Страны Центральной и Юго-Восточной Европы накануне политической и социально-экономической трансформации 1989-2000 гг.

Есть события, которые становятся своеобразной вехой в мировой истории. К таким, наверное, с полным основанием можно отнести 1989 год, когда в странах Центральной и Юго-Восточной Европы наступила пора больших перемен. Сорок с лишним лет здесь господствовала коммунистическая система, и теперь ей наступил конец. Прокатившаяся как эхо волна демократических революций имела огромный резонанс в мире, сравнимый с влиянием Великой Французской революции, "весны народов" 1848-1849 годов, Российской революции 1917 года.

Чем же были вызваны эти события? По мнению многих исследователей перемены здесь назревали давно. Система государственного социализма, которая и в предыдущие годы давала сбои (достаточно вспомнить кризисы 1956 года в Венгрии, 1968 года в Чехословакии, 1956, 1970 и 1980 годов в Польше), во многих своих аспектах исчерпала себя: это и неповоротливая социально-экономическая структура, наметившееся серьезное технологическое отставание от ведущих стран Запада, отсутствие подлинной политической свободы и демократии. Население восточноевропейских стран в массе своей действительно желало перемен, надеясь тем самым приблизиться к жизненным стандартам развитых стран.

В течение предыдущих десятилетий руководством некоторых восточноевропейских стран неоднократно предпринимались попытки реформировать систему "реального социализма".

Венгрия

Наиболее удачным примером в этом смысле являлся опыт Венгрии. К концу 80-х годов эта страна существенно продвинулась на пути либерализации экономики. После тяжелейшего общественно-политического кризиса 1956 года венгерское руководство пошло на ослабление централизма в экономике. В сельском хозяйстве внедрялись рыночные принципы, венгерские кооперативы получили больше экономической свободы с тем, чтобы повысить заинтересованность трудящихся в результатах своего труда. В результате социалистическая Венгрия не только себя обеспечивала продовольствием, но и превратилась в серьезного поставщика сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. Рыночные принципы внедрялись в области мелкого и среднего производства, сфере услуг и торговле. В 1987 году большинство цен уже не регулировалось административно. Население постепенно адаптировалось к правилам рынка. Рыночные реформы положительным образом сказались на уровне жизни венгров (1). В то же время накапливались и проблемы. Государственный промышленный сектор сохранял свою неповоротливость, здесь оказались более живучи идеи жесткого планирования, преимущества крупного хозяйства.

В политической области также наблюдалось движение в сторону идеологического плюрализма и расширения демократических свобод. В явочном порядке началось формирование политических партий и организаций. В 1987 году был основан Венгерский демократический форум - широкое политическое движение, оппозиционное коммунистическому руководству.

Польша

В Польше также были предприняты реформы в 80-е годы, которые привели к определенной экономической либерализации. Несмотря на то, что в целом в экономической сфере преобладала государственная собственность на средства производства, все же в мелком производстве, торговле и сфере услуг имели место капиталистические отношения. К концу 80-х годов постепенно были либерализованы цены, в 1987—89 годах была создана сеть коммерческих банков. Предприятия получили большую самостоятельность. Однако, реформаторская деятельность была недостаточно всеобъемлющей, по мнению польского экономиста Гжегожа В. Колодко (2), а население в свою очередь проявляло нетерпение. Серьезной проблемой стала инфляция, которая в 1988 году уже составила оппозиционное движение "Солидарность", которое возглавил гданьский механик с судоверфи Л. Валенса. В самой Польской объединенной рабочей партии усиливалось крыло, выступающее за реформы в стране. В целом "в Польше отсутствовало серьезное сопротивление реформам как со стороны политических элит, так и со стороны значительной части населения" (3).

Чехословакия

Попытка серьезного реформирования экономики и общества имела место в Чехословакии в 1968 году. Реформаторское крыло КПЧ предлагало отказаться от административно-командной системы в экономике и перейти к использованию рыночных отношений. В политической области предлагалось развитие механизмов политической демократии, а также звучали предложения обновить компартию на новой демократической основе. Но этим начинаниям не суждено было сбыться, поскольку 21 августа 1968 года в Чехословакию вошли войска стран - участниц Варшавского Договора, и демократические преобразования были свернуты.

Несмотря на то, что в середине 80-х годов социально-экономическая ситуация в Чехословакии была более менее благополучной по сравнению с другими восточноевропейскими странами (удалось достигнуть довольно высокого уровня жизни, успехов добились в сельском хозяйстве, в машиностроении, обрабатывающей промышленности), здесь также накапливались негативные тенденции. Так и не была осуществлена модернизация машиностроения, сказывалась нерациональность использования трудовых и материальных ресурсов, организации труда. Например, в стране выпускалось до 80% мировой номенклатуры машиностроительной продукции, что было очень много для такой маленькой страны. Назревала необходимость глубокой структурной перестройки экономики. Недовольство населения вызывало отсутствие демократии, гласности, неспособность общества контролировать коммунистическую партию, облеченную значительной властью в стране.

Болгария, Румыния, Албания

Особенно застойные черты проявились в Болгарии, где фактически оформился авторитарный режим Т. Живкова, не приемлющего никакой критики в свой адрес. Наблюдался застой в экономике и общественных отношениях.

Еще хуже дело обстояло в Румынии, где существовала диктатура одиозного лидера компартии Николае Чаушеску, державшего в страхе всю страну при помощи разветвленной системы спецслужб. Сама экономическая ситуация в результате серьезных просчетов румынского руководства оставалась плачевной: уровень жизни был низким, отмечалась острая нехватка и дороговизна товаров народного потребления, топлива, в том числе и для бытовых нужд. Партийная линия в области экономического развития основывалась на устаревших догмах о форсированной индустриализации и хозяйственной автаркии. Обострилась и национальная проблема, связанная с положением венгерского меньшинства, проживавшего на северо-западе страны, в исторической области Трансильвания.

Ситуацию в Албании в 80-е годы также нельзя было назвать благополучной. После смерти многолетнего лидера Э. Ходжи страна с трудом преодолевала наследие авторитарного прошлого. Албания оставалась едва ли не самой бедной страной социалистического лагеря в Восточной Европе. Неблагоприятным образом сказалась командно-административная система управления, перекосы в сельскохозяйственной политике, направленной на ограничение индивидуальной деятельности, и внешняя изоляция от остального мира. Албания фактически не имела опыта политической демократии и функционирования многопартийной системы. Поэтому проведение реформ зависело в первую очередь от доброй воли правящей коммунистической Албанской партии труда.

Югославия

Центробежные тенденции неудержимо нарастали в Югославии. Усиливался разрыв в социально-экономическом развитии союзных республик. Особенно вырвались вперед такие республики, как Словения и Хорватия. Между тем экономическая ситуация в самой федерации ухудшалась. Вырос внешний долг, проблемой стала инфляция, огромная безработица, вынужденная эмиграция. Проблемы во многом были вызваны кризисом децентрализованной экономической системой Югославии, не последнюю роль сыграло ухудшение конъюнктуры мирового рынка, с которым эта страна была сильнее связана, по сравнению с остальными странами Центральной и Восточной Европы. Усиливалась этно-конфессиональная нетерпимость. Страна неудержимо двигалась к своему распаду. Антифедералистские настроения в первую очередь были распространены в промышленно развитых республиках Словении и Хорватии, которые рассматривали федерацию в качестве тяжелой обузы. Все громче стали раздаваться протесты против однопартийной системы, требования политической реформы.

Итак, перемены назрели практически во всех странах социалистического лагеря. К ним привел целый комплекс политических, экономических и социальных причин.

Сноски

  1. См. более подробно: Усиевич М. А. Десятилетие реформ в Венгрии. 90-е годы XX в. // Новая и Новейшая история. 2002. № 5. С. 85 - 86.
  2. Колодко Г. В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. М., 2000. С. 29.
  3. Бухарин Н. И., Синицына И. С, Чудакова Н. А. Польша: десять лет по пути реформ // Новая и Новейшая история. 2000, № 4. с. 39.

Политическая и социально-экономическая трансформация стран Центральной и Восточной Европы с 1989 по 2000 год // Блинова М. А. Социалистический интернационал и страны Центральной и Восточной Европы в 1989-2002 годах. М., 2003. С. 20-24.