Реформы в Венгрии в 90-е годы XX века - с. 88

Политические преобразования

Процесс смены политической системы в Венгрии отличался от аналогичных про­цессов в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦВЕ) в первую очередь благодаря благоприятной почве, подготовленной многолетними реформами в рамках прежнего строя. Социалистический строй в Венгрии после 1956 г. еще до начала системной трансформации отличался от режимов других стран ЦВЕ тем, что был наиболее склонным к экономическим, а в конце 80-х годов - и к политическим реформам.

Содержание материала

Ощутимый рост цен в 1991-1993 гг. был связан с сокращением дотаций к рознич­ным ценам, переходом в торговле со странами восточного блока с расчетов в пере­водных рублях на расчеты в долларах,-ростом цен на отопление и бытовую энергию, который существенно опережал общий рост цен ввиду зависимости страны от импорта энергоносителей на 89%. Всплеск инфляции в 1995 г. - результат значи­тельной одноразовой девальвации форинта5.

При таких темпах инфляции в стране не было необходимости в шоковых методах ее преодоления, как это было, например, в Польше, где в 1990 г. норма инфляции составила 586%. Не было нужды проводить здесь также денежную реформу или деноминацию форинта.

Факторами сохранения управляемости инфляции в Венгрии в начале перехода к рыночной экономике стали: ранее достигнутая высокая насыщенность потреби­тельского рынка, обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и то­варного покрытия; постепенная либерализация цен при сохранении определенной регулирующей роли государства: с начал реформы доля либерализованных цен поднялась с 23% в 1968 г. до 55% в 1986 г., 80% - в 1989 г. и 92% в 1992 г.6 ; борьба с монополизмом на рынке путем внедрения серьезных санкций в отношении произво­дителей, пытавшихся использовать свое монопольное положение на рынке для навя­зывания покупателю монопольно высоких цен, а также быстрой либерализации импорта (уже в 1990 г. 90% его объема); антиинфляционная направленность програм­мы стабилизации в целом.

Государство в Венгрии неизменно уделяло большое внимание анализу причин ин­фляции и выработке на этой основе средств по ее сдерживанию. Антиинфляционная политика включала в себя как инструменты косвенного воздействия, прежде всего средства монетарной политики (политика процентных ставок и валютного курса), так и административное централизованное установление цен на группу товаров с регу­лируемыми ценами.

Хотя экономика Венгрии считается наиболее либерализованной среди стран ЦВЕ, в ней до последнего времени не допускалось введение свободно плавающего валютного курса. В 1990-1994 гг. в Венгрии устанавливался фиксированный валют­ный курс с пределами колебаний (валютный коридор), установленный Венгерским национальным банком. У политики валютного курса, проводимой государством, имеются две основные задачи - поддержание стабильности национальной валюты и обеспечение интересов отечественных экспортеров, не заинтересованных в завы­шении курса форинта. Поэтому, когда в 1994-1995 гг. курс форинта оказался завы­шенным, при том, что очень значительно вырос дефицит внешнеторгового баланса, в марте 1995 г. в рамках пакета стабилизационных мер, носивших название "пакета Бокроша", было принято решение о разовой девальвации форинта на 9% и одновре­менном введении скользящего курса форинта с заранее объявляемой ежемесячной нормой девальвации: до середины 1995 г. - 1,9% в месяц, во втором полугодии 1995 г. - 1,3%, в 1996 г. - 1,2-1,1%, в 1997 г. - 1,0-0,9%, в 1998 г. - 0,7%, в 1999 г. в январе - 0,6%, затем - 0,4%, с октября 1999 г. - 0,4%, в начале 2000 г. - 0,3%, с апреля 2001 г. - до 0,2%7. С 1 октября 2001 г. эта мера была вообще отменена. В результате норма инфляции сначала подскочила, а потом стала снижаться.

С 1997 г. все чаще стали говорить о том, что если в первые годы скользящая девальвация способствовала затуханию инфляции, то затем как бы стала стабили­зировать ее. Однако правительство и руководство Венгерского национального банка (ВНБ) еще в 1998 г. заявляли, что пока среднегодовые темпы инфляции не упадут ниже 4-5%, следует продолжать политику постепенной девальвации, при которой курс доллара постоянно снижается по отношению к форинту. Председатель ВНБ Д. Шурани, возражая в 1998 г. тем экономистам, которые считали, что монетарная

---

5 Vil?ggazdas?g, 1997, m?ra 26; Napi gazdas?g, 1998, dec, 30; N?pszabads?g, 1999, oki., 8.
6 Опыт управления социалистической экономикой в Венгрии. М., 1989, с. 136; Statisztikai dvk?nvy 1995.
7 N?pszabads?g, 1999, okt., 8; 2000, jun., 30; 2001, aug., 22.

88

политика ВНБ излишне консервативна в отношении инфляции, подчеркивал, что результаты антиинфляционной политики Венгрии в 1995-1998 гг. доказали правиль­ность выбранного пути (в Венгрии с лета 1995 г. темпы инфляции уменьшались на 4,4% в год, тогда как в других странах, где норма инфляции около 30%, например, в Чили, Ирландии, Испании, падение составляло 3-3,5%). Поэтому тогда же он подчеркнул, что Центробанк не видит в конце 1998 г. причин для изменения курсовой политики. "Правы те экономисты, - сказал Д. Шурани, - которые думают, что нельзя считать хорошей саму по себе ни систему свободно плавающего, ни систему фикси­рованного курса. Все зависит от конкретных условий"8.

Важным инструментом влияния государства на формирование цен в Венгрии является централизованное установление цен на определенные группы товаров. Если средства монетарной политики оказывают влияние на формирование цен через спрос, то через государственные цены государство оказывает прямое воздействие на фор­мирование индекса потребительских цен. В декабре 1999 г. доля товаров и услуг с регулируемыми ценами составляла 17,7%, в 2000 г. - 17,99%9. К товарам с регули­руемыми ценами относятся бытовая энергия (электроэнергия, газ) и лекарства, к услугам - тарифы на общественный транспорт и коммунальные услуги.

Другой важной особенностью государственного регулирования в области цен является контроль за формированием цен фирм, обладающих монопольным положением на рынке. Задачей Ведомства по конкуренции, созданного в 1991 г.. является не допустить злоупотребления таким положением. Важной сторо­ной деятельности этого Ведомства является отслеживание картельных соглаше­ний, ограничивающих конкуренцию, а также контроль за концентрацией про­изводства.

Успехи в борьбе с инфляцией являются важнейшей составляющей успехов стаби­лизации венгерской экономики в целом, видимыми результатами которой стали -переход к политике роста, улучшение внутри- и внешнеэкономической сбаланси­рованности, существенное сокращение в 1995-1997 гг. внешней задолженности страны и государственного долга в целом.