Земский собор 1566 г. о продолжении войны с Польско-Литовским государством - с.113

Учреждение опричнины было для Ивана Грозного шагом к укреплению самодержавия. Узаконив начала сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия расчищала путь к абсолютизму. Но и в дальнейшем Иван Грозный не смог обойтись без помощи сословных учреждений. В 60-х годах XVI в. в условиях сложной внешней политики, проводимой Русским государством, и напряженной Ливонской войны правительство обращается к земскому собору по вопросам, касающимся международных отношений.

Содержание материала

с.113

Хозяйственные соображения сочетаются с политическими: «А коли у Полотцка заречья поступитися, ино и посады заречные Полотцкие будут в королеве стороне». Явная тревога по поводу военного усиления противника звучит в словах: «А в Ливонскых городех у короля великая прибыльная рать прибудет, ино тогды и Пскову будет нужа, не токмо Юрьеву с товарыщи» (т. е. увеличение польских войск в Ливонии повлечет за собой угрозу России с запада — со стороны не только Юрьева, но и Пскова). Литовским послам бросается упрек в том, что они предъявляют русским людям повышенные требования («...замерили великим безмерней, болыни того и не говорят...»). «Правда» русского государя противопоставляется королевской «высости». Заканчивается речь призывом к активной защите интересов России и обещанием правительству Ивана IV выступить на его поддержку («а нам всем за государя головы свои класти...») под лозунгом «бог гордым противитца» (108). Это впечатляющее и целеустремленное политическое заявление.

В дворянских речах дается краткое обоснование царской «правды», подчеркивается желание выполнить государеву «волю» и принять участие в военных действиях. «...А наша должная хо-лопей его, за него государя и за его государеву правду служити ему государю своему до своей смерти»; «а мы холопи его готовы для его государева дела головы свои класти, и помереть готовы за государя своего и за его детей, за государей наших за царевичев, и за их вотчины» (109).

Луцкие и торопецкие помещики, засвидетельствовав свою боевую готовность («а мы холопи его государские ныне на конех сидим, и мы за его государское с коня помрем»), вставили колоритные слова, показывающие значение для них полоцкого вопроса: «... за одну десятину Озерищского и Полотцкого повету по-кладем головы свои» (110).

Дьяки и приказные люди обратили внимание на то, что Иван IV «поймал» Полоцк и Ливонскую землю «за своею саблею» (111), т. е. военным путем.

Очень деловита, и притом эмоциональна, речь гостей и купцов. Они подчеркнули приоритет русского государя перед польским королем в завладении Ливонией: «...до того времени, как государь наш в Ливонской земле учал городы имати, король не вступался; и перед государем нашим царем и великим князем в том королева великая неправда». Государь не может «отступитися» городов в Ливонской земле, ибо они добыты дорогой ценой: «доступаючи» их «все люди животы свои положили». Тот же довод мы слышали и от дьяков, и от приказных людей. Здравые соображения гости и купцы высказали по поводу Полоцка. Литовские послы предлагали оставить при нем слишком мало земли. Это вызывало беспокойство: «и тем городом как без земли быти, и село без деревень покинути?

108 Акты, относящиеся к истории земских соборов, с. с. 4.
109 Акты, относящиеся к истории земских соборов, с. 6, 7.
110 Акты, относящиеся к истории земских соборов, с. 8.
111Акты, относящиеся к истории земских соборов, с. 8—9.