Земский собор и опричнина

Был ли указ об опричнине утвержден на земском соборе? Вопрос дискуссионный. Некоторые авторы отвечают на него утвердительно [Н. И. Костомаров (54), А. А. Зимин (55), С. О. Шмидт (56), Р. Г. Скрынников (57)]. Решает его отрицательно Н. И. Павленко (58). Думается, полемика в значительной мере основана на неясности исходных позиций: что такое собор? Имеются сложности и в датировке собора. Есть предположение, что он открылся еще до 3 декабря 1564 г. — дня отъезда Ивана Грозного в Александрову слободу (59). Но об этом в нашем распоряжении нет данных.

Содержание материала

Отъезд царя Ивана IV из Москвы в Александрову слободу

Указание на собор видят в сообщении Таубе и Крузе о выступлении Грозного в конце 1564 г. в «большой палате» перед «духовными и светскими чинами» («в присутствии представителей всех чинов») с заявлением об отречении от престола. Царь сказал, что ему известно о готовящемся покушении «на его здоровье и жизнь», о намерении «передать русское государство чужеземному господству» и снял с себя «царскую корону, жезл и царское облачение». Через две недели Грозный «приказал всем духовным и светским чинам» явиться на митрополичье богослужение в Успенский собор. Выйдя из церкви, царь благословил собравшихся «первых лиц в государстве», сел с семьей в сани и уехал в Александрову слободу (60).

Послание Таубе и Крузе — источник мутный, с неточными датами. Делать на его основе выводы трудно. Но он зафиксировал слухи о каких-то сословных совещаниях. Неизвестно, что за «чины» заседали в «большой палате», возможно, члены боярской думы и «освященного собора», т. е. высшие государственные и церковные сановники. Собрание в церкви было более широким (при прощании с царем присутствовали митрополит, архиепископы, архиереи, игумены, священники, монахи, высшие чиновники, военачальники, бояре, купцы). Очевидно, церковная служба, устроенная царем, была задумана им как политическая демонстрация перед сословиями. Если те, кто был на богослужении, присутствовали и на царском «совете», то это — представительное совещание соборного типа, сопровождаемое церковной церемонией.

В распоряжении исследователей — две версии об обстоятельствах отъезда царя из Москвы в Александрову слободу: одна (иностранная информация) говорит о предварительной подготовке; другая (летописная версия) утверждает, что Грозный покинул Москву неожиданно для населения. Так или иначе, сношения Грозного с населением Москвы происходили в формах обращения царя к сословиям. Но это не дает права говорить о деятельности в то время организованного земского собора.

––

52 РИБ, т. 31, стб. 166, 217, 243, 244.

53 О формах правления в Русском государстве XVI в. см. статьи Г. Б. Гальперина в «Вестнике Ленинградского гос. университета», 1969, № 23, Серия экономики, философии и права, вып. 4, с. 126—135 и 1971, № 11, Серия экономики, философии и права, вып. 2, с. 107—115.

54 Костомаров Н. И. Старинные земские   соборы.— Исторические монографии и исследования, т. XIX, изд. 3. СПб., 1887, с. 328—330. В. Н. Латкин считает, что по вопросу об опричнине царь не созывал «полного собора», но «объяснялся с народом и услышал   от   него   мнение» (Латкин В. Н. Земские соборы древней Руси. СПб., 1885, с. 80).

55 Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 131.

56 Шмидт   С.   О.   Становление   российского   самодержавства.   М.,   1973, с. 211-246.

57 Скрынников Р. Г. Начало опричнины. Л., 1966, с. 239, 242.

58 Павленко Н. И. К истории земских соборов XVI в.— «Вопросы истории», 1968, № 5, с. 91-97.

59 Шмидт С, О. Указ. соч., с. 237.

60 Послание И. Таубе и Э. Крузе.— «Русский исторический журнал», кн. 8. Пг., 1922, с. 31—32. По Таубе и Крузе, совещание в «большой палате» Состоялось в 1566 г., «в воскресенье после дня св. Николая».