Особенности внутритаджикского вооруженного конфликта

Корни межтаджикского противостояния, как справедливо отмечается в докладе, подготовленном группой специалистов Института стран СНГ, уходят еще в досоветские времена. Известно, что Таджикистана как отдельного, единого национального государства таджиков никогда не существовало. Вместе с тем, таджикская культура была ведущей в Средней Азии, а таджикское духовенство - наиболее авторитетным в регионе (70).

Содержание материала

Вопрос об обеспечении безопасности таджико-афганской границы неоднократно включался в повестку дня заседаний СГГ СНГ.

Так, в Заявлении о мерах по нормализации обстановки на таджико-афганской границе от 7 августа 1993 г., принятом главами Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана (75), выразив глубокую озабоченность серьезным осложнением ситуации на этой границе, главы пяти государств заявили, в частности, следующее.

  1. Таджикско-афганская граница рассматривается ими как часть общем границы СНГ.
  2. Будут приняты все срочные и необходимые меры по обеспечению безопасности на таджикско-афганской границе и в этих целях будет усилен охраняющий границу контингент из состава пограничных войск и вооруженных сил Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
  3. Республике Таджикистан будет оказана дополнительная военная, экономическая и гуманитарная помощь, а также содействие в ускоренном создании национальных вооруженных сил и пограничных войск.
  4. В случае продолжения вооруженных нападений извне будут приняты ответные и соразмерные меры по их пресечению в соответствии с положениями Договора о коллективной безопасности стран СНГ, двусторонними соглашениями с Таджикистаном, а также правом на индивидуальную и коллективную самооборону, предусмотренную статьей 51 Устава ООН.

В Меморандуме о сотрудничестве по охране внешних государственных границ от 24 декабря 1993 г. руководители пяти вышеназванных государств, а также Туркменистана заявили, что охрана их внешних границ является общим делом этих стран и должна осуществляться согласованными совместными усилиями (76).

В Договоре между РФ и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25 мая 1993 г. было определено, что воинские формирования Вооруженных Сил России, временнонаходящиеся на территории Таджикистана, кроме функций обеспечения безопасности РФ обеспечивают совместно с Вооруженными Силами Таджикистана безопасность этой республики по ее границе с государствами, не являющимися участниками СНГ (77).

В тот же период между двумя государствами было заключено Соглашение о правовом статусе пограничных войск РФ, находящихся на территории Республики Таджикистан (78). В ст. 2 этого документа говорится, что Республика Таджикистан в интересах обеспечения собственной безопасности, безопасности РФ и коллективной безопасности государств - участников СНГ на переходный период, до завершения процесса формирования собственных пограничных войск, делегирует вопросы охраны государственной границы с Афганистаном и Китаем в пределах своей территории пограничным войскам РФ.

Пограничные войска РФ в период их пребывания на территории Республики Таджикистан обеспечивают охрану государственной границы Таджикистана с Афганистаном и Китаем. В своей деятельности они руководствуются сохраняющими силу международными договорами бывшего СССР с Афганистаном и Китаем, соглашениями по пограничным вопросам между государствами СНГ, законами Республики Таджикистан, законодательными и иными нормативными актами РФ в части, не противоречащей законодательству Республики Таджикистан. Свои действия по охране государственной границы Таджикистана погранвойска России согласовываю! с главой государства и Правительством республики (79).