Земский собор 1566 г. о продолжении войны с Польско-Литовским государством - с.112

Учреждение опричнины было для Ивана Грозного шагом к укреплению самодержавия. Узаконив начала сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия расчищала путь к абсолютизму. Но и в дальнейшем Иван Грозный не смог обойтись без помощи сословных учреждений. В 60-х годах XVI в. в условиях сложной внешней политики, проводимой Русским государством, и напряженной Ливонской войны правительство обращается к земскому собору по вопросам, касающимся международных отношений.

Содержание материала

с.112

Члены боярской думы получили в качестве рабочего материала «выписи речей боярских с послы с литовскими» (т. е. выписку из текста переговоров о перемирии Литвы с Россией), другие курии действовали по цареву приказу или наказу (трудно сказать, письменная ли это инструкция или устное распоряжение).

Соображения, доведенные до сведения правительства, грамота называет «речами». М. Н. Тихомиров поставил вопрос: что это такое? «Идет ли речь о «сказках за руками» (т. е. о мнениях за подписями) или о действительных речах, произнесенных на соборе, остается неясным» 105. Вероятно, все же были устные выступления, ибо отмечены и расхождения во мнениях. Специально, например, записана «мысль» печатника Ивана Михайловича Висковатого. Особо приведены слова смольнянина Игнатия Твердикова с товарищами. Луцкие и торопецкие помещики говорили дважды («по другому вопросу»), или, во всяком случае, раздельно по двум вопросам:   о   Полоцке и о Ливонских городах

В записи соборного документа отразились живые речи бывших на нем представителей сословий, и это является лучшим опровержением утверждения Флетчера о том, что высказываемые на совещаниях мнения «бывают всегда однообразны и произносятся как бы затверженный урок» 106. Напротив, оттенки суждений были весьма разнообразны и по аргументации, и по манере доказательств, и по стилю. Грамота — яркий документ политической мысли, дипломатического искусства и литературного творчества.

В речах духовных иерархов историческая доктрина в обоснование прав на Ливонию («А Ливонская земля от прародителей государя нашего... и государская правда перед королем велика») сочетается с изложенным колоритным языком житейским афоризмом в защиту целостности территории Полоцкого повета («Ано и село или деревни без ноль и без угодей не живут: а городу как быти без уезда?»). От практических советов правительству относительно дальнейших внешнеполитических акций духовенство отказывается, ограничиваясь заявлением: «А как ему государю за те городы стояти, и в том его государская воля, как его государя бог вразумит; а наша должная за него государя бога молити, о том советовати нам непригоже» (107).

Практичностью, предусмотрительностью и знанием внешнеполитической обстановки отличается речь членов боярской думы. Высказывается чисто хозяйский расчет по поводу невыгодности уступки Литве полоцкой территории («заречья»): «а на сей стороне Двины Полотцкой повет все худые места, а лутчие места Полотцкого повета все за Двиною».

---

105 Тихомиров М. И. Указ. соч., с. 54.
106 Флетчер Д. О государстве Русском, изд. 3. СПб., 1906, с. 37.
107 Акты, относящиеся к истории земских соборов, с. 3.