Реформы в Венгрии в 90-е годы XX века - Приватизация

Политические преобразования

Процесс смены политической системы в Венгрии отличался от аналогичных про­цессов в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦВЕ) в первую очередь благодаря благоприятной почве, подготовленной многолетними реформами в рамках прежнего строя. Социалистический строй в Венгрии после 1956 г. еще до начала системной трансформации отличался от режимов других стран ЦВЕ тем, что был наиболее склонным к экономическим, а в конце 80-х годов - и к политическим реформам.

Содержание материала

Приватизация

Успехи стабилизации происходили одновременно с интенсивным осуществлением трансформационных процессов. В течение 90-х годов по существу был завершен такой важнейший трансформационный процесс, радикально изменивший общест­венно-политический и экономический облик страны, как приватизация. В офи­циальных венгерских документах под приватизацией понимается передача государ­ственной собственности в руки частных как отечественных, так и иностранных соб­ственников на рыночных условиях (т.е. на возмездной основе).

Приватизация началась еще в 1989 г., ее пик пришелся на 1995-1997 гг., когда было реализовано около 60% всей собственности, приватизированной за 1990-1999 гг. Отличительной чертой этого процесса был ее преимущественно платный, денежный характер. К середине 1994 г. степень приватизации достигла около 50%, причем доля национальной частной собственности составляла уже 25-30%, а иностранной 15-20%10. В том же году приватизационный процесс замедлился, поскольку на руках у го­сударства оставались в основном предприятия ключевых отраслей венгерской эко­номики (энергетика, металлургия, тяжелая химия, монополии в области транспорта) и крупные |5анки, приватизация которых была не по силам отечественным пред-прйнимателямхввиду отсутствия у них достаточных капиталов. Дальнейшее прове­дение приватизации требовало принятия серьезных политических шагов.

---

8 N?pszabads?g, 1999, oki., 8; 2(ХЮ, jun., 30.
9 MNB. Jelent?s az infl?ci? alakul?s?r?l. 20(X). szept.
10 N?pszabads?g, 1994, nov., 30.

89

Пришедшее к власти летом 1994 г. социал-либеральное правительство во главе с социалистами, взяло курс на ускоренную приватизацию при активном участии ино­странного капитала, но с сохранением льгот для отечественного менеджмента и ра­ботников. Законом о приватизации, принятым в мае 1995 г., определялись задачи, условия и механизм приватизации. Ставилась цель, чтобы иностранные инвесторы, как правило, транснациональные компании, вкладывали дополнительные средства в приватизируемые предприятия и банки. Начался процесс приватизации энерге­тического комплекса, телекоммуникационного концерна и крупнейших коммерческих банков. Доходы от приватизации стали важнейшим источником пополнения государ­ственной казны и были направлены на решение важнейших народнохозяйственных задач. Так, только за один рекордный в истории венгерской приватизации год -1995 - государство получило около 4,5 млрд. долл., которые пошли на сокращение внешнего долга, удавкой висевшего на экономике страны.

В 1997 г. массовая приватизация в основном была завершена. Из двух тысяч достаточно значительных предприятий, находившихся на балансе государства, в его собственности на конец 1998 г. осталось лишь 218. От продажи собственности госу­дарство получило около 11 млрд. долл. Полностью были приватизированы такие от­расли, как фармацевтическая, химическая, табачная, предприятия по транспор­тировке нефти и газа, розничная торговля, пищевая промышленность11.

Оценивая результаты венгерской приватизации с учетом последних лет, следует отметить очень высокую, даже по европейским масштабам, долю иностранного капи­тала в экономике страны. Она составляет около 60% в обрабатывающей промыш­ленности, примерно треть в энергетическом секторе и более 60% в банковском секторе12.

Многие оппоненты такого направления венгерской приватизации высказывали опасения, что продажа стратегически важных отраслей в руки иностранного капитала может поставить под угрозу национальную экономическую безопасность страны. Однако венгерское руководство считает, что венгерская законодательная база дает возможность защиты государственных интересов. К тому же в условиях Венгрии, где до 80% энергоресурсов обеспечивается за счет импорта, и без приватизации создается высокая степень зависимости страны от внешнего рынка. Кроме того, считается, что участие западного капитала в промышленности и банковском деле создает благо­приятные условия для более тесной интеграции Венгрии в западноевропейские струк­туры накануне вступления в ЕС.

В то время, как социал-либеральное правительство считало, что приватизация в основном завершена, пришедшее к власти весной 1998 г. правительство В. Орбана приняло решение о ее продолжении. В 2000 г. государство рассчитывало получить от приватизации доходы в размере 100-140 млрд. форинтов. Хотя государственный сектор в 2000 г. во много раз меньше, чем 10 лет назад, его роль еще достаточно велика. В настоящее время полностью или частично в руках государства находятся такие важные фирмы, как монопольное предприятие в области энергетики "МВМ", Венгерская почта, железные дороги "МАВ", Пакшская АЭС, Венгерское речное пароходство "МАХАРТ", крупнейшая нефтегазовая фирма "МОЛ", авиационная фирма "МАЛЕВ", ряд предприятий химической и оборонной промышленности, аграрные объединения, лесные хозяйства, научно-исследовательские институты и пр. Однако, несмотря на то, что правительство В. Орбана провозгласило продолжение приватизации, процесс практически приостановился. Подготовка выше перечис­ленных фирм к приватизации шла медленно, при- этом экспертами отмечалось отсут­ствие у государства действенных механизмов контроля за эффективным управлением госактивами, т.е. за рентабельной деятельностью госпредприятий.

--------

11 N?pszabads?g, 2000, Jan., 20.
12 A hitelint?zeti rendszer 1999, ?vi teve'kenys?ge. Bp., 2000. angusztus, 17 old.

90