центральным эмиссионным бан­ком была создана сеть коммерческих банков.

В 1991 г. были приняты законы, регулирующие деятельность банков в соответ­ствии с новыми экономическими условиями, характеризуемыми решительным пере­ходом к рынку.

В 1990-1997 гг. произошла приватизация венгерских банков с участием иностран­ных инвесторов. Так, если в 1990 г. все крупные банки были государственными, то в 1997 г. все 7 крупных банков перешли в частную собственность, в том числе 5 -в иностранную. Наиболее активно этот процесс происходил в 1994-1997 гг., когда было принято политическое решение о приватизации крупных банков при участии иностранного капитала. В 1997 г. она завершилась: доля иностранного капитала пре­высила 60%, доля государственной собственности снизилась до 21,1%13.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии в 1998 г. не вызвал кризиса венгерской банковской системы. Свой банковский кризис, поставивший страну на уровень финансовой катастрофы, Венгрия пережила значительно раньше - в 1992-1993 гг., и государство повело себя намного более ответственно, чем российское в 1998 г.

Трансформационный кризис в 1991-1993 гг. привел к значительному спаду произ­водства в стране. Ситуация обострилась с принятием в 1991 г. трех весьма жестких законов, затронувших банковскую сферу: о финансовых институтах, о банкротстве и об отчетности. В 1991-1993 гг. было ликвидировано около 1500 предприятий, около 8500 были затронуты процедурой банкротства. Последствия трансформационного кризиса и действие указанных законов привели к резкому увеличению числа неплатежеспособных предприятий, и как следствие этого - к кризису банковской системы. Потребовалось срочное вмешательство государства.

С декабря 1992 г. началось реструктурирование венгерской банковской системы, сопровождавшееся значительным вливанием государственных средств в проблемные, прежде всего крупные, но также и средние банки. Этот процесс назывался в Венгрии консолидацией банковской системы, которая затянулась на ряд лет. Консолидация состояла из нескольких этапов и различалась по методам реализации, но суть их заключалась в том, что они были разработаны государством, осуществлялись за счет средств государства и под его контролем.

Начало было положено в конце 1991 г., когда государство взяло на себя гарантии примерно на половину унаследованных коммерческими банками от Венгерского национального банка в 1987 г. ненадежных кредитов. На втором этапе в декабре

1992 г. была провозглашена так называемая консолидация (реструктуризация) кредитов, в рамках которой происходило очищение банковских активов путем обмена в определенной пропорции их "плохих" кредитов на государственные облигации.

В 1993 г. проходило несколько процессов консолидации крупных и средних банков, со второй половины года банков — в связи с предприятиями-должниками, в конце

1993 г. началась консолидация, основанная на увеличении капитала. Доля государства в капитале консолидированных банков, которая в 1991 г. составляла 41,4%, выросла до 69% в 1994 г. Однако поскольку выделение государством столь значительных средств не сопровождалось предъявлением к банкам достаточно жесткой системы требований относительно дальнейшей деятельности, к 1995 г. коммерческий бан­ковский сектор снова оказался в критическом положении.

---

13 Ibid.

91


В этой связи начался новый этап консолидации банков, но теперь уже жестко связанный с их подготовкой к последующей приватизации. На этот раз влияние государственных средств проис­ходило в разовом порядке и распространялось только на крупные государственные банки, предназначенные для приватизации с участием иностранного капитала.

Таким образом, если консолидация 1992-1994 гг. привела как бы к ренационали­зации банков, ее продолжение в 1995-1997 гг. сопровождалось их ускоренной при­ватизацией.

В результате проведения реструктуризации объем "плохих" долгов в 1994-1997 гг. снизился более чем на 300 млрд. форинтов, их удельный вес в общей сумме долгов сократился с 13,2 % в 1993 г. до 1,2% в 1997 г., а всех проблемных кредитов соответ­ственно - с 29,5% до 8,8%. Укрепилось финансовое положение банков, средний по банковской системе коэффициент достаточности капитала значительно превысил предписанный законом о финансовых институтах 1991 г. уровень 8%, достигнув в 1995-1997 гг. около 18%. Количество банков сократилось всего на три, не было ни одного случая замораживания вкладов или отказа вернуть деньги вкладчикам. Таким образом, несмотря на серьезные издержки, проведенная реструктуризация, или, как говорят венгры, консолидация, спасла венгерскую банковскую систему от развала, привела к упорядочению банковских активов, предотвратила потерю вкладчиками своих вкладов, что могло бы вызвать серьезное социальное потрясение, утрату дове­рия к банкам, что имело место в России.

В то время как многие венгерские специалисты весьма критически относятся к опыту консолидации в Венгрии, считая, что она слишком дорого обошлась государ­ству, западные эксперты оценивают ее итоги как весьма положительные. Так, экспер­ты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают процесс реструктуризации в Венгрии вполне удавшимся, а сформировавшуюся в ее результате к 1997 г. банковскую систему страны самой здоровой и стабильной среди стран ре­гиона. Высоко оценивают стабильность венгерской банковской системы и эксперты комиссии ЕС, подготовившие аналитический материал в связи с заявлением Венгрии о приеме в ЕС14.

Происшедшие в 1993-1995 гг. изменения в структуре собственности, усиление уча­стия иностранного капитала в экономике страны обусловили необходимость дальней­шего развития законотворческой деятельности применительно к новым условиям. Изменения многих законов потребовало и вступление Венгрии в ОЭСР в марте 1996 г., в связи с чем она взяла на себя обязательство гармонизировать свое законо­дательство в валютно-финансовой области с правовыми нормами в других странах ОЭСР. Соответствующих изменений требует и перспектива принятия Венгрии в ЕС. В конце 1996 г. в Венгрии был принят пакет новых законов о деятельности банков­ской сферы — "О кредитных институтах и финансовом предпринимательстве", "О введении в обращение ценных бумаг, инвестиционных услуг и фондовой бирже" и "О государственном надзорном ведомстве за рынком финансов и капитала"15.

Среди новых правовых положений - снятие каких-либо ограничений на участие иностранной собственности в банковском деле страны, обязательное страхование вкладов, недопущение их замораживания.

С 1 января 1996 г. вступил в силу новый закон о валюте, разработка и принятие которого было одним из условий приема Венгрии в ОЭСР. Этот закон создал возможность для признания форинта конвертируемой валютой и стал шагом на пути провозглашения полной конвертируемости форинта. Стоит отметить, что при высо­кой степени либерализации в Венгрии валютного хозяйствования, до 1995 г. пред­приятия полностью сдавали в банк свою валютную выручку, беспрепятственно получая оттуда валюту под соответствующие документы для оплаты импорта; до 1998 г. предприятиям было запрещено открывать счета за рубежом.

---

14 "Figyel?" 1997 jul. 10, 19 old: Eur?pai Uni? a Vil?gyazdas?g havi melleklete 1997. j?l. 30.
15 Magyar K?zl?ny 1996/109 sz?m. 6105-6114. old; 6220. old.

92

Благодаря этим мерам, жесткому таможенному контролю и благоприятному инвестиционному климату внутри страны в Венгрии никогда не было проблемы утечки капитала за рубеж, напротив, приток прямых иностранных инвестиций в страну за 1990-1999 гг. составил более 20 млрд. долл.

Итак, за 10 лет по существу произошла коренная перестройка социально-эко­номической и политической системы страны, что позволило премьер-министру пре­дыдущего правительства В. Орбану заявить, что к 1999 г. трансформация в Венгрии завершена16. Значение этих преобразований высоко оценивают и иностранные специалисты. Так Т.У. Донахью, президент Торговой палаты США, во время своего визита в Венгрию сказал: "Многие за границей оценивают как чудо, что в Венгрии всего лишь за десять лет удалось преобразовать управляемую социалистическую экономику в рыночное хозяйство"17.

При всем значении необратимых и позитивных перемен в социально-эко­номическом развитии этой страны, признавая также, что в области рыночных реформ Венгрия продвинулась дальше других государств региона ЦВЕ, думается все же, что венгерский процесс трансформации завершен пока не полностью. Стране предстоит еще решение ряда серьезных задач по превращению ее народного хозяйства в эко­номику развитой современной страны с рыночным хозяйством.


Переориентация внешнеэкономических и внешнеполитических связей

Процессы трансформации политической и социально-экономической системы страны тесно связаны с перестройкой внешних связей Венгрии. О необходимости такой перестройки говорилось еще в программе М. Немета в 1989 г. "Возвращение в Европу" стало тогда основной целью общества.

В области внешней политики Венгрии в 1990-2000 гг. неизменно присутствовали три основных приоритета: интеграция в евроатлантические структуры, отношения с сопредельными странами, защита прав проживающих в этих странах венгров. С ок­тября 1990 г. Венгрия первой среди стран Центральной и Восточной Европы стала полноправным членом Совета Европы, с 1994 г. - ассоциированным членом Европей­ского Союза, с 1996 г. - членом Организации экономического сотрудничества и разви­тия. В 1994 г. венгерский парламент уполномочил правительство подать просьбу о приеме в полноправные члены Европейского союза, а в декабре 1997 г. Евро­пейский Совет начал переговоры о присоединении к ЕС шести стран "первой волны", в том числе Венгрии.

О желании присоединиться к НАТО венгерское правительство официально заявило в 1991 г.; эту позицию разделяли все кабинеты министров, находившиеся у власти в 90-е гг. Венгрия - единственная страна Центральной и Восточной Европы, где по вопросу о вступлении в НАТО был проведен референдум, на котором боль­шинство населения (85% принявших участие) высказалось за выступление. Тесное взаимодействие Венгрии с НАТО, начиная с середины 90-х гг. привело к приему страны в альянс 12 марта 1999 г. Сразу после вступления Венгрия была вовлечена в косовский конфликт и вынуждена была исполнять союзнические обязательства, которых она. возможно, предпочла бы избежать: предоставление в распоряжение НАТО военных аэродромов, с которых происходили бомбардировки Югославии, в том числе и областей с венгерским населением, отправка в Косово венгерского военного контингента.

Позиция Венгрии в югославском кризисе привела к осложнению отношений с Россией, к отзыву для консультаций посла России в Москву, к отсрочке готовив­шегося визита венгерского министра иностранных дел в Россию.

Если вступление в НАТО означает военно-политическую переориентацию, то по­степенный процесс подготовки к вступлению в ЕС означает создание и укрепление материальной основы такой переориентации, радикальное изменение системы внешнеэкономических связей страны.

---

16 N?pszabads?g, 2000, febr. 4, Jan. 22.
17 N?pszabads?g, 1999, szept. 18.

93


С заключением соглашения об ассоциированном членстве Венгрии в ЕС доля последнего во внешнеторговом обороте страны быстро увеличивалась. Одновременно падал удельный вес стран СНГ, включая Россию. Если в 1989 г. перед сменой системы доля социалистических стран составляла в экспорте Венгрии 44% (в 70—80-е годы она была более 50,%), развитых капиталистических стран 49%, в том числе ЕС - 27%, то в 2000 г. картина кардинально изменилась: доля развитых стран поднялась уже до 84%, в том числе ЕС - до 75%, доля бывших соцстран без бывшего СССР упала до 7,2%, а стран СНГ - до 2,5%18.

После смены политической системы в Венгрии, развала СЭВ и распада СССР наступило обвальное сокращение торговли Венгрии с бывшими странами СЭВ и СССР. Только с 1989 по 1991 г. объем торговли с СССР упал в 2,5 раза, в результате чего его доля в товарообороте Венгрии снизилась до 12%. Учитывая, что на советский рынок была раньше ориентирована значительная часть венгерского производства, что в течение десятилетий мощности венгерского машиностроения и легкой промыш­ленности развивались в первую очередь в расчете на потребности СССР, такое сокращение явилось одной из существенных причин трансформационного спада венгерской экономики. Однако Венгрии, в отличие от ряда других стран региона, удалось в течение относительно короткого времени и относительно безболезненно переориентировать свои внешнеэкономические связи на Запад. Большую роль в этом сыграли прямые иностранные инвестиции, с помощью которых был создан целый ряд современных предприятий, прежде всего в машиностроении, химии, производстве вычислительной техники. В венгерскую экономику пришли такие транснациональные компании, как "Дженерал Моторс", "Дженерал Электрик", "Сименс", "Юнилеверс" и др., принимавшие участие в приватизации венгерских предприятий, либо создавшие новые производства. Число совместных с участием иностранного капитала и чисто иностранных предприятий приблизилось к 30 тысячам.

Благодаря развитию кооперационных связей со странами Запада, Венгрии, един­ственной стране в Центральной и Восточной Европе, удалось поднять долю машин в экспорте с 15% в 80-е гг. и 11,9% в 1991 г. до 60% в 2000 г., причем в экспорте в страны ЕС доля машин составила в 2000 г. 65,9%. Это прежде всего поставки в рамках кооперации моторов внутреннего сгорания, комплектующих деталей для автомобилей, вычислительных машин и запчастей к ним19. Российский экспорт в Венгрию носит ярко выраженный энерго-сырьевой характер: энергоносители - газ и нефть занимают в нем 70—80%, а продукция машиностроения 5-6%. Доля России в венгерском экспорте к 1999 г. упала до 1,4%, а в импорте - до 5,8%20. Занимавшая когда-то первое место во внешнеторговом обороте страны Россия в 1999 г. опустилась на 8-е место (на 13-е в экспорте и 4-е в импорте)21.

По сравнению с 1990 г. экспорт Венгрии в Россию в 1999 г. упал примерно в 9 раз, а российский в Венгрию - на 35%. Венгерский экспорт в силу нестабильности эконо­мической ситуации в России был сопряжен в последние годы с большим риском: предприятия-импортеры после дефолта оказались не в состоянии оплатить купленные товары, в связи с чем экспортеры несли большие потери. В 1996 г. известный венгерский экономист Л. Чаба называл российский рынок "русской рулеткой"22, пос­ле же кризиса в августе 1998 г. венгерские экспортеры называли его минным по­лем. Тем не менее у ряда секторов венгерской экономики, традиционно ориентированных на российского потребителя, сохраняется заинтересованность в рос­сийском рынке.

---

18 Статистические справочники ВР за соответствующие годы: Magyarorsz?g Kulgaz?das?ga 1997. cs 1999, 11-12. old.
19 Magyarorsz?g kulgaz?das?ga 1999,13.45. old.
20 Magyarorsz?g 1998,67. old.
21 Magyarorsz?g kulgaz?das?ga 1999, 263. old.
22 Vil?ggazdas?g, 1996, dec, 9.

94

Сокращение российского импорта этих товаров заставило ряд крупнейших венгер­ских предприятий (АО "Лимпэкс", АО "Баболна", АО "Икарус", АО "Рихтер") умень­шить объем производства, провести крупные увольнения работников.

Венгрия практически завершила переориентацию своих внешнеэкономических связей на Запад, причем даже в большей степени, чем первоначально предусмат­ривала. Тем не менее венгерское руководство, особенно в выступлениях, адресо­ванных российской аудитории, и в ходе двусторонних встреч, постоянно подчеркивает, что развивая отношения с Западом, Венгрия весьма заинтересована в поддержании стабильных экономических связей с Россией 23.

Так, В. Орбан в интервью "Независимой газете" в ноябре 1998 г., т.е. вскоре после своего прихода к власти, посетовав на то, что у венгерского правительства теперь очень скромные связи с Россией, нет личных контактов с ведущими политиками, выразил пожелание, чтобы "как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе Россия была одним из ведущих партнеров Венгрии" 24.

Однако в среднесрочной внешнеэкономической стратегии, одобренной в конце 1999 г. правительством Венгрии, Россия, хотя и рассматривается как важный эко­номический партнер, но упоминается в одном ряду с Украиной, Казахстаном и Молдавией.


Социально-экономические последствия трансформации

Происшедшие в Венгрии в течение последних 10 лет реформ изменения носят исторический характер. За 10 лет произошла смена политической системы, пере­стройка государственного управления, коренная переориентация внешних экономи­ческих и внешнеполитических связей. В области реформирования экономики Венгрия является одной из наиболее продвинутых стран Центральной и Восточной Европы. Но реформы, как известно, не самоцель. Какие результаты они принесли?

К 1998 г. произошла стабилизация экономики. Экономический спад 1990—1993 гг. к 1994 г. закончился и начался сначала медленный, а затем с середины 1996 г. заметный рост общественного производства. В 1997 г. прирост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 4,6%, в 1998 г. - 4,9%, в 2000 г. - 5,2%. В целом, за 1996-2000 гг. прирост ВВП составил 22%, что в 1,7 раза превышает темпы роста ВВП за эти годы в странах ОЭСР и Центрально-европейского соглашения о сотрудничестве и торговле (ЦЕССТ), в 1,8 раза - в ЕС25. Объем ВВП в 2000 г. достиг уровня 1989 г. и даже превысил его на 4% 26.

Оживление экономического роста не только не привело к нарушению внутрен­ней и внешней сбалансированности, как это бывало раньше, но, напротив в 1995-1997 гг. сопровождалось значительным улучшением в этой области. Впервые за много лет стала сокращаться внешняя задолженность страны: в июле 1995 г. она достигла своего пика, составив 33 млрд. долл., в 1997 г. ее удалось сократить до 23,8 млрд. долл., т.е. на 9 млрд. долл.27 Такое сокращение долга было достигнуто в значительной степени благодаря доходам от приватизации, процесс которой резко ускорился с конца 1995 г. за счет активного привлечения иностранного капитала, кроме того, этому способствовала и частичная конвертация внешнего долга во внут­ренний. В 1997 г. Венгрия полностью отказалась от привлечения внешних заимствований, в частности, резервных кредитов МВФ для обслуживания внешнего долга. Таким образом, Венгрия стала выбираться из ловушки внешних долгов, в которую страна попала с середины 70-х годов.

---

23 N?pszabads?g, 1999, nov. 24.
24 Независимая газета. 11 .XI. 1998.
25 KSH, 2000. Magyarorsz?g, 1999,42. old.
26 N?pszabads?g, 1999, dec. 16; KSH. Magyarorsz?g, 1999, 2000. 42. old.
27 Magyar statisztikai ?vk?nyv, 1998, 348, 357,359. old.

95

Однако эта тенденция не является стабильной. При ускорении экономического роста, сокращении нормы инфляции и безработицы в 1998 г. снова стала ухудшаться ситуация в области равновесия. Дефицит текущего платежного баланса вырос по сравнению с рекордно низким уровнем 1997 г. в 2,3 раза и составил 4,8% к ВВП. На две трети это было вызвано внешними факторами, прежде всего ухудшением конъюнктуры на западных рынках, в связи с чем снова стал расти дефицит внешне­торгового баланса, достигший 2,7 млрд. долл. Увеличился отток иностранного капи­тала в виде репатриации прибыли. В 1998 г. он составил 1 млрд. долл. Снова начала расти внешняя задолженность, увеличившаяся в 1998 г. до 27,3 млрд. долл. и до

29,3 млрд. долл. в 1999 г. Негативная тенденция сохранилась и в 2000 г. Однако, учитывая ускорение роста ВВП в последние годы, отношение объема задолженности к ВВП несколько улучшилось, составив в 1999 г. 60,4%, а в 2000 г. - 66,8%. По сравнению с 1998 г. сократилось и отношение текущего платежного баланса и кон­солидированного бюджета к ВВП соответственно до 3,3 и 3,5%28. Золотовалютные запасы страны составили в 1999 г. почти 11 млрд. долл. 29

Заметно сократилась также норма безработицы: с 12% в 1992 г. до 6,5% в 1999 г. 30

С 1993 г. начался рост в промышленности. Он был выше среднего уровня в странах ОЭСР, ЕС и ЦЕССТ. В 2000 г. рост промышленного производства составил 18%. За последние годы улучшилась структура промышленного производства. Если раньше наибольший удельный вес в промышленном производстве занимала пищевая промышленность, то в результате развития за 1994-1999 гг., когда продукция машино­строения выросла более чем вдвое, оно вышло на первое место, его удельный вес в общем объеме производства увеличился с 15% до 40%. Опережающий рост этой отрасли произошел в основном за счет развития созданных при помощи иностранного капитала новых, современных экспортоориентированных мощностей, сконцентри­рованных в производстве автомобилей и комплектующих к ним деталей, вычи­слительной техники, а также техники связи. Высокий уровень культуры производства в этих отраслях, привнесенный крупнейшими мультинациональными компаниями, высокий уровень квалификации рабочей силы, ее относительная дешевизна су­щественно повысили конкурентоспособность венгерской продукции. Производство и экспорт указанных отраслей за 1994—1999 гг. выросли примерно в 6 раз, что способ­ствовало радикальной модернизации машиностроения в целом 31.

Хуже обстоит дело с сельским хозяйством, которое до смены строя было процве­тающей отраслью: по производству сельскохозяйственных продуктов на душу насе­ления она входила в первую пятерку стран мира. Еще в первый правительственный цикл после смены системы судьба отрасли была принесена в жертву коалиции ВДФ с ее основным союзником НПМХ, которая требовала роспуска кооперативов и раз­дачи земель. В результате произошло чрезмерное разукрупнение земельной собствен­ности. Сегодня только 2,3% землевладельцев имеют надел более 10 га, при этом у 57% участки не превышают 0,2 га. Резко снизилось потребление удобрений и применение сельскохозяйственной техники.

В 1999-2000 гг. объем производства сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности составил всего 60% от уровня 1989 г. Падение связано, наряду с прочим, с сокращением внутреннего спроса. Потребление мяса на душу населения упало с 1989 г. на 19 кг, значительно сократилось потребление молока.

---

28 Magyarorsz?g, 1999, 50, old; N?pszabads?g, 2000, fcbr., 17. Данные о задолженности учитывают задол­женность дочерних предприятий в Венгрии своим материнским фирмам за границей, т.е. гак называемые кредиты собственников. Без них объем задолженности-брутто составил в 1999 г. 24,5 млрд. долл. или 24.4 млрд. евро в 2000 г.
29 Magyar statisztikai zsebk?nyv, 99, 204. old; Magyarorsz?g, 1999, 48. old.
30 Magyar statisztikai zsebk?nyv, 94, 32. old; N?pszabads?g, 1999, dec. 16.
31 Magyarorsz?g, 1998. KSH, 2000, 67. old.

96


При таком сокращении производства и потребления в 1998 г. в Венгрии наибольшие проблемы вызывал кризис относительного перепроизводства32, вызвавший в 1999 г. падение цен на сельскохозяйственную продукцию. Однако учитывая, что удельный вес отрасли в настоящее время не превышает 6% ВВП, ее развитие не оказало существенного влияния на общий экономический рост.

На базе достижений в промышленности и сельском хозяйстве экспорт страны за 90-е годы увеличился более чем в 3 раза - с 8 млрд. до 25 млрд. долл.

Успехи стабилизации и реформ, переход к довольно устойчивому росту привели к повышению рейтинга кредитоспособности Венгрии. Оценки ведущих западных агентств стали еще благоприятнее.

Надо сказать, что в ходе смены системы социальная цена оказалась высокой. Так, если в 1990 г. в экономике было занято около 5 млн. человек, в первые годы транс­формации численность занятых сократилась на 1,5 млн. человек. Норма безра­ботицы в феврале 1993 г. достигла 13,6%. Доходы на душу населения и реальная заработная плата падали вплоть до 1994 г.

После резкого падения жизненного уровня в начале 90-х годов, а затем обвала в 1995 г., в 1997 г. начался рост реальной заработной платы и реальных доходов. Однако реальная заработная плата еще далека от уровня 1989 г.33. Опросы населения, проведенные в 1999 г., показали, что две трети населения с ностальгией вспоминали кадаровскую эпоху, считая что тогда им жилось лучше и они могли с большей эффективностью использовать свои возможности34. Несколько лучше положение с реальными доходами на душу населения, которые, однако, также не достигли предреформенного уровня.

По официальному курсу средний заработок достигает в Венгрии 10% от среднего уровня стран ЕС, а ВВП на душу населения - 20%. Дифференциация между 10% населения с наиболее высокими и 10% с наиболее низкими доходами после ее резкого роста в первой половине 90-х годов составила в 1999 г. примерно 7,5 раз, причем в Будапеште эта разница существенно выше - она достигает 10 раз, по сравнению с 5,9 раз в провинции 35. В апреле 2002 г. прошли выборы в парламент, на которых победила с небольшим перевесом ВСП, получившая вместе с блокировавшимся с ней ССД 198 мандатов, ФИДЕС с ВДФ получили 188. Поскольку при этом ВДФ объявил о самостоятельности своей фракции в парламенте, ВСП оказывается самой крупной партией в парламенте. Правительство было поручено сформировать представителю ВСП П. Медьешши, видному экономисту-управленцу, бывшему министром финансов еще при Я. Кадаре, затем в правительстве М. Немета (1989-1990) и Д. Хорна (1994-1998). Он известен не только в стране, но и за ее рубежами. П. Медьешши про­возгласил программу "социального поворота", на первые 100 дней правления своего правительства наметил целый ряд мер, прежде всего, в социальной сфере.

Новое правительство ждут нелегкие времена: свои обещания ему придется выпол­нять в условиях, унаследованного от предыдущей администрации замедления темпов роста (рост ВВП в 2001 г. составил 3,8% против 5,2 в 2000 г., промышленности - 4,1% против 18,3%), и намечающегося ухудшения внешнеэкономического равновесия.

Таковы основные итоги десятилетия реформ в рамках новой системы в одной из успешных стран Центральной и Восточной Европы, наиболее безболезненно пережившей годы рыночных потрясений.

---

32 Napi Magyarorsz?g, 1999, febr. 5.
33 Magyar statisztikai zsebk?nyv 1994, 35 old; Magyar statisztikai zsebk?nyv 1998, 42 old.; N?pszabads?g 1999, dec. 22.
34 Пульс планеты, 16.VIII. 1999.
35 Magyarorsz?g 1999,27. old.

Усиевич М. А. Десятилетие реформ в Венгрии. 90-е годы XX в. // Новая и Новейшая история. 2002. № 5. С. 80–97.

Усиевич Марина Александровна - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного фонда, грант № 02-02-00034А.