Обсуждение царских грамот
Царские грамоты обсуждались, видимо, на митрополичьем дворе. Порядок их обсуждения летопись излагает не очень отчетливо. Она называет три группы лиц, собравшихся у митрополита и вблизи его двора:
1) высшие церковные иерархи;
2) бояре, окольничие, дети боярские, приказные люди, «священнический и иноческий чин»;
3) «гости и купцы и все граждане града Москвы» (65).
Нет оснований считать, что вторая группа присутствовала «неофициально» (66). Но, очевидно, собрались и просто любопытствующие. Их летопись обозначает словами «множество народа». Собрание сословий могло перейти в вечевую сходку. Грамоты рассматривались не просто «адресатами» (67), а теми социальными группировками, которых они затрагивали. Члены «освященного собора» «в велице недоумении быша», остальные группы подавали челобитные, «молиша» митрополита и «освященный собор» склонить «царя на милость», чтобы тот «государьства своего не оставлял, и своими государьствы владел и правил». Митрополит (судя по летописи) отправил делегацию к Грозному (новгородского архиепископа Пимена и чудовского архимандрита Левкия) ходатайствовать о снятии опалы. Кроме того, в Александрову слободу самостоятельно поехали представители всех трех сословных групп (68).
––
65 ПСРЛ, т. 13, ч. 2, с. 392-393.
66 Павленко Н. И. Указ. соч., с. 94—95.
67 Там же.
68 ПСРЛ, т. 13, ч. 2, с. 393.