Гитлеровская идеология и политика расовой ненависти

Если в вопросе о государственных границах гитлеровцы в конечном счете выступали за их ликвидацию и за создание “общеевропейского жизненного пространства” под господством Германии, то одним из основных принципов политики гитлеровской Германии в оккупированных ею странах Европы было разделение и раскол национальностей и национальных групп.

Для обоснования своего вмешательства во внутренние дела других стран гитлеровцы еще в 30-е годы создали целую теорию “негосударственных национальных связей, разумеется, прежде всего между проживающими в разных странах немцами. Теоретической основой такой политики и идеологическим оправданием господства над народами оккупированных и зависимых стран и претензий на мировое господство стал оголтелый расизм, преступный характер которого был доказан на Нюрнбергском процессе и обоснован в приговоре трибунала.

Нацистские идеологи превратили расистскую теорию в инструмент биологической борьбы против представителей “неполноценных” рас. Под ее прикрытием они совершали акты агрессии, творили беззаконие в оккупированных странах, гнали в крематории Майданека, Освенцима и других концлагерей миллионы представителей “низших неполноценных рас”. Фашизм возвел насилие по отношению к “низшим расам” в ранг государственной политики и придал ему массовый характер. Гитлер, в частности, заявлял: “Стоит так называемым высоко образованным евреям – врачам, адвокатам и т.д., – много лет занимавшимся своим делом в западноевропейских городах, две недели прожить в гетто, как они тут же проникаются его духом и ходят в кафтанах и тому подобных одеждах. И есть ли лучшее доказательство того, что еврей в конце концов все-таки азиат, а отнюдь не европеец. Поэтому вся Европа через какое-то время должна быть полностью очищена от евреев” [1].

“Гитлеровцы рассчитывали, что проповедь расового превосходства создаст морально-политические предпосылки их господства над порабощенными народами.

На деле идеология и политика расовой ненависти стали источником внутренней слабости и внешнеполитической изоляции фашистской Германии, одним из факторов развала гитлеровского блока”, – отмечает академик П. Н. Федосеев [2].

Важной составной частью фашистского расистского мировоззрения являлась концепция так называемого “немецкого народного сообщества” (“Volksemeinschaft”), что должно было означать идею о господствующем положении немецкой нации. Родоначальник нацистской геополитики К. Хаусхофер в 1928 г. писал, что геополитика “обосновы-вает право на почву, на землю в самом широком смысле этого слова, не только на землю, находящуюся в пределах имперских границ, но и права на землю в более широком смысле единства народа и общности его культуры” [3].

Сам же Гитлер заявлял, что “показателем высокого уровня культуры является отнюдь не личная свобода, но ограничение личной свободы организацией, охватывающей как можно больше индивидуумов, принадлежащих к одной расе” [4].

Разжигание межнациональной вражды и предоставление одним национальностям некоторых привилегий с тем, чтобы привлечь их на свою сторону и помешать их объединению с другими национальностями, – вот наиболее распространенные принципы, которыми гитлеровцы руководствовались не только внутри какой-либо одной страны, но и в отношениях между разными странами. В 18-ти странах Европы, находившихся в годы второй мировой войны в той или иной степени зависимости от гитлеровской Германии, проживало 36 различных более или менее крупных национальностей. Практически в отношении каждой из них гитлеровцы стремились сформулировать свой особый “подход” и особую тактику, чтобы помешать их объединению в борьбе против общего врага. Исходя из расистской теории, гитлеровцы провозгласили на определенных условиях готовность проводить внешне либеральную политику в отношении народов, говорящих на германских языках (австрийцы, фламандцы, нидерландцы, датчане и норвежцы).

См. Гитлеровский 'новый порядок' в Европе — мифы и правда

[1] Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. – Смоленск, 1993. С. 333–334.
[2] Федосеев П. Н. Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. – Вопросы философии, 1975, № 5. С. 17.
[3] Семиряга М. И. Немецко-фашистская политика национального порабощения в оккупированных странах Западной и Северной Европы. – М., 1980. С. 223.
[4] Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. – Смоленск, 1993. С. 197.